Эстетическое воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:29, контрольная работа

Описание работы

Духовное развитие общества и личности чрезвычайно многогранно. Характерной особенностью социалистического общества является эстетизация отдельных его сфер и всей жизни в целом. В процессе совершенствования нашего общества эстетическое начало еще больше одухотворит труд, возвысит человека, украсит его быт. Такой подход делает актуальным изучение эстетической культуры как явления, которое в современном обществе приобретает всеобщий характер. Какой бы деятельностью человек ни занимался, в ней всегда должно иметь место эстетическое начало, но появляется оно при определенных условиях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………
3
Глава 1 Эстетическое воспитание…………………………………………………..
5
1.1 Понятие и необходимость эстетического воспитания………………………...
5
1.2 Виды эстетического воспитания………………………………………………...
6
1.3 Структура эстетического воспитания…………………………………………...
7
1.4 Функции эстетического воспитания…………………………………………….
8
1.5 Факторы эстетической культуры и эстетического воспитания……………….
10
Глава 2 Эстетическое сознание его место в духовном мире личности…………..
15
2.1 Эстетическое и художественное сознание……………………………………..
15
2.2 Механизм функционирования эстетического сознания в духовном мире личности……………………………………………………………………………….
18
Заключение……………………………………………………………………………
25
Список использованной литературы……………………………………………….
26

Работа содержит 1 файл

Теория обучения и воспитания.docx

— 61.58 Кб (Скачать)

В этих умозаключениях легко  увидеть программу формирования мыслей, чувств и воли личности. В  любом духовном процессе, начиная  от идейно-политической самооценки и  кончая восприятием искусства, эстетический аспект радости всегда связан с ассоциативным мышлением, то есть сравнением увиденного, услышанного или прочитанного со своим личным прошлым опытом.

Думается, что при организации  воспитательного процесса любой  воспитатель (родители, учитель, наставники, пропагандисты и т. п.) должен учитывать  эту особенность ассоциативного мышления, тесно соприкасающегося с  эмоциональной сферой, с одной  стороны, и с рассудком – с  другой. Они должны строить процесс  воспитания так, чтобы практическая польза была ощутима в получении  наряду со знанием, навыками и такого состояния, как эстетическая радость. Ведь именно она способствует более  активному восприятию мира. Известный итальянский писатель и педагог Джанни  Родари в свой книги «Искусство придумывания историй» пишет, что самое большое заблуждение, с которым он встречался в современной школе, - это представление о том, что учебный процесс должен протекать угрюмо. Радость и творчество должны сопровождать процесс познания.

Восхищение – состояние  духовного мира личности, которые  характеризуется тем, что воспринимаемый объект, явление или процесс совпадают  с идеальными представлениями о  них субъекта или даже оказываются  совершеннее их. Активно-побудительная  направленность восхищения связана  с той степенью духовной свободы, которая достигнута человеком и  человечеством на данном этапе исторического  развития.

 Но восхищение может проявляться также двойственно. Есть разница в чувстве восхищения и его эстетическом, нравственном основании, когда человек восхищается, например, иконой как предметом культа и когда он восхищается иконой как произведением искусства, памятником истории и культуры. Это два разных восхищения.

Сопровождая такие черты  характера, как угодничество, лесть, подхалимство, восхищение включается в нравственное сознание и может проявлять себя здесь самым неожиданным и не всегда негативным на первый взгляд образом. Например, подхалим – это не обязательно холодный, расчетливый человек. Им может быть человек, который не уверен в себе, страдает, как говорят, «комплексом неполноценности», рефлектирующая личность. И превознося другого человека, испытывает определенное чувство, замещающее наслаждение от своих несостоявшихся действий в какой-то области, компенсируя тем самым недостаток тех качеств, которые он отмечает, объясняет, славит. Отсюда его убежденность в правильности своего поведения, удовольствие от своего эмоционального состояния. Поэтому можно сказать, что чувство эстетического удовольствия выходит за рамки искусства, проявляясь и в других формах сознания и видах деятельности. Оно так же, как и любые другие проявления и состояния духовного мира, сложно, неоднозначно, противоречиво и по содержанию, и по форме.

Потрясение-эмоционально-духовное состояние, характеризующееся тем, что при восприятии события, явления, процесса или предмета происходит резкая переоценка всей совокупности ценностей, накопленных индивидом по поводу данного явления (переоценка положительной или отрицательной направленности). В процессе потрясения весь духовный мир личности находится в экстремальной ситуации, и в зависимости от характера и уровня его развития человек выходит из этой ситуации либо обновленным и укрепившимся  (В. И. Ленин так отозвался о романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»: «Он (роман – Б С.) меня всего глубоко перепахал»), либо раздавленным, разрушенным в результате восприятия неожиданного события.

Вдохновение – своего рода практический эмоционально окрашенный выход из того или иного эмоционально-чувственного состояния при восприятии какого-то явления. Именно вдохновение ярче всего  демонстрирует неверность концепции  «незаинтересованности эстетического  чувства». Эстетическое чувство, лежащее  в основе вдохновения, может выступать  как побудительный мотив к  практической деятельности. Причем деятельности не подневольной, не механической, ненавистной, а свободной, творческой, созидательной.

Страсть – высший накал  всех состояний эмоционально-чувственной  сферы. Она связана со всеобъемлющим желанием индивида достичь намеченной цели.

Наиболее важное проявление страсти – практическая деятельность под ее влиянием. Страсть, как мы уже говорили, субъективная сторона  человеческой энергии; в общественно-социальном плане он – энтузиазм. В индивидуальном плане это единство цели. Известно, что К. Маркс именно это качество считал своей отличительной чертой.

Конечно, гармонически развитая личность коммунистического общества – это должна быть страстная натура во всех проявлениях своего духовного  мира и своей общественной сущности. Но, понимая это, в процессе формирования такой личности необходимо иметь  в виду и следующее. Абсолютизация  любой страсти выступает как  отрицательное явление, а в психологическом  плане – как патология.

Страсть своего рода кумулятивный снаряд человеческого сознания. Такое  соединение всех сил и средств  разумной и эмоциональной сфер духовного  мира дает возможность человеку в  короткие сроки добиться многого. При  этом сам механизм формирования любого эмоционального и рационального  образования предполагает не только соответствующую потребность (социальная предпосылка), но и соответствующие средства ее удовлетворения (психофизиологическая духовная предпосылка). Все это в свою очередь может порождаться духовными запросами отрицательного и положительного характера, а духовные запросы – напрвленностью социальных потребностей, в конечном счете характером самого общества.

Итак, весь процесс эстетического  восприятия протекает в виде эстетического  переживания и своим итогом имеет эстетическую оценку. Под эстетическим переживанием (удовлетворением, наслаждением) мы понимаем индивидуальный, неповторимый процесс эстетического восприятия действительности или произведений искусства, который настолько захватывает нас, что вызывает чувство глубочайшего волнения.

Анализируя роль эстетического  наслаждения в различных видах  деятельности, следует избегать довольно распространенного заблуждения. Оно  связано с тем, что, во-первых, термин «эстетическое наслаждение» часто  употребляется очень упрощенно в значении «чувственного наслаждения», а не в значении философско-эстетической категории широкого синтетического плана.

В-вторых, многие исследователи к эстетическому анализу различных сторон действительности применяют категории, разработанные когда-то лишь для искусства, не учитывая того, что в настоящих условиях требуется если еще не разработка специальных эстетических категорий, то хотя бы введение поправок в уже существующие категории при использовании их в анализе трудовой деятельности, отношении людей и т. д.

В-третьих, данные недостатки в эстетической теории опять-таки исходят  из ошибки еще более широкого методологического  порядка – из попыток ограничить эстетическое сознание лишь искусством.

Эстетическое в самой  действительности обнаруживается и  в природе, и в трудовой деятельности, и в отношениях между людьми, и  в самом человеке, поэтому имеет  более широкий диапазон возможностей для отражения, чем только через  искусство. Искусство является сферой, фокусирующей эстетическое в человеческой деятельности, в духовной жизни общества и как средство формирования духовного мира личности обладает целым рядом особенностей, которые необходимо рассматривать специально.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Эстетическое воспитание действительно занимает важное место  во всей системе учебно-воспитательного  процесса, так как за ним стоит  не только развитие эстетических качеств  человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных  факторов. Воспитательное значение имеет  и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные  отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.

На всех этапах своего развития ребенок постигает окружающий мир  и с точки зрения его красоты, эстетики. Очень многое зависит от того, насколько на этом пути окажут ему поддержку взрослые.

Воздействие эстетических явлений  жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа. В учебном  плане закреплены такие предметы как изобразительное искусство, музыка, литература, основой которых является искусство. Это не случайно. Анализируя литературу, мы сделали вывод, что искусство является основным средством эстетического воспитания. Исследование показало, что и познавательный интерес к искусству у младших школьников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности.

Исключительно важной и необходимой, как в сфере образования, так  и в семейном воспитании, является задача научить маленького человека верно оценивать предметы искусства с точки зрения их эстетической и культурной ценности.

                                   Список литературы

1) http://www.coolreferat.com/Эстетическое_воспитание

2) http://otherreferats.allbest.ru/ethics/00020194_0.html

3)  Бычков В. Эстетика. - М., 2003

4) Борев Ю.В.: Эстетика. - М., 2002.

5) Сафронов Б.В.: Эстетическое  сознание и духовный мир личности. М.,1984

6) Марк К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956

 

 


Информация о работе Эстетическое воспитание