Эстетическое воспитание младших школьников в процессе внеклассной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Основная воспитательная задача учебных заведений в настоящее время состоит в том, чтобы обеспечить растущему человеку возможность полноценного развития, определяющего его отношение к людям, окружающему миру, культурному наследию своей Родины. Вместе с тем воспитательный потенциал искусства по многим причинам недостаточно используется школой. При организации воспитательного процесса в школе особенно остро встают вопросы: каким образом привлечь сегодняшнего подростка, развивающегося в новой социокультурной ситуации, к творческой деятельности? Как помочь ему сформировать адекватное отношение к искусству?

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ГАРМОНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ………………………………………………………5
1.1. Сущность эстетического воспитания и его задачи…………………………5
1.2. Уровень эстетического развития ребенка к началу школьной жизни……15
1.3. Эстетическое воспитание младших школьников во внеклассной работе..19
1.4. Формы и методы эстетического воспитания младших школьников во внеклассной работе………………………………………………………………22
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ…………………………………………………………………………..26
2.1. Основные этапы, методы и методики исследовательской работы….……26
2.2. Результаты исследовательской работы…………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...………34
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...35

Работа содержит 1 файл

Эстетическое воспитание.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

Министерство  Образования Республики Беларусь

УО «Гомельский  государственный педагогический колледж            им. Л. С. Выготского» 
 
 
 
 

  Отделение  «Начальное образование» 
 
 

Курсовая  работа по педагогике 

«Эстетическое воспитание младших  школьников в процессе внеклассной работы» 
 
 
 

Работу  выполнила: 

  Руководитель:

Лой Галина Васильевна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Гомель, 2009  

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 

ГЛАВА 1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СОСТАВНАЯ  ЧАСТЬ ГАРМОНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ………………………………………………………5

         1.1. Сущность эстетического воспитания  и его задачи…………………………5

         1.2. Уровень эстетического развития  ребенка к началу школьной  жизни……15

         1.3. Эстетическое воспитание младших школьников во внеклассной работе..19

         1.4. Формы и методы эстетического  воспитания младших школьников  во внеклассной работе………………………………………………………………22 

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ…………………………………………………………………………..26

2.1. Основные этапы, методы и методики исследовательской работы….……26

2.2. Результаты исследовательской работы…………………………………….29 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...….32 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...………34 

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...35 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

      Основная воспитательная задача  учебных заведений в настоящее  время состоит в том, чтобы  обеспечить растущему человеку  возможность полноценного развития, определяющего его отношение  к людям, окружающему миру, культурному наследию своей Родины. Вместе с тем воспитательный потенциал искусства по многим причинам недостаточно используется школой. При организации воспитательного процесса в школе особенно остро встают вопросы: каким образом привлечь сегодняшнего подростка, развивающегося в новой социокультурной ситуации, к творческой деятельности? Как помочь ему сформировать адекватное отношение к искусству?

     Учебно-воспитательный  процесс в школе неразрывно  связан с эстетическим воспитанием.  Благодаря эстетическому воспитанию у ребят развивается не только сенсорная и общая культура, но и их творческая активность, быстрота реакции, зрительная память, аналитическое и образное мышление, познавательные интересы.

      Проблема эстетического развития  учащихся в наше время стала еще острее, т.к. из школьной учебной программы исключили такую дисциплину, как Мировая Художественная Культура.

      Актуальность рассматриваемого  вопроса подтверждается большим  количеством учебно-методических  пособий различных авторов, освещающих  данную проблему. В разработку теории и практики эстетического воспитания особенно ощутимый вклад внесли О. П. Котикова, В. Г. Кухаронак и др.

     Поэтому  тема курсовой работы: «Эстетическое воспитание младших школьников в процессе внеклассной работы».

     Цель исследования: определить сущность эстетического воспитания в процессе внеклассной работы.

    Задачи исследования:

  1. Раскрыть сущность эстетического воспитания и определить его задачи;
  2. Описать уровень эстетического развития ребенка к началу школьной жизни;
  3. Определить место эстетического воспитания младших школьников во внеклассной работе;
  4. Рассмотреть формы и методы эстетического воспитания в процессе внеклассной работы.

       Объект исследования: эстетическое воспитание младших школьников.

      Предмет исследования: процесс формирования эстетических чувств младших школьников в процессе внеклассной работы.

      Гипотеза: уровень развития эстетических чувств младших школьников напрямую зависит от качества используемых форм и методов эстетического воспитания во внеклассной работе.

     Методы и методики: теоретический анализ литературы; наблюдение; анкетирование; беседа; педагогический эксперимент.

      База исследования: Зябровская средняя общеобразовательная школа № 1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ГАРМОНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 

    1. Сущность  эстетического воспитания и его  задачи
 

        Эстетическое воспитание – органическая часть всего учебно-воспитательного процесса в школе. Анализ педагогических и психологических исследований показывает, что воспитание посредствами искусства и природы позволяет развивать не только сенсорную и общую культуру учащихся, но и их творческую активность, быстроту реакции, зрительную память, аналитическое и образное мышление, познавательные интересы.  «Оно пронизывает все сферы человека: и глубину его мышления, и тонкость чувств, и характер избирательности, и установки»[8, с.479].

      В последнее десятилетие в широком педагогическом смысле эстетическое воспитание все чаще рассматривается как процесс взаимодействия педагога и учащихся с целью развития эстетического отношения личности к жизни и искусству, эстетического сознания, способности творческой деятельности по законам красоты. Применительно к учебно-воспитательному процессу школы можно дать более емкую формулировку данного понятия.

      Эстетическое воспитание – это формирование у учащихся средствами природы и искусства и в процессе духовного общения воспитуемого и воспитателя эстетического отношения к жизни, высшим проявлением которого выступает созидательное творчество во всех сферах жизнедеятельности.

      Рассмотрение содержательной стороны данного процесса можно начать с выделения и обоснования сущностных аспектов эстетического воспитания.

     В первую очередь сущность эстетического воспитания заключается в развитии эмоциональной сферы личности растущего человека. Сама сенсорная природа эстетического побуждает искать специфику данного воспитательного направления в воспитании чувств, эмоций.

      Роль чувств в эстетическом воспитании действительно велика. Во-первых, они являются самостоятельной формой закрепления эстетических норм в сознании личности, во-вторых, выступают как эмоциональное подкрепление нравственных привычек, в-третьих, только в единстве с чувствами знания общественных требований становятся убеждением. Ведь основное воспитательное воздействие основано на способности затрагивать эмоциональную сферу личности. В эстетическом воспитании эта способность в полной мере свойственна искусству.

      Долгое время в педагогике недостаточно внимания уделялось формированию эмоций как сущности эстетического в воспитательном процессе. Усиление в человеке эмоционального начала, столь важного для лучших возможностей его личности, для ее гармонического развития, педагоги и психологи связывают также с культивированием  в нем гуманного отношения к людям. Находясь в сложной зависимости от интересов, потребностей личности, чувства и эмоции выполняют важную роль в регулировании отношений личности со средой. Вместе с тем оснащение человека опытом эмоционального отношения к действительности – одна из социальных функций искусства. Регулятивная роль эмоций была подробно описана Л. С. Выготским, который полагал, что «эмоциональная реакция является могущественным организатором поведения. В ней реализуется активность нашего организма»[6, с. 317].

    При организации эстетического воспитания средствами искусства следует учитывать ту особенность психики младших школьников, которая настроена на систему впечатлений, предполагающую получение удовольствия.

     Развитие эмоциональной сферы личности в процессе эстетического воспитания средствами искусства стимулирует образное мышление и готовность к творческой самореализации.

      Вместе с тем психологические возрастные особенности младших школьников, в частности их эмоциональность, позволяют при осуществлении эстетического воспитания идти от обратного. А именно: учащиеся получают удовольствие от собственных открытий и познания искусства, а также необходимые художественные знания непосредственно в процессе художественно-творческой деятельности.

     Другой сущностный аспект эстетического воспитания – формирование у учащихся искусствоведческих и художественных знаний. Первые возникают в процессе усвоения с помощью логического мышления и запоминания различной информации об искусстве и в младшем школьном возрасте сводятся к простейшему по содержанию минимуму, который усваивается в беседах об искусстве. Художественные же знания появляются в результате непосредственного восприятия конкретно-чувственного содержания произведения искусства и определяются уровнем развития эстетического сознания.

     Эстетическое сознание личности – это сложное системное образование, целостное по своей природе. В нем органично сочетаются компоненты рационального и эмоционального уровней, формирование и развитие которых является основной задачей эстетического воспитания. Основными компонентами эстетического сознания являются: эстетические чувства, идеал, восприятие, интерес, потребность, вкус, оценка, взгляды. Его функция как целостного механизма – ориентация личности в эстетических ценностях окружающего мира, в деятельности и поведении относительно эстетической и художественной сфер.

      Все компоненты эстетического сознания взаимосвязаны, развиваются по спирали и демонстрируют на каждом новом витке новый качественный уровень, определяемый как возрастными особенностями, так и эффективностью их развития. То есть степень развития каждого компонента зависит от процессов организованного взаимодействия личности с искусством с учетом психологических особенностей детей каждого возрастного периода.

     Применительно к младшему школьному возрасту приоритет в формировании и развитии педагогическим инструментарием имеют такие компоненты эстетического сознания, как интерес, восприятие, чувства, потребность.

     Эстетический интерес рассматривается как форма познавательной потребности, обеспечивающую направленность личности на сознание художественной деятельности и первичную готовность к ней.

      В младшем школьном возрасте эстетический интерес связан прежде всего с желанием ребенка вносить что-то новое в сои действия, творить и украшать окружающий мир с позиций своего, пусть маленького, но эстетического опыта. Ребенку необходимо получать удовольствие от действий, которые, по его мнению, неожиданно преобразили определенный объект, а также от восприятия и передачи содержания и настроения произведения.

    Эстетическое восприятие – это «целостный процесс переживания человеком эстетического объекта, его качеств и свойств»[12, с. 11].

    Детское восприятие в связи с тенденцией к поверхности и в силу своей ассоциативности и реалистичности достаточно специфично. Оно должно сопровождаться чувством радости и увлеченности. Происходит это в том случае, когда детьми воспринимается произведение, которое им близко и понятно, которое рождает чувство переживания, радости, гнева, восторга, сострадания и прочие.

     В связи с этим правильно организованное восприятие художественного образа рождает не только ряд эмоций, но и параллельно способствует развитию определенных нравственных качеств личности, например эмпатии.

 По мнению  Е. П. Крупника, «огромное влияние  правильно организованного восприятия  на духовное развитие ребенка  заключается в том, что восприятие  не только приводит к приобретению отдельных знаний и умений, к формированию отдельных психических процессов, но и изменяет общее отношение к действительности, способствует возникновению новых более высших мотивов деятельности ребенка»[5, с. 11].

     Эстетическое восприятие младших школьников отличается реалистичностью, оценкой эстетического объекта и художественного произведения в целом как «правды жизни». Подобная специфика восприятия обусловлена малым жизненным и художественным опытом ребенка.

     Если эстетическое восприятие – это «целостный процесс переживания…» [12, с. 11], то эстетическое чувство как исходный компонент эстетического сознания личности реализуется в готовности и умении воспринимающего осваивать явления действительности в произведении искусства в диалектике их жизненного содержания и художественной формы. Это – способность человека к переживанию, рождающая волнение, радость, наслаждение, эмоции.

Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников в процессе внеклассной работы