Этика педагогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 08:53, контрольная работа

Описание работы

В настоящий момент в нашей стране традиционно низкий уровень усвоения знаний профессиональной этики педагогами. Еще в 1970-е г.г. отмечалось, что студенты получают в вузах хорошую психолого-педагогическую подготовку, однако знаний по педагогической этике им явно недостаёт. Это нередко приводит к конфликтным ситуациям, усложняет педагогический процесс, снижает эффективность воспитательной работы. Аналогичная ситуация сохранялась и в 1980-90-е г.г..

Содержание

Введение………………………………………………………………………....2

1. Предмет и задачи педагогической этики…………………………………3-4

2. Зарождение и развитие педагогической этики…………………………...5-6

3. Категории педагогической этики………………………………………….7-9

4. Сущности и функции педагогической морали……………………………10

5. Нравственное сознание педагога………………………………………..11-12

6. Нравственные отношения педагога……………………………………..13-14

7. Нравственная деятельность педагога………………………………………15

8. Педагогический такт как важный компонент нравственной культуры учителя………………………………………………………………………….16

9. Кодекс профессиональной этики учителя…………………………………17

Заключение……………………………………………………………….....18-19

Список используемой литературы……………………………………………20

Работа содержит 1 файл

этика педагогов.docx

— 35.29 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………....2

1. Предмет и задачи педагогической этики…………………………………3-4

2. Зарождение  и развитие педагогической этики…………………………...5-6

3. Категории педагогической этики………………………………………….7-9

4. Сущности и  функции педагогической морали……………………………10

5. Нравственное сознание педагога………………………………………..11-12

6. Нравственные отношения педагога……………………………………..13-14

7. Нравственная деятельность педагога………………………………………15

8. Педагогический  такт как важный компонент  нравственной культуры учителя………………………………………………………………………….16

9. Кодекс профессиональной этики учителя…………………………………17

Заключение……………………………………………………………….....18-19

Список используемой литературы……………………………………………20 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В настоящий момент в нашей стране традиционно низкий уровень усвоения знаний профессиональной этики педагогами. Еще в 1970-е г.г. отмечалось, что  студенты получают в вузах хорошую  психолого-педагогическую подготовку, однако знаний по педагогической этике  им явно недостаёт. Это нередко приводит к конфликтным ситуациям, усложняет  педагогический процесс, снижает эффективность  воспитательной работы. Аналогичная  ситуация сохранялась и в 1980-90-е  г.г.. Фактически со времени установления советской власти вместо универсальных, относительно стабильных норм профессиональной этики действовали многочисленные временные ведомственные инструкции и правовые предписания, которые  периодически видоизменялись в соответствии с политико-идеологической коньюктурой. С начала 1990-х годов началось отмирание  различного рода устаревших инструкций и предписаний, которые не только в педагогической среде, но и в  обществе в целом заменяли этические  нормы. Сведения исторической литературы подтверждают, что переход к рыночному  механизму  регулирования в сфере  духовной жизни сопровождается потерей  нравственных ориентиров, нарастающей  бездуховностью общества. В психолого-педагогической литературе, отражающей эмоциональные  аспекты нравственного поведения, на сегодняшний момент, отсутствуют  исследования развития системы этических  знаний у будущих педагогов, рассматриваются  лишь частные проблемы формирования этических знаний без решения  общих, универсальных проблем, что  методологически не совсем верно. Актуальным является изучение таких проблем, как  структура общественного морального сознания будущих педагогов и  отражающая её система этических  знаний; различные подходы к моральному идеалу; типологизация морали и этического знания; специфика этических знаний будущих специалистов социальной педагогики и тенденции их развития.   

     1. Предмет и задачи  педагогической этики.

     Профессиональной  этикой в общем называют кодексы  поведения, обеспечивающие нравственные характер тех взаимоотношений между  людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности. Особенностью профессиональной этики является её тесная связь с  деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с общей  теорией морали. Педагогическая этика  является самостоятельным разделом этической науки и изучает  особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих  принципов нравственности в сфере  педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов  и этических категорий. Также  педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности учителя  и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического  этикета, представляющего собой  совокупность выработанных в учительской  среде специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально  занимающихся обучением и воспитанием. Перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач (которые могут быть разделены на теоретические и прикладные), в числе которых исследование проблем методологического характера, выяснение структуры и изучения процесса формирования нравственных потребностей учителя, разработка специфики нравственных аспектов педагогического труда, выявление предъявляемых требований к нравственному облику педагога и т.д. Практическая деятельность учителя не всегда соответствует нормам профессиональной этики, что вызвано сложностью и противоречиями педагогической практики, поэтому одна из важных задач педагогической этики - в изучении состоянии нравственного сознания педагога. Для этой цели необходимо располагать достаточно корректными и научно обоснованными методами. 1Универсальные и наиболее распространённые методы исследования общественного мнения в области педагогической этики направлены на выяснение ценностных ориентаций, мотивационной сферы личности, оценочных суждений опрашиваемых. Этико-социологические методы позволяют изучить этическую эрудицию учителя, ценностные ориентации, нравственную воспитанность и характер коллективных взаимоотношений. Можно назвать в числе методов исследования педагогической этики: метод «частотных словарей», метод этического практикума, контент-анализ, метод общественной аттестации и др.Среди задач курса педагогической этики - поднять уровень морально-педагогической подготовки учителя и вооружить его знаниями, пользуясь которыми, противоречия в учебно-воспитательном процессе им могут быть решены более эффективно. Изучение педагогической этики даёт материал, необходимый для анализа педагогического процесса как процесса нравственных отношений между его участниками. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Зарождение и развитие  педагогической этики.

     Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям вызвала к  жизни систему школьного образования  и породила особый вид общественно  необходимой деятельности - профессиональную педагогическую деятельность. Элементы педагогической этики появились  вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции. Философами античного общества в своих работах высказывались  некоторые суждения по вопросам педагогической этики. Например, Демокрит говорил о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребёнка, об использовании детской любознательности как основы учения, о предпочтении средств убеждения над средствами принуждения; Платон исповедовал идею необходимости подчинения детей воле воспитателя и постоянного контроля за ними, высокой оценки послушания и использования методов наказания при неповиновении; Аристотель считал воспитание делом государственной важности; но только Квинтилиан впервые поставил вопросы педагогики на профессиональном уровне - его рекомендации представляли собой обобщение педагогического опыта, предостерегали педагога от использования принуждения, апеллировали к здравому смыслу и заинтересованности ребёнка в процессе учёбы и её результатах. В эпоху средневековья общество не интересовали вопросы педагогической этики ввиду доминирования религии в вопросах обучения.   В эпоху Возрождения эти вопросы получили своё новое развитие - в трудах Монтеня (обращать внимание на личностные качества наставника, учитывать "душевные склонности ребёнка", не требовать беспрекословного принятия идей учителя учеником), Коменского (акцент на доброжелательном отношении педагога к обучаемым, критика формально-показного выполнения учительских обязанностей), Локка (уделял внимание нравственным отношениям между воспитателем и воспитанником, выступал против принуждения и наказаний, считал значимым пример собственного поведения учителя). Представители французского Просвещения трактовали задачи нравственного воспитания, формулировали требования к нравственному облику учителя и выдвигали свои этические концепции, считая движущей силой прогресса просвещение, науку и разум. Как полагал Руссо, учитель должен быть лишён человеческих пороков и в нравственном отношении стоять выше общества. Песталоцци считал, что истинный педагог должен уметь в любом ребёнке обнаружить и развить положительные личностные качества, пропагандировал идеи трудового и нравственного воспитания. Немецкие просветители, такие как Дистервег, более глубоко конкретизировали требования к учителю и критиковали изолированное от общества воспитание. В частности, Дистервег сформулировал чёткие требования к учителю (совершенное владение предметом, любовь к профессии и детям, бодрость, оптимизм, работа над собой и т.д.) Качественно новый этап в развитии этики и вопросов педагогической морали связан с русскими революционерами-демократами, обогатившими и углубившими этические идеи деятелей Просвещения. В частности, большое внимание вопросам педагогической морали уделено у Добролюбова - он доказывает, что воспитание должно основываться не на авторитете подавления, а на высоком образовании и всестороннем развитии педагога, его твёрдых и непогрешимых убеждениях, уважении прав детей. В советское время разработку проблем профессиональной этики мы находим у Сухомлинского. Им неоднократно подчёркивалось, что учение - это прежде всего живые человеческие отношения между педагогом и детьми. Значительный вклад в разработку теоретических и практических вопросов педагогической морали, изучение уровня нравственного сознания учителя, поиск путей совершенствования нравственных отношений в педагогическом коллективе был внесён такими учёными, как Гоноболин, Кузьмина, Гришин, Согомонов, Чернокозовы и др. 2

     3. Категории педагогической  этики

     Педагогическая  этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и  моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений  о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных  явлений, нравственных достоинств и  поступков людей и т.п. К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные  понятия отражают такие черты  педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный  раздел этики. Среди этих категорий - профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет. Справедливость вообще характеризует  соответствие между достоинствами  людей и их общественным признанием, правами и обязанностями; педагогическая справедливость имеет специфические  черты, представляя собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся  в его оценках поступках учащихся, их отношения к учёбе, общественно  полезной деятельности и т.д. Справедливость это нравственное качество учителя  и оценка мер его воздействия  на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Специфика  педагогической справедливости заключается  в том, что оценка действия и ответная реакция на неё находятся у  педагога и учащихся на разных уровнях  нравственной зрелости; в том, что  определение меры объективности  зависит от педагога в большей  степени; в том, что общей моральной  оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой; наконец, в  том, что педагогически необходимое, запрограммированное педагогом, может  не осознаваться учениками. 3Профессиональный педагогический долг - одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями (рассмотрение этой проблемы явилось темой настоящего реферата), коллегами по работе, глубоко осознавать свой отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом. Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге педагога запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты школьной жизни. Профессиональная честь в педагогике - это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высокоразвитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если учителем в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь учителя - общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга. Наконец, педагогический авторитет учителя - это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки учителя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т.д.  

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Сущности и функции  педагогической морали.

     Педагогическая  мораль представляет собой систему  общих и частных норм, правил и  обычаев, находящихся между собой  в сложных взаимоотношениях. Для  того, чтобы эффективно регулировать поведение учителя, система требований педагогической морали должна обладать внутренней согласованностью, то есть общие и частные нормы, правила  и обычаи должны составлять единое целое. Педагогическая мораль - это  система нравственных требований, предъявляемых  к учителю в его отношении  к самому себе, к своей профессии, к обществу, к детям и остальным  участникам учебно-воспитательного  процесса. Она выступает одним  из регуляторов поведения учителя  в педагогическом труде. Система  требований педагогической морали является выражением профессионального долга  учителя, его нравственных обязанностей перед обществом, педагогическим коллективом  и перед своим призванием. Общая  норма педагогической морали является широким и содержательным требованием, охватывает наиболее типичные ситуации и представляет наиболее широкое  требование в отношении учителя  к педагогическому труду, учащимся и их родителям, коллегам, что даёт общее направление его поведению. Частная нравственно-педагогическая норма обобщает более узкий круг отношений и фактов поведения  учителя и раскрывает часть содержания и объёма требования, заключённого в той или иной общей форме.4 

  

5. Нравственное сознание  педагога.

     Нравственным  сознанием называется осознание  норм своего поведения, характера взаимоотношений  в обществе и ценности качеств  человеческой личности, что закрепляется во взглядах, представлениях, чувствах и привычках. Общественное сознание даёт обобщённое теоретическое и  идеологическое обоснование морали как общественного явления; в  индивидуальном нравственном сознании отражается ещё и специфика той  среды, с которой человек постоянно  взаимодействует. Нравственные взгляды  учителя характеризуются полнотой и устойчивостью. Одним из элементов  нравственного сознания учителя  является осознание им нравственных ценностей и осмысление того, как  осуществляется восприятие этих ценностей  его воспитанниками. Основой формирования нравственных взглядов учителя является знание принципов, требований и норм морали и их специфического отражения  в педагогической деятельности. Педагогическая этика рассматривает нравственные убеждения как моральные знания, ставшие нормой поведения учителя, его собственной позицией в системе  отношений к обществу, своей профессии, труду, коллегам, учащимся и их родителям. Учитель не может ограничиваться знанием нравственных норм и принципов, хотя они и являются условием правильной ориентации в действительности - он должен иметь твёрдые идейно-нравственные убеждения, являющиеся предпосылкой для  активной сознательной деятельности по целенаправленному формированию личности воспитанника. Этические знания и  нравственные взгляды становятся убеждениями  личности в процессе социальной практики и под воздействием объективных  условий трудовой деятельности. Требованиям  профессиональной педагогической этики  отвечает убеждённость, органически  сочетающаяся с подлинной сознательностью, принципиальностью и требовательностью  к себе. В профессиональной педагогической этике нравственные чувства учителя  рассматриваются как эмоциональная  сторона его духовной деятельности, характеризующая наряду с убеждениями субъективную моральную позицию по отношению к профессиональной деятельности и участникам воспитательного процесса. Нравственные чувства выступают как средство формирования личности и как одна из задач нравственного воспитания. Нравственные чувства учителя можно условно разделить на несколько групп в соответствии с отражаемым объектом. В группе чувств, регулирующих отношение педагога к своей профессии, выделяются чувства профессионального долга, ответственности; самокритичность, гордость, честь и др. определяют отношение учителя к себе как представителю педагогической профессии; наконец, особую группу составляют чувства, отражающие отношение к участникам педагогического процесса.5 

Информация о работе Этика педагогов