Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 06:36, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования - использование средств искусства в эстетическом воспитании старших дошкольников и младших школьников.
Объект исследования - эстетическое воспитание старших дошкольников и младших школьников.
Цель - выявление возможностей искусства как средства эстетического воспитания.
Гипотеза - эстетическое воспитание эффективно, если использовать в учебной деятельности средства искусства, а именно средства изобразительного искусства, музыки, литературы, театра, ритмопластики.
Задачи:
Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания старших дошкольников и младших школьников средствами искусства.
Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня интереса детей предшкольных групп на базе Детского центра эстетического развития г. Павлодара.
Провести работу по эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами искусства.

Работа содержит 1 файл

— 214.50 Кб (Скачать)

      Другие  авторы отмечают, что ведущее значение должно придаваться хоровому исполнению, так как «…имеющее давние и глубокие народные традиции, хоровое пение развивает не только музыкальные способности, но и качества характера, мировоззрение, художественный вкус, эстетическое чувство» . Очевидно, что на уроке нужно стремиться к оптимальному сочетанию всех элементов музыкального воспитания.

      Таким образом, в предмете «Музыка» выдвигаются  единые эстетические задачи музыкального образования и воспитания школьников. Все преподавание нацелено на такое музыкальное воспитание, которое обеспечивает развитие духовного богатства личности учащихся, нравственно-эстетический характер их деятельности, побуждений, взглядов, убеждений, а также накапливанию знаний, умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности.

      Наконец, третий учебный предмет художественного  цикла в школе — «Изобразительное искусство». Следует иметь ввиду, что этот предмет знакомит учащихся не только с живописью, графикой и  скульптурой, составляющими группу изобразительных искусств, но также с архитектурой и декоративным искусством. Среди существующих искусств пять перечисленных занимают особое место. «Произведения изо, декоративного искусства, архитектуры зримы, вечны, они создают эстетическую среду, окружающую человека дома, на работе, в общественных местах. Это городские архитектурные ансамбли, парки, интерьеры, монументальные произведения живописи и скульптуры, предметы декоративного искусства, технические сооружения, которые воздействуют на человека повседневно, независимо от наличия у него эстетических потребностей» .

      В содержание предмета «Изобразительное искусство» вводится одновременно восприятие и изучение произведений изобразительного искусства, освоение изобразительной  грамоты, развитие творческого отношения  к действительности и детское художественное творчество.

        Занятия изобразительным искусством  развивают умение видеть, наблюдать,  дифференцировать, анализировать и  классифицировать эстетические  явления действительности. Они формируют  эстетическое чувство, умение  любоваться красотой реальной действительности и произведений искусства. Они делают человека художником.

        Изобразительное искусство дает  детям развитие психических свойств,  умение творчески и эстетически  подходить к решению жизненных  задач.

      Программа формулирует следующие задачи преподавания изобразительного искусства: развитие понимания явлений окружающей действительности; формирование практических навыков художественной деятельности; систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, фантазии, зрительного воображения и комбинаторики, умение выражать в отчетливых образах решение творческих задач (иллюстрации, конструирование); воспитание активного эстетического отношения к действительности и искусству, умения практически применять художественные способности в процессе трудовой, учебной и общественной деятельности .

      Таким образом, главная цель изобразительного искусства в школе - духовно обогатить  ребенка, научить проникновению  в эстетическую сущность произведения искусства.

      Между тем, урок - это не единственная форма  знакомства детей с искусством. Именно внеклассная и внешкольная работа дают детям реальную возможность  познакомиться с искусством шире. Там же они знакомятся и с такими видами искусства как кино и театр.

      Особенность этих видов искусства заключается  в эмоциональном воздействии  на ребенка. Зритель непосредственно  испытывает радость сопереживания, невольно чувствует себя соучастником событий и конфликтов, происходящих на сцене. «Своеобразие эстетического воздействия театра, - отмечает А.И. Буров, - обусловлено коллективным характером восприятия» . Н.В. Гоголь писал: «В театре толпа ни в чем несходная между собой, разбитая по единицам, может вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом».

      Театр – синтез многих искусств, объединенных в гармоничное целое. Театр воздействует не только словом, особым эмоциональным  состоянием актера, но и пластикой  движения, музыкой, светом, цветом, художественным оформлением сцены. А сопереживание зрительного зала и сцены, сопереживания зрителей между собой только усиливает эмоциональное воздействие театрального зрелища. В совокупности всех своих средств театр обладает мощным механизмом воздействия на любую личность, в том числе и ребенка, развивая его нравственно, духовно и, конечно, эстетически.

      Таким образом, учитывая эстетическую сущность самого искусства и то, что именно программы по предметам художественного  цикла ставят перед собой задачи эстетического развития ребенка, можно сделать вывод, что в рамках школьной программы искусство является основным средством эстетического воспитания. Эта мысль также отмечается в работах Б.М. Неменского, Б.Т. Лихачева, А.И. Бурова и других педагогов по эстетическому воспитанию.

 

Раздел 3.

 Экспериментальная  работа по эстетическому воспитанию  в предшкольных группах  Детского центра эстетического развития г. Павлодара.

 

      Выводом теоретической части работы стало  положение о том, что искусство  является основным средством эстетического воспитания. В данной главе я представляю исследование, проведенное мною с целью выявления возможностей искусства в эстетическом воспитании старших дошкольников в условиях детского сада нового типа – Детского центра эстетического развития.

      При разработке методики исследования были определены его гипотеза, задачи, методы и приемы.

      Педагогический  эксперимент проводился в предшкольных группах : подготовительная «А», подготовительная «Б» и подготовительная «В».В  эксперименте участвовало 54 человека.

      Выявление возможностей искусства, как основного  средства эстетического воспитания старших дошкольников, явилось предметом  настоящего исследования.

      Основным  методом исследовательской работы был эксперимент. Кроме того, использовались и другие методы:

  • изучение и анализ теоретических работ по психологии, педагогике, искусствоведению;
  • изучение и анализ методической литературы;
  • наблюдение за детьми;
  • беседа.

      В ходе работы над теоретической частью была сформулирована следующая гипотеза: эстетическое восприятие различных видов искусства (музыки, живописи, художественной литературы, театра, ритмопластики) позволит сформировать у детей эстетическое отношение к искусству и жизни, будет способствовать не только эстетическому, но и интеллектуальному, творческому, духовному развитию ребенка.

      Исходя  из гипотезы, я выдвинула следующие  задачи исследования: выявить интерес  старших дошкольников к искусству  и проверить эффективность занятий  по эстетическому воспитанию.

      Экспериментальная работа проходила в два этапа, первый из которых был подготовительный.

      В ходе подготовительного этапа экспериментальной  работы было сделано следующее:

    1. Проанализированы учебные программы по курсам «Музыка», «Изобразительное искусство», «Театр», «Ритмопластика», «Рисунки на воде», « Театр физической культуры».
    2. Проанализирована работа педагогов дополнительного образования предметов художественного цикла, которая была выявлена в ходе беседы.
    3. Подобран наглядный материал, составлен сценарий занятия по знакомству старших дошкольников с искусством.

      Эта работа привела к следующим результатам.

      Искусство как средство эстетического воспитания в Детском центре реализуется  на занятиях художественного цикла (музыке, изобразительном искусстве, художественной литературе, театра, ритмопластики).

Эстетическое  воспитание – это органическая часть всего учебно – воспитательного процесса, что в условиях школы реализовать практически трудно..

Большие возможности в решении этих задач  для детей дошкольного возраста имеет эстетический цикл: художественная литература, музыка, основа изобразительного искусства, театр, ритмопластика. Эти предметы в силу специфики своего содержания способны формировать внутренний мир детей.

Учебная деятельность этого цикла во взаимосвязи  с кружковой работой представляют собой основную базу эстетического воспитания,  и является органической частью эстетизации учебно-воспитательного процесса.

Ориентированные на художественно- продуктивную деятельность детей предметы эстетического цикла  способствуют формированию эстетического  сознания, потребности творческих исканий, стимулируют стремление к продуктивной самореализации личности ребенка.

Традиционно сложившаяся методика обучения не позволяет  в полной мере развить творческие способности детей, т.е. суть традиционного  обучения детей заключается в  следовании дошкольника за педагогом и не предусматривает поиска, творчества, инициативы, что и в условиях массовой школы имеет постоянное место.

Исходя  из выше сказанного, в Детском центре решен вопрос: «Как изменить традиционное обучение, чтобы обеспечить развитие ребенка, направленное на формирование творческой личности через предметы эстетического цикла». Ответ на данный вопрос нашли в теоретической базе учебно-воспитательного процесса по художественно - эстетическому развитию. 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:

  • Метод развития творческого воображения и творческих способностей А.М. Страунинг (Индивидуальный творческий пакет заданий).
  • Метод художественно-педагогической драматургии А.П. Ершовой (Драматургическая канва занятий)
  • Концепция музыкального воспитания Б.Д. Кабалевского (Творческое развитие средствами музыкального искусства ) .
  • Методика Карла Орфа (игровое музицирование через слово).
  • Система Станиславского (снятие эмоционального зажима через психо-физические игры, развитие эмоциональной сферы через импровизационную игру).

ВСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА И ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА НАПРАВЛЕНА:

  1. Максимально эффективно использовать специально организованный блок обучения для эстетического воспитания, вводить познавательно-эстетические ряды для проявления творческих способностей ребенка.
  2. Постоянно и систематически использовать эстетический цикл в течение дня через творческие центры (центр литературы, центр театра, строительный центр, познавательный центр, спортивный центр) через самостоятельную художественную деятельность.
  3. Работа студий, кружков, секций в режиме экспериментальной работы (использование в работе новых техник, форм и методов художественно-эстетического воспитания)

ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ  ВЗАИМОСВЯЗЬ:   (что в условиях школьного обучения на сегодняшний  день сделать практически невозможно)

Занятия  ------ кружки, студии -------- самостоятельная  художественная деятельность.

Обучение  направлено на глубокое эмоциональное  воздействие на детей через эстетический цикл.

В вариативную  часть  базисного плана введено занятие «Уроки театра», где чередуются занятия по актерскому мастерству), дети осваивают разнообразные средства выразительности)  с занятиями по кукловождению

( учатся  управлять разными видами кукол,  осваивают технику художественной  речи).

Их цель: мобилизовать актерские дарования детей.

Вся работа направлена на развитие творческих способностей детей и организацию детской  деятельности по интересам.

Обобщая выше сказанное, делаю вывод, что  в условиях массовой школы, невозможно в полной мере решить вопрос эстетического воспитания. Поскольку программа обучения в школе предполагает систему четких дисциплинарных правил и заорганизованной организации урока, что не приемлемо для любой  творческой деятельности, то и творчество на уроках сводится к формализации и практически равно нулю.

Новые подходы к организации детской  деятельности, синтез театральных методов  педагогики с музыкой и живописью, совершенствование воспитательно-образовательного процесса через введение курсов эстетического  цикла, дает возможность решить вопрос эстетизации учебного процесса в детском саду нового типа – Центр эстетического развития и открыть в каждом ребенка его индивидуальность и неповторимость.

Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства