Обучение лепке детей в группах раннего возраста»

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 21:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически изучить особенности обучения лепке детей младшего дошкольного возраста.
В настоящем исследовании были поставлены и решались следующие задачи:
1) Изучить история возникновения лепки, как вида изобразительного искусства;
2) изучить особенности лепки в детском саду;
3) рассмотреть методику обучения лепки детей младшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоритическое изучение лепки, как вида изобразительной деятельности……………………………………………………………….………..5
Особенности лепки в детском саду…………………………………………8
Виды лепки ………………………………………………………………….10
Оборудования и материалы для лепки …………………………………….13
Выводы …..…………………………………………………………………………15
Глава 2. Экспериментальное изучение вида изобразительного искусства – лепка
2.1. Методика проведения занятий лепкой с детьми раннего возраста детского сада…………………………………………………………………………………..16
2.2. Конспект занятия по лепке в первой младшей группе ….………………….23
Заключение …………………………………………………………. ……………..27
Список использованной литературы ……………………………………………..29

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 57.46 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Обучение лепке детей в группах раннего возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоритическое изучение лепки, как вида изобразительной деятельности……………………………………………………………….………..5

    1. Особенности лепки в детском саду…………………………………………8
    2. Виды лепки ………………………………………………………………….10
    3. Оборудования и материалы для лепки …………………………………….13

Выводы …..…………………………………………………………………………15

Глава 2. Экспериментальное  изучение вида изобразительного искусства  – лепка

2.1. Методика проведения  занятий лепкой с детьми раннего  возраста  детского сада…………………………………………………………………………………..16

2.2. Конспект занятия по  лепке в первой младшей группе ….………………….23

Заключение …………………………………………………………. ……………..27

Список использованной литературы ……………………………………………..29

Приложение 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность мое темы в том, что обучение лепке детей раннего возраста неотъемлемая часть в развитии ребенка. Лепка необходима для развития у детей ощущений, восприятий и наглядных представлений. Доказано, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения является осязание предмета.

И.М. Сеченов делал акцент на то, что «телесную форму предметов  руки определяют иначе, чем глаза, и  определяют ее полнее благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым  от глаз, и к задним, которые глазам уже совершенно недоступны. Руками мы ощупываем предметы со всех сторон, и в этих определениях очень большую  роль играет разнообразное изменение  формы ладонной поверхности, дающее возможность чувствовать углы, выпуклости, углубления и пр.».

На занятиях лепкой дошкольники  учатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются  навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление детей достичь  качественных результатов говорит  об их настойчивости, способности к  преодолению трудностей. [16;3]

Изображать предметы, явления  в лепке задуманное дети могут  лишь при условии овладения техникой каждого вида изобразительной деятельности. Несмотря на то, что техническое  исполнение не является главным, тем  не менее овладение правильной техникой необходимо.

Поэтому перед нами стоит  проблема: какие формы и методы ознакомления детей раннего возраста на занятиях лепкой будут способствовать формированию технических умений и навыков.

Объект исследования: процесс  формирования технических умений и  навыков на занятиях лепкой

Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие успешность формирования  технических умений и навыков  лепке у детей младшего дошкольного  возраста.

Цель исследования: теоретически изучить особенности обучения лепке  детей младшего дошкольного возраста.

В настоящем исследовании были поставлены и решались следующие  задачи:

1) Изучить история возникновения  лепки, как вида изобразительного  искусства;

2) изучить особенности  лепки в детском саду;

3) рассмотреть методику  обучения лепки детей младшего  дошкольного возраста.

Гипотезой исследования стало  предположение, что изучение теоретических  аспектов обучения лепки, позволит понять сущность и особенности использования  этого вида изобразительной деятельности в работе с детьми.

Для осуществления исследовательской  работы нами были определены следующие  основные методы:

- теоретический анализ  и синтез;

- анализ педагогической, психологической литературы, связанной  с кругом проблем, обозначенных  задачами исследования;

- изучение опыта работы  педагогов.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Теоритическое изучение лепки, как изобразительного вида деятельности.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей  дошкольного возраста. Скульптор  И. Я. Гинцбург говорил о значении лепки следующее: «...В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. В рисовании предмет изображается относительным. Из-за перспективы часто умаляется, а иногда и совершенно теряется сущность свойств предмета, главный его смысл... Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного — тела от приставных частей — все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки».[10; с.35]

Мир скульптуры многообразен. На протяжении многих веков талантливые  скульпторы создавали свои произведения — статуи, скульптурные группы, бюсты.

В скульптуре художник выражает духовный мир человека и представления  об окружающем, воплощает свои эстетические идеалы.

Скульптура как вид  искусства играет значительную роль в нашей жизни. Она выполняет  разные задачи, пропагандирует большие  идеи, сложные мысли и чувства. Как и другие виды искусства, скульптура имеет свою специфику, которая выражается и в содержании, и в выборе материала  и выразительных средств.

Отличительной особенностью скульптурного изображения является его объемность, трехмерность. Основные виды скульптуры — это круглая скульптура и рельеф. Если изображение можно обойти кругом, рассмотреть со всех сторон, то такая скульптура называется круглой (примерами подобной скульптуры являются памятник Минину и Пожарскому И. П. Мартоса, памятник А. С. Пушкину А. М. Опекушина и др.).[6; с.524] В том случае, если предмет изображен с одной стороны и представляет из себя выпуклое изображение, выступающее над плоскостью, — перед нами рельеф.

Рельефное изображение имеет  две разновидности: барельеф и горельеф. Фигуры, изображенные в барельефе, выступают  над плоскостью не более чем на половину своего объема, в горельефе  они возвышаются над плоскостью изображения более чем наполовину, а иногда бывают и полнообъемными и лишь прикасаются к фону отдельными деталями. Поэтому барельеф иногда называют низким рельефом, а горельеф — высоким. Наряду с выпуклым рельефом существует еще одна его разновидность — углубленный рельеф, или контррельеф. Этот вид рельефа приближается к графическому изображению, он был распространен в Древнем Египте, но сейчас встречается редко.

Характер скульптуры, выбор  изобразительных средств, материала  зависит, прежде всего, от цели создания произведения. По назначению скульптурные произведения делятся на монументальные и станковые.

Монументальные произведения рассчитаны на массовое восприятие, они  пропагандируют значительные общественные события, часто воплощают положительный  образ своего времени. К монументальной скульптуре относятся памятники  исторических событий, памятники героям. Монументальные произведения предназначаются  для украшения площадей, парков, больших общественных зданий. Если монументальная скульптура, как правило, превышает изображаемый объект в два-три раза, то станковая скульптуру по своим масштабам занимает промежуточное положение, так как предметы, изображенные в станковой скульптуре, почти совпадают с размерами натуры (они бывают чуть меньше или немного больше оригинала).

Станковая скульптура не связана  с каким-либо художественным ансамблем. Ей свойственна тонкая психологическая  многогранная характеристика образов  и богатство формы. Это скульптурные портреты, фигуры, скульптурные группы, которые мы часто видим в музеях и художественных салонах.

Разновидностью станковой  скульптуры является скульптура малой  формы. Она включает в себя статуэтки  из камня, дерева, кости, металла. Хорошо известны античные терракотовые статуэтки IV—V вв. до н. э., в которых изображены мифологические герои или древние  божества. К скульптуре малой формы  можно отнести и мелкую декоративную пластику современных народных мастеров.

Произведения скульптуры создаются из разных материалов: твердых (камня, дерева, металла) или пластичных (терракоты, стекла и т. д.). Выбор материала дает возможность скульптору выявить особенности создаваемого образа.

Говоря о художественном образе в скульптуре, нужно отметить, что в этом виде искусства в  основном изображается человек. Различные  свойства материалов используются для  передачи всего комплекса особенностей человеческого тела, его мягкости, упругости, динамики, плавности движений и т. д. Человек — главная тема скульптуры, но не единственная. Художники-скульпторы в своем творчестве отражают и  весь многообразный мир, окружающий человека.

Изображение растений, предметов  быта часто встречается в рельефной  скульптуре, так как композиция в  рельефе располагается на плоскости, которая позволяет изображать не только многофигурные сцены, но и  пейзаж.

Круглая скульптура, всегда связана с определенной средой, в  которой она находится. Свет, естественный или искусственный, окружает скульптуру и служит средством выявления  ее пластических особенностей.

 Эту особенность света и тени усиливать характер формы умело использовали греческие скульпторы. Рассматривая скульптурную группу Лаокоон, мы видим, как мастер сумел показать страдания, которые испытывают герои. Светотень помогает автору усилить внутреннее состояние героя, она углубляет морщины лица, глазные впадины кажутся очень глубокими и темными — все вместе создает впечатление тяжелых страданий.

Выразительность любого скульптурного  произведения зависит от того, насколько  умело скульптор использует в  своем художественном творчестве различные  средства выразительности, свойственные этому виду изобразительного искусства. Если сравнивать скульптуру и живопись, то мы увидим, что как в одном, так и в другом виде искусства  изображается объем предметов; но живописцу  при передаче объема приходится создавать  иллюзию объемности, которая достигается  при помощи света и тени.

Скульптурный же художественный образ действительно существует в пространстве и обладает реальной объемностью, которая вызывает у  зрителя желание рассмотреть  его со всех сторон. Рассматривая скульптуру и обходя ее кругом, зритель каждый раз по-новому воспринимает постановку корпуса в пространстве, поворот  головы; кроме того, создается ощущение, что фигура движется, изменяется.

Многие скульптурные произведения, рассчитанные на восприятие взрослых, могут быть интересны и для  детей дошкольного возраста. Воспитатели  детских садов и родители в  доступной форме могут разъяснить детям содержание того или иного  произведения, рассказать о его художественных достоинствах.

Говоря о лепке в  детском саду, мы имеем в виду изобразительную деятельность, в  процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают  элементарную скульптуру, пользуясь  глиной или пластилином.

Во время работы с глиной ребенок получает эстетическое наслаждение  от ее пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки.

Если этот вид деятельности правильно поставлен, то лепка может  стать любимым занятием детей.

На занятиях лепкой перед  воспитателями ставятся определенные задачи: развитие детского творчества, вооружение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности. Система обучения в детском саду строится таким образом, чтобы подготовить детей к школе.

1.1.    Особенности лепки в детском саду

Дети видят в детском  саду резные фигурки, выполненные богородским и или городецкими мастерами, фарфоровые статуэтки, глиняные скульптуры дымковских искусниц, с интересом рассматривают их со всех сторон, ощущая руками гладкую или шероховатую поверхность.

Своеобразной скульптурой  является игрушка из папье-маше (бумажно-древесных  масс), керамическая, деревянная токарная, из различных пластических масс.

Халезова Н.Б. писала: «Во время работы с глиной ребенок получает эстетическое наслаждение от ее пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки. Одновременно ребенок осознает различные свойства глины и пластилина, знакомится с объемной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Если этот вид деятельности правильно поставлен, то лепка может стать любимым занятием детей»[20;с.25]

Куклы, животные имеют мягкие пластические формы, большую обобщенность образа, условность изображения, что  очень, близко к возможностям детей  в ваянии, к особенностям их представлений  о реальных предметах.

Информация о работе Обучение лепке детей в группах раннего возраста»