Эстетическое воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:58, доклад

Описание работы

Анализируя литературу, мы сделали вывод, что искусство является основным средством эстетического воспитания. Исследование показало, что и познавательный интерес к искусству у младших школьников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности.

Содержание

Оглавление
Введение 3
Определение эстетического воспитания 5
Цель и задачи эстетического воспитания 6
Функции и принципы эстетического воспитания 9
Этапы эстетического воспитания 10
Методы и средства эстетического воспитания 11
Заключение………………………………………………………………….………13
Библиографический список………………………………………………………..14

Работа содержит 1 файл

Доклад эстет воспит.docx

— 33.64 Кб (Скачать)

Третья задача эстетического воспитания связана с формированием у  каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Главное состоит  в том, чтобы воспитать, развить  такие качества, потребности и  способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют  ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его  по законам красоты.

Суть этой задачи заключается в  том, что человек должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях.

Функции и принципы эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание обладает двумя основными функциями, составляющими  единство противоположностей: формирование эстетико-ценностной ориентации личности и развитие ее творческих способностей. Эти функции и определяют место  эстетического воспитания в общественной жизни, связь с другими видами воспитательной деятельности. Эстетическое воспитание тесно связано с нравственным воспитанием, так как существует единство между эстетическими и  этическими ценностями. Любое общественное явление, поступок или мотив человеческой деятельности могут быть оценены  с одной стороны, как прекрасное или безобразное, с другой стороны, как доброе или злое. Красота является одним из регуляторов человеческих взаимоотношений: благодаря красоте  люди интуитивно тянуться к добру  еще до того, как идея добра осмысленно воспринята их моральным сознанием.

Процесс эстетического воспитания должен осуществляться во всех сферах жизнедеятельности нашего общества. Человек живет и творит по законам  красоты. Все, что окружает человека, все, что делается им, должно удовлетворять  его эстетические потребности. Человек - социальное существо, обладающее способностью мыслить, творить, созидать «вторую  природу». Творчество всегда осуществляется по эстетическим законам, по законам красоты. В связи с этим эстетическое воспитание приобретает важность не только в смысле понимания сущности прекрасного, но и как средство формирования логического мышления человека, формирования в нем способности творить, быть созидателем в любой сфере деятельности.

Принцип эстетического воспитания - это некое исходное положение, стратегия  решения задач эстетического  воспитания.

Основные принципы эстетического  воспитания:

- Принцип системности. Эстетическое  воспитание - это система определенных  форм, методов и средств, это  целенаправленный и непрерывный  процесс эстетического обучения, воспитания, развития и саморазвития  личности.

- Принцип оптимальности - оптимального  сочетания теории и практики, рационального и эмоционального, общего и профессионального, оптимального  сочетания целенаправленного и  стихийного воздействия при воспитании  эстетической культуры, большого  объема информации и ее подачи в сжатом виде.

- Принцип социализации - взаимосвязи  обучения - воспитания, учебно-творческой  деятельности индивидов с жизнью; учета современных достижений  науки, культуры и производства  в процессе обучения и воспитания.

- Принцип положительного эмоционального  фона обучения (обучение и воспитание  происходят в процессе коммуникации).

- Принцип профессиональной направленности, особенно важный в процессе  обучения в вузе.

Этапы эстетического воспитания.

Начинается процесс эстетического  воспитания с формирования правильного  представления о красоте и  правильного восприятия последней  в окружающей действительности, обществе, людях, природе, искусстве и способности  активно творить и созидать.

Второй этап в системе эстетического  воспитания представляет собой определение  эстетических качеств, которое необходимо сформировать у воспитуемого. Это  умение различать прекрасное и безобразное, комическое и трагическое и т.д.

Третьим этапом, структурным элементом  процесса эстетического воспитания, является усвоение принципов эстетического  восприятия, т.е. правил, по которым  осуществляется это процесс. Среди  них принципы тесной связи с окружающей действительностью, творческого подхода, многообразие форм и методов эстетического  воспитания.

И заключительным, четвертым этапом системы эстетического воспитания является овладение средствами и  методами эстетического воспитания.

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания: эстетическое образование, закладывающее теоретические  и ценностные основы эстетической культуры личности; художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности; воспитание творческих потребностей и способностей. Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др.

Методы и средства реализации эстетического воспитания.

Формирование эстетических взглядов, вкусов и идеалов воспитуемых  осуществляется при помощи различных  методов. Методы эстетического воспитания - это система приемов воспитательной деятельности с целью эстетического  развития. Традиционно различают  три вида методов: словесные, наглядные  и практические.

Из словесных методов используются рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, позволяющие не только подать материал, но и проконтролировать его усвоение, поставить проблему и т.д.

Из наглядных - демонстрация иллюстраций, алгоритмов и схем.

Из практических методов - проведение тестирования, контрольных и самостоятельных  работ, которые позволяют определить плохо усвоенные темы и с учетом этого планировать дальнейшую работу, совершенствовать ее и тем самым  повышать эффективность обучения и  воспитания; проведение творческих работ, которые способствуют развитию творческого  потенциала.

Приемы - это единичные конкретные действия в процессе эстетического  воспитания: цитирование пословиц, стихотворений известных поэтов и обращение к памяти индивидов (при использовании цитат, при  проведении беседы или дискуссии). А также рекомендации для самостоятельного изучения и самовоспитания: как рационально распределять и расходовать время, какие существуют правила и принципы саморазвития личности, как разработать программу самостоятельной работы, саморазвития и самовоспитания; приучение к стандартизации оформления научно-исследовательских работ (рефератов, курсовых, дипломных, диссертационных работ, тезисов, статей и пр.) и деловой документации (заявления, автобиографии, искового заявления, обвинительного заключения, телефонограммы, деловых писем и т.д.); постановка эстетических проблем: нужен ли этикет, каким должно быть телевидение, является ли рынок в России цивилизованным.

Метод художественного восприятия действительности реализуется посредством  искусства, поскольку в нем концентрируется  в наиболее чистой форме эстетическое отношение человека к действительности, а также посредством познания сущности эстетических категорий и  законов.

Метод эстетического восприятия и  отношения к природе реализуется  при помощи восприятия предметов  и явлений внешнего мира. Эстетическое воспитание любви к природе, ко всему, что окружает человека в жизни  и ее восприятие предполагает знание самой природы, это знание приобретается  непосредственным жизненным опытом и практикой, а также в качестве теоретического знания, даваемого образованием.

Громадным потенциалом эстетического  воспитания обладает труд. Поэтому  метод эстетического отношения  к труду и его результатам  занимает важное место в системе  эстетического воспитания.

Процесс эстетического воспитания осуществляется при помощи многообразия средств. Сюда относятся используемые для эффективности процесса эстетического воспитания произведения искусства (живопись, музыка, художественная и документальная литература, театр, художественные, документальные и учебные фильмы и пр.); учебные программы, пособия, словари, а также вещная среда (оформление аудитории, коридоров, столовой, оформление учебных пособий, проведение различных выставок и т.д.).

Эффективным средством является окружающая нас природа. Ее повседневное влияние  на человека способствует формированию эстетических вкусов и идеалов, представлений  о прекрасном. Воздействует на человека не только природа, но и вся окружающая его действительность - быт, орудия труда, которыми человек осуществляет свою трудовую деятельность, сам труд, общественная деятельность. Огромное значение в эстетическом воспитании имеют искусство, духовные ценности. Эстетическое самовоспитание также является средством формирования эстетических вкусов и идеалов человека. Во многом способствует формированию эстетических убеждений человека межличностное общение. Именно в процессе прямого общения активно формируются эстетические потребности и способности. Ключевое значение здесь имеет эстетический характер среды общения и в первую очередь, уровень языковой, речевой культуры.

Для формирования эстетических идеалов у индивида очень важно использовать такие  понятия, как честь, любовь к своей  профессии, гордость за свой коллектив. Важным средством в решении этой задачи играют традиции, которые являются составной частью общественного  воспитания. Традиция сохраняет преемственность  культуры и сообщает ей новые социальные моменты, новое содержание.

 

Заключение.

Эстетическое  воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного  процесса, так как за ним стоит  не только развитие эстетических качеств  человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

Все эти  качества в человеке развиваются  под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и  природа, и труд, и окружающая нас  действительность: быт, семья, межличностные  отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством  эстетического воспитания.

Воздействие эстетических явлений жизни и  искусства на личность может проходить  как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа. В учебном плане закреплены такие предметы как изобразительное  искусство, музыка, литература, основой  которых является искусство. Это не случайно. Анализируя литературу, мы сделали вывод, что искусство является основным средством эстетического воспитания. Исследование показало, что и познавательный интерес к искусству у младших школьников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности.

 

 

Библиографический список:

  1. Борев Ю.Б. Эстетика.- М.: Политиздат, 1989.
  2. Кунчева Л.И. Эстетические взгляды общества и художественная культура.- М.: Наука, 1979.
  3. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. - М., 1972.
  4. http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00028789_0.html

~ ~


Информация о работе Эстетическое воспитание