Этнохудожественное образование в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:48, реферат

Описание работы

Уходящий XX век удивил мир своими техническими достижениями, но этот же век принес человечеству невиданные ранее страдания и неисчислимые жертвы. Многие конфликты, ставшие причиной войн и масштабного терроризма, носили откровенно национальную окраску. Создалось впечатление, что этот век был веком культуры войны, на которую обитатели планеты Земля обрекли себя, не желая понимать и уважать друг друга, видеть общечеловеческие идеалы и ценности.

Содержание

Введение 2
1. Особенности использования элементов народной культуры в учебно-образовательном процессе в начальной школе 3
2. Фольклорная педагогика: задачи и методика работы 6
3. Пример Игры-путешествия «В мир народной культуры». 11
Заключение 19
Список литературы 20

Работа содержит 1 файл

контр_этнохудожественное образование в начальной школе.docx

— 47.13 Кб (Скачать)

Содержание 

     Введение 2

     1. Особенности использования элементов народной культуры в учебно-образовательном процессе в начальной  школе 3

     2. Фольклорная педагогика: задачи и методика работы 6

     3. Пример Игры-путешествия «В мир народной культуры». 11

     Заключение 19

     Список литературы 20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

     На  сегодняшний день составной частью среднего образования должно стать  этическое образование детей. Это  образование влияет на динамику индивидуального  самосознания, выработку нравственной позиции в принятии и исполнении решений, помогает определить моральные  критерии поведения, сделать правильный выбор в конкретной жизненной  ситуации

     Уходящий XX век удивил мир своими техническими достижениями, но этот же век принес человечеству невиданные ранее страдания и неисчислимые жертвы. Многие конфликты, ставшие причиной войн и масштабного терроризма, носили откровенно национальную окраску. Создалось впечатление, что этот век был веком культуры войны, на которую обитатели планеты Земля обрекли себя, не желая понимать и уважать друг друга, видеть общечеловеческие идеалы и ценности.

     И все же большая, здоровая часть человеческого  сообщества жаждет мира и взаимопонимания. Люди хотят видеть красоту, любить и  быть любимыми, реализовы-вать свои творческие возможности, познавать мир и  совершенствовать его. Для этого нужны мир и содружество всех землян. Не случайно первое десятилетие XXI века объявлено ЮНЕСКО десятилетием культуры мира и ненасилия.

     Для обеспечения мира необходимо воспитание в каждом из нас не только межрасовой, межконфессиональной и межнациональной толерантности, но и искреннего интереса к культуре всех народов Земли. Существенную помощь в этом может оказать довольно молодая наука - этнопедагогика, объединяющая эмпирические сведения о воспитании подрастающего поколения.1

   1. Особенности использования элементов народной культуры в учебно-образовательном процессе в начальной школе

 

     Социально-экономические  и политические изменения, происходящие в нашей  стране, усугубляются кризисом в нравственной и духовной сфере жизни человека. Сегодня как никогда  важна роль духовно-нравственных ценностей в развитии общества, ибо будущее нашей страны в первую очередь зависит не от новых промышленных технологий, а от духовно-нравственного потенциала молодежи, от ее доброты, честности, справедливости, трудолюбия, от ее любви к своей Родине.

     Поиск путей эффективности  воспитательного процесса  в формировании данных качеств в современной школе привёл к использованию возможностей традиционной культуры в системе средства  становления, развития и образования личности обучающихся. 

     Школа ставит своей целью обеспечение  необходимых условий для личностного  развития ребенка, развития его индивидуальных способностей, укрепления здоровья, личностного  и профессионального самоопределения, адаптацию личности к жизни в  обществе, организацию содержательного  досуга на основе постижения и освоения традиционной народной культуры.

     Обращение к народной культуре  как целостной системе возникло не случайно,   она позволяет найти целостный подход в единстве познания и разнообразных форм деятельности,  и обеспечивает осознанное и активное участие школьника в творческом преобразовательном процессе в любых сферах общественной жизни [2]/

     В связи с этим создаются различные авторские программы, построенные на основах традиционной народной культуры.

     Основными задачами начальной школы на современном  этапе являются формирование духовной сферы личности обучаемых, воспитание ее нравственных и эстетических качеств  с учетом общечеловеческого, конкретно - исторического и национального.

     Одним из универсальных направлений в  развитии личности, обеспечивающей ее рост в соответствии с социальным и психофизическим становлением человека под влиянием искусства  и многообразных эстетических объектов и явлений реальности, является эстетическое воспитание. Основы эстетической культуры закладываются в младшем школьном возрасте, приобретая полноценность  при дальнейшем самообразовании  и саморазвитии личности, приводящих к осознанию себя участником и  субъектом эстетической деятельности. В этой связи  актуализируется  поиск новых подходов к организации  обучения и воспитания в школе, в  частности, реализации воспитывающей  функции обучения. На наш взгляд, использование русского фольклора  позволяет в определенной мере решить проблему обучения и воспитания учащихся начальной школы.

     Многие  годы начальная школа была замкнутым  звеном в системе образования. Основное её предназначение виделось в том, чтобы  дать детям представление об окружающем мире. В последние годы начальная  школа вошла в систему неполного, а затем и полного среднего образования. Стало очевидно, что  она не может оставаться обособленным звеном. В 40 – 60-е годы в работах  М. А. Данилова, Б. П. Есипова, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина и других определяется новый подход в понимании сущности и характера образования в  начальной школе.[3]

     Общий смысл разнообразных вариантов  этого подхода состоял в том, чтобы с первых дней пребывания ребёнка  в школе избавить его от авторитарной опеки учителя, навязывающего единственно  возможный опыт понимания знаний и задающего, «ставящего» правильное поведение. Для этого, по мнению учёных, необходимо было обратиться к развитию познавательной активности, самостоятельности  и творчества учащихся.

     В наше время, век электроники, функцию  обучения и развития успешно могут  реализовать компьютеры, видео- и  аудиотехника. При этом особенность  электронной техники состоит  в том, что она не создаёт ситуации негативного психоэмоционального напряжения для обучающегося, не задевает чувство личного достоинства критикой, нелестными давлениями, наказаниями. Естественно, встаёт вопрос, с одной стороны, какой учитель способен успешно конкурировать с электронными средствами обучения,  и с другой стороны, как он может стать источником духовного преобразования общества? В связи с этим нужны новые стратегии обучения и воспитания, ориентированные на Человека как высшую ценность и предполагающие переход от авторитарного воздействия на ребёнка к эффективному взаимодействию с ним. Наша школа делает только первые шаги на этом пути, поскольку долгое время действовали объективные и субъективные факторы, укрепляющие неэффективные отношения между учителем и обучающимся.

     Реализация  концепции модернизации российского  образования неразрывно связана  с поиском и освоением возможностей практического воплощения положений  личностно-ориентированного обучения и воспитания. Отсюда повышенный интерес  учёных, практических работников к  феномену педагогической поддержки  – приемлемому для современных  условий средству, способствующему  развитию личности. Инициатором, пропагандистом и разработчиком основ педагогической поддержки был Олег Семёнович  Гамзин – известный педагог, крупнейший теоретик и практик в области  воспитания. О. С. Гамзин развил проблему воспитания в нашей стране. [3]

     Педагогический  смысл поддержки отражается в  двух подходах к её определению –  широком и узком. Широкая интерпретация  связывается с созданием благоприятных  условий, безопасной среды, необходимых  для развития и саморазвития детей, раскрытия и реализации их внутренних сил, с формированием способности  к самостоятельным действиям  и свободному выбору. Узкий смысл  ассоциируется с помощью педагога, его содействием в разрешении проблем, связанных с учением, общением, здоровьем, самоопределением.

     Переступив  порог школы, ребёнок попадает на огромную, новую для него планету  – Планету людей. Ему предстоит  освоить азбуку общения с ними, узнать, почему же они такие разные, по каким правилам они живут, что  они ценят друг в друге. Постепенно он и сам научится распознавать добро  и зло, смотреть в других, как в  зеркало, узнает больше о самом себе. Эти уроки ему преподают сама школьная жизнь и, конечно, его первый учитель.

2. Фольклорная педагогика: задачи и методика  работы

 

     Фольклорная педагогика сама по себе гораздо шире, нежели просто обучение исполнению народных песен. Она решает задачи воспитания, развития, образования школьников средствами фольклора.

     Задачи  воспитания реализуются путём формирования системы ценностей, в которой приоритетными являются:

     - Позитивная культурная установка  (по отношению к народной культуре и к культуре в целом);

     - Сохранение собственной национальной  идентичности и уважения к идентичности и культуре других народов;

     - Неразрывная связь эстетического  с нравственно-этическим, философским и др. (проблемы нравственности и этики имеют характер насущной необходимости, а не отвлечённой условности);

     - Престижность института семьи,  его устоев и традиций;

     - Мотивация к повышению своего образовательного уровня.[8]

     Понятие «развитие» включает:

     - социализацию (приобретение навыков  жизни в коллективе, способность переживать чувство коллективной радости, выработка собственного стиля поведения);

     - эстетическое развитие (пение, танец,  изобразительное искусство и другие виды эстетической деятельности как самовыражение с использованием традиционных форм; традиционные эстетические нормы);

     - развитие образного мышления, воображения  и эмоциональной сферы (игровой, мифологический материал, символы и т. д.);

     - сенсомоторное развитие (владение  голосом, телом, физическое развитие  и др.)

     Познавательные  возможности фольклорного материала  поистине безграничны.

     Для учащихся начальной школы это прежде всего:

     - возможность глубокого проникновения  в основу и суть родного языка и культуры;

     - способ ознакомления с универсальными культурными символами, значение которых в культурной жизни человечества трудно переоценить;

     -овладение  универсальным ключом, открывающим  возможность понимания любой  другой культуры;

     - введение в мир поэзии, музыки, танца и других искусств, корни которых зачастую находятся в фольклоре;

     При разработке методик обучения и организации учебного процесса используется следующий фольклорный материал:

     - народные игры, в том числе хороводные игры и хороводы;

     - мифология: миф, сказка, быличка  и бывальщина, былина, легенда и др.;

     - материал календарных обрядов  и праздников;

     - материал свадебного обряда;

     - народный костюм, женские рукоделия:  прядение, ткачество, вышивка, изготовление  мягкой игрушки и др.;

     - гончарный промысел – посуда  и народная глинянная игрушка;

     - интерьер крестьянской избы и его семантика.[8]

     Часто педагоги сомневаются: может ли фольклорный материал увлечь детей настолько глубоко, чтобы оказаться эффективным педагогическим средством. Эти сомнения легко понять, учитывая широкое распространение поверхностного, формального подхода к фольклору, когда берётся во внимание только внешняя сторона фольклорного текста при полном игнорировании содержания. На наш взгляд, успешность применения фольклорного материала зависит от следующего.

     1. Начиная работу с детьми, педагог должен сам хорошо знать, понимать, чувствовать и практически владеть фольклорным материалом. Всё это, особенно последнее, возможно только при достаточно длительном общении с аутентичными носителями фольклора, либо, если это невозможно, после специального обучения.

Информация о работе Этнохудожественное образование в начальной школе