Эмоциональное и социальное развитие детей 2-3 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 23:04, статья

Описание работы

Эмоции являются неотъемлемой частью жизни. Замечено, что эмоции являются неким индикатором состояния ребенка и влияют на его поведение и деятельность всего организма, жизнедеятельность организма. Так, например, частые отрицательные эмоции (плач, хныканье, капризы) могут говорить о нервно-эмоциональном напряжении ребенка. В дальнейшем длительные негативные эмоции могут стать причиной неадекватного поведения ребенка и вызвать различные нарушения его психологического и физического здоровья. И, наоборот, преобладание у ребенка положительных эмоций свидетельствует о том, что малыш пребывает в комфортных для него условиях и растет в любви и понимании.

Работа содержит 1 файл

СОЦИАЛЬНО - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ.doc

— 38.00 Кб (Скачать)

Эмоциональное и социальное развитие детей 2-3 лет

 

Эмоции являются неотъемлемой частью жизни. Замечено, что эмоции являются неким индикатором состояния  ребенка и влияют на его поведение и деятельность всего организма, жизнедеятельность организма. Так, например, частые отрицательные эмоции (плач, хныканье, капризы) могут говорить о нервно-эмоциональном напряжении ребенка. В дальнейшем длительные негативные эмоции могут стать причиной неадекватного поведения ребенка и вызвать различные нарушения его психологического и физического здоровья. И, наоборот, преобладание у ребенка положительных эмоций свидетельствует о том, что малыш пребывает в комфортных для него условиях и растет в любви и понимании. Такому ребенку не надо привлекать к себе внимание неожиданными выходками, его поведение активно, но предсказуемо. А это в свою очередь благотворно влияет не только на психическое здоровье, но и на физиологические процессы в организме ребенка.

    Дети испытывают  очень сильные и яркие чувства  и эмоции, но контролировать их пока не умеют. Чего-то сильно захотелось – сделал, разозлился – ударил, испугался – заплакал. Важно учить ребенка выражать свои эмоции социально приемлемыми способами, не причиняя вреда другим, стараться контролировать свое поведение и избегать необдуманных поступков. Развитие эмоционального интеллекта помогает ребенку общаться и взаимодействовать с другими людьми.

  Социализация ребенка  начинается в семье и проходит  несколько этапов. До 1,5 лет ребенок  неосознанно осваивает различные  социальные нормы и ценности, копирует жесты, манеру говорить, походку и поведение родителей (близких ему людей). Примерно с 1,5 до 2,5 лет малыш уже не раз столкнувшийся с запретами, исходящими от взрослых,  старательно проверяет границы дозволенного и чувствует себя очень неуверенно, если их не находит: дети, особенно в первые годы, нуждаются в контроле извне. Около 2,5 лет у ребенка появляется самосознание «Я сам!». Он начинает понимать, что может влиять на происходящее вокруг, проявляет волю и отвоевывает независимость. Малыш становится активнее и самостоятельнее. Его начинают интересовать общение и игры с другими взрослыми и детьми. Он впервые узнает, как взаимодействовать в группе и ладить с коллективом.

Советы для родителей по развитию

эмоциональной и социальной сфер

 

 •    Открыто проявляйте свою любовь  к ребенку, принимайте его таким,  какой он есть, устанавливайте  с ним доверительные отношения  и относитесь к нему с уважением.

 •    Формируйте  у ребенка положительное отношение  к себе («Я хороший»), хвалите и  вселяйте веру в свои силы и возможности («Я могу»), предлагая посильные задания («У тебя получится»); помогайте осознавать свои чувства («Я рад») и желания («Я хочу») и учите понимать чувства и особенности других людей.

 •    Показывайте  образец взаимоотношений людей в обществе и поощряйте в ребенке доброжелательное отношение к родителям, взрослым и детям, учите, как проявлять симпатию, сочувствие, отзывчивость.

 •    Предоставьте  ребенку разумную свободу и  развивайте в нём способность  действовать свободно, раскованно, защищая свои интересы, но, при этом соблюдая правила культуры поведения и не обижая других людей; формируйте умение действовать в различных ситуациях и поощряйте желание преодолевать трудности.

 •    Помогайте  ребенку осваивать разные способы  взаимодействия с взрослыми и детьми (игра рядом, не мешая друг другу; просьба; сотрудничество; забота об окружающих; помощь другим; нахождение общих интересов; желание делиться и т.д.).

 •    Обогащайте  впечатления и развивайте интерес  детей к играм, занятиям, чтению, инсценировкам, прослушиванию музыкальных произведений, в которых ребенок получал бы образцы положительного поведения.

 •    Учите различать  и понимать, что такое хорошо  и плохо; действовать в соответствии  со значением слов нельзя, можно,  нужно. 

 •    Воспитывайте вежливость: побуждайте  ребенка обращаться к другим  детям по имени, здороваться,  прощаться, благодарить и т.д. 

 

 

 

Показатели эмоционального и социального  развития

2 года – 2 года 6 месяцев

 

•    В  привычной обстановке эмоционально уравновешен.

 •    Испытывает потребность во взаимодействии  с любимыми взрослыми, ожидает  их участия, внимания, похвалы  и поддержки.

 •    Переживает, если мама уходит  или отказывает ему в общении. 

 •    Замечает недовольство взрослых; огорчается, если его ругают.

 •    Сочувствует близкому человеку, понимает его радость или печаль, заступается за него.

 •    Чувствует, как можно вести  себя с тем или иным взрослым.

 •    С удовольствием выполняет поручения.

 •    Начинает говорить о себе не  в третьем («Арина хочет…»), а в первом лице: «Я хочу», «Дай мне» и т.д.

 •    Может определить, обозначить (мимикой,  жестом, тоном, взглядом) или назвать  своё состояние: «мне больно»,  «хочу спать», «хочу…» и т.  д.

 •    Пытается сдерживать свои эмоции  и может потерпеть или немного подождать.

 •    Начинает проявлять интерес к  действиям других детей, подражает  им, стремится к совместным играм  с ними.

 •    Может выделять одного или  нескольких детей, которые ему  больше всего нравятся.

 •    Насторожен с незнакомыми людьми, но оценив их доброжелательность – вступает в контакт.

 •    Эмоционально реагирует на художественные  и музыкальные произведения, симпатизирует  добрым героям («хорошие») и ругает  отрицательных персонажей («плохие»).

 •    Увлекается интересной игрой  и отвергает не понравившуюся.

 •    Огорчается неудачам, радуется победам.

 •    Помнит свои ощущения: в цирке  было весело, у врача – больно.

 •    Проявляет самостоятельность «Я  сам».

2 года 6 месяцев – 3 года

 

 •    Проявляет активность и эмоциональную  открытость в общении с взрослыми и другими детьми, интересуется их действиями, выражает симпатии, находит общие интересы, договаривается, отвечает на вопросы.

 •    Может играть с другими детьми  в совместные игры, делиться своими  игрушками, не брать чужие без  спроса.

 •    Стремиться быть «хорошим», старается  угодить взрослым, ждет одобрения  и похвалы.

 •    Гордится собой («я быстрее  всех съел кашу») и своими  близкими («мой папа умеет запускать  летающего змея»).

 •    Может сердиться, огорчаться, обижаться,  плакать, кричать, топать ногами, если что-то не получилось или взрослые не поняли его просьбы.

 •    В общественных местах может  проявлять эмоциональную сдержанность: слушается родителей, не кричит, не плачет и т.п.

 •    Может быть настороженным и  стесняться, особенно в новых ситуациях с незнакомыми людьми, животными.

 •    Ревнует родителей, в том числе  и друг к другу.

 •    Обозначает словом и эмоционально-выразительными  оттенками свои состояния: «смеюсь,  боюсь, замерз».

 •    Помнит важные и эмоционально  окрашенные события за предыдущий год.

 •    Осуждает поступки других детей:  «Нельзя бить, ломать, брать, отнимать, рвать» и т.д. 

 •    Замечает, различает  и оценивает красивое и некрасивое.

 •    Чувствует  «добрых» и «злых» людей.

 •    Начинает  понимать юмор (смеется, недоумевает).

 •    Радуется  музыке, пению, чтению, иллюстрациям, танцам, играм и т.д.

 •    Понимает  состояния других людей: мама  устала, сестренке больно, папе весело  и т.д.

 •    Эмоционально  сопереживает персонажам сказок  и мультфильмов (волнуется, радуется, печалится, сердится и т. д.).

 •    Эмоционально-практически  оценивает ситуацию: если кому-то  больно – сопереживает и жалеет, если кому-то надо помочь –  помогает, ведет себя тихо, если  кто-то спит и т.д.

 •    Эмоционально  предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).

 

(Показатели  развития ребенка третьего года жизни

составлены с  опорой на материалы Л.Н. Павловой и  Е.Б. Волосовой).

 

 


Информация о работе Эмоциональное и социальное развитие детей 2-3 лет