Эмоциональная коррекция в процессе театрализованной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 07:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить влияние театральной деятельности на развитие эмоциональной сферы детей с ОНР.
Объект исследования - показатели развития эмоциональной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - изменение показателей развития эмоциональной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи в ходе применения театральной деятельности.
Задачи исследования:
- изучить теоретические предпосылки применения театральной деятельности в работе по коррекции развития эмоциональной сферы детей с ОНР,
- исследовать влияние применения театральной деятельности в коррекционной работе с детьми с ОНР на показатели развития эмоциональной сферы.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы исследования
1.1. Особенности эмоционального развития детей с ОНР
1.2. Основные принципы психолого-педагогической коррекции эмоциональной сферы детей с ОНР
1.3. Театральная деятельность как средство развития дошкольников
1.4. Цели, задачи и содержание театральной деятельности с детьми дошкольного возраста
2. Исследование влияния театральной деятельности на показатели развития эмоциональной сферы старших дошкольников с ОНР
2.1. Характеристика объекта, предмета и условий исследования
2.2. План и задачи педагогического исследования
2.3. Методологическая база исследования
2.4. Определение уровня развития эмоциональной сферы старших дошкольников с ОНР (констатирующий эксперимент)
2.5. Коррекция эмоциональной сферы посредством влияния театральной деятельности (формирующий эксперимент)
2.6. Оценка влияния театральной деятельности на процесс коррекции эмоционального развития старших дошкольников с ОНР
Заключение
Библиографический список
Приложение 1. Стимульный материал и критерии оценки эмоционального развития к методике «Сказка»
Приложение 2. Бланк протокола тестирования развития эмоциональной сферы дошкольников
Приложение 3. Сводная таблица результатов исследования
Приложение 4. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Рассказывание сказки «Заюшкина избушка»
Приложение 5. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе . Тема: «Литературная викторина»
Приложение 6. Релаксационные техники для дошкольников
Приложение 7. Таблица диагностики развития эмоциональной сферы дошкольников на этапе первичной диагностики
Приложение 8. Таблица диагностики развития эмоциональной сферы дошкольников на этапе повторной диагностики
Приложение 9. Игра «Лиса и петушок» (по сказке «Кот, петух и лиса»)
Приложение 10. Игра «Петушок»
Приложение 11. Сценарий театрализованного праздника в старшей группе. Тема: «В гостях у сказки»

Работа содержит 1 файл

Эмоц коррекция в процессе театральной деятельности_нов.doc

— 1.26 Мб (Скачать)

 



Содержание

 

 

Введение

 

Социальные  изменения, происходящие на современном  этапе в нашем обществе, обуславливают  необходимость внесения существенных корректив в подготовку специалистов для современного образования.

Реформа образовательной системы обнажила проблемы в обучении, воспитании, диагностики и коррекции детей. Ведущей тенденцией современного этапа образования является интеграция детей с отклонениями в развитии в систему массовой школы. Ранняя комплексная коррекция открывает возможности включения значительной части дошкольников с речевыми нарушениями в общеобразовательный поток школы. Для того чтобы обучение в школе стало стартовой точкой нового этапа психического развития ребенка, оно должно быть основано на знании уровня готовности каждого школьника к усвоению общеобразовательных предметов. Современные требования к эффективности обучения грамоте становятся выше из года в год. Таким образом, дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования.

Актуальность  нашего исследования определяется тем, что, количество детей с общим  недоразвитием речи постоянно увеличивается. Этому можно дать несколько объяснений: во-первых, объективно растет число  факторов, способных стать причиной нарушения развития; во-вторых, усложняющиеся школьные программы оказываются посильными для все меньшего количества учеников; и, в-третьих, совершенствующиеся методы диагностики позволяют точнее определять уровень развития ребенка, отделяя не только «норму» от «не нормы», но и выявляя разные формы и степени нарушенности.

Уточняются и усложняются  задачи, стоящие перед специалистами, работающими с этой категорией детей. Традиционно сложившаяся система  работы с этой категорией детей в  основном направлена на коррекцию и развитие речи. Однако очевидно, что коррекция познавательной сферы без системы общеукрепляющих воздействий, целенаправленного формирования коммуникативных навыков, коррекции эмоциональной сферы, не приводит к желаемому результату. Особенности формирования и функционирования эмоциональной сферы в дошкольном возрасте давно признаны психологами важной проблемой.

В конце XX века специальная  психология и педагогика уже располагали  рядом исследований, посвященных  изучению психологических особенностей детей с ОНР: памяти (Н.Г.Лутонян, В.Л.Подобед, Н.Г.Поддубная); речи (Н.Ю.Борякова, В.И.Лубовский, Е.С.Слепович, Р.Д.Триггер,); мышления (С.А.Домишкевич, Т.В.Егорова, И.А.Коробейников, Т.А.Стрекалова); игровой деятельности (Л.В.Кузнецова, Е.С.Слепович); учебной деятельности (Г.И.Жаренкова, С.Г.Шевченко); личности (Е.Н.Васильева, Е.Е.Дмитриева, Г.Н.Ефремова). И все же на сегодняшний день психолого-педагогический аспект многих проблем развития дошкольников с ОНР продолжает оставаться мало разработанным -  не изучены возможности психического продвижения детей с ОНР в различных педагогических условиях, нет научно обоснованных программ педагогической коррекции различных форм эмоциональных нарушений и т.д.

Особенности эмоциональной  сферы дошкольников с ОНР изучались недостаточно. Многие авторы отмечают такие характерные для этой группы детей черты как эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, повышенная утомляемость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, проблемы в формировании нравственно-этической сферы: страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к эмоционально «теплым» отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. Все эти особенности существенно снижают эффективность коррекционной работы с такими детьми, создавая дополнительные трудности на пути выправления и без того «нарушенного» развития.

Цель работы: изучить  влияние театральной деятельности на развитие эмоциональной сферы детей с ОНР.

Объект исследования - показатели развития эмоциональной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования - изменение показателей развития эмоциональной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи в ходе применения театральной деятельности.

Гипотеза  исследования: показатели развития эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи оптимизируются, если в работе с ними применять театральную деятельность.

Данная гипотеза базируется на предположении о том, что показатели развития эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи оптимизируются, если педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса развития эмоциональной сферы; будет организовано специальное обучение с использованием театральной деятельности не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах

Задачи исследования:

- изучить теоретические предпосылки применения театральной деятельности в работе по коррекции развития эмоциональной сферы детей с ОНР,

- исследовать  влияние применения театральной деятельности в коррекционной работе с детьми с ОНР на показатели развития эмоциональной сферы.

Надежность  и достоверность исследования обеспечивалась использованием комплекса разнообразных  методов исследования, их соответствием  предмету, целям и задачам исследования, использованием анализа результатов с применением методов математической статистики (анализ средних значений, частотный, сравнительный и корреляционный анализ).

Научная новизна  исследования состоит в определении  степени влияния применения театральной деятельности на развитие эмоциональной сферы детей с ОНР.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, библиографического списка и приложений.

 

1. Теоретические основы исследования

1.1.  Особенности эмоционального развития детей с ОНР

 

Эмоциональное состояние ребенка имеет особое значение в психическом развитии. Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, который составляют переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлением действительности. Существуют значимые связи между уровнем вербального интеллекта, неустойчивостью внимания, направленностью на учебную деятельность и эмоционально-волевой сферой детей с ОНР. Недоразвитие эмоционально-волевой сферы проявляет себя при переходе ребенка с ОНР к систематическому обучению. В исследованиях М.С. Певзнер и Т.А. Власовой отмечается, что для детей с ОНР характерна, прежде всего, неорганизованность, некритичность, неадекватность самооценки. Эмоции детей с ОНР поверхностны и неустойчивы, вследствие чего дети внушаемы и склонны к подражанию1.

Типичные  для детей с ОНР особенности в эмоциональном развитии:

1) неустойчивость  эмоционально-волевой сферы, что  проявляется в невозможности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности. Психологической причиной этого является низкий уровень произвольной психической активности;

2) проявление  негативных характеристик кризисного  развития, трудности в установлении коммуникативных контактов;

3) появление  эмоциональных расстройств: дети  испытывают страх, тревожность,  склонны к аффективным действиям2.

Также детям  с ОНР присущи симптомы органического инфантилизма: отсутствие ярких эмоций, низкий уровень аффективно-потребностной сферы, повышенная утомляемость, бедность психических процессов, гиперактивность. В зависимости от преобладания эмоционального фона можно выделить два вида органического инфантилизма: неустойчивый - отличается психомоторной расторможенностью, импульсивностью, неспособностью к саморегуляции деятельности и поведения, тормозной - отличается преобладанием пониженного фона настроения.

Дети с ОНР отличаются несамостоятельностью, непосредственностью, не умеют целенаправленно выполнять задания, проконтролировать свою работу. И как следствие для их деятельности характерна низкая продуктивность работы в условиях учебной деятельности, неустойчивость внимания при низкой работоспособности и низкая познавательная активность, но при переключении на игру, соответственную эмоциональным потребностям, продуктивность повышается.

У детей с ОНР незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие познавательной деятельности из-за несформированности мотивационной сферы и низкого уровня контроля3.

Дети с ОНР испытывают трудности активной адаптации, что мешает их эмоциональному комфорту и равновесию нервных процессов: торможения и возбуждения. Эмоциональный дискомфорт снижает активность познавательной деятельности, побуждает к стереотипным действиям. Изменения эмоционального состояния и вслед за этим познавательной деятельности доказывает единство эмоций и интеллекта4.

Таким образом, можно выделить ряд существенных особенностей, характерных для эмоционального развития детей с ОНР: незрелость эмоционально-волевой сферы, органический инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов, гиперактивность, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам5.

Изучение  особенностей развития интеллектуальной и эмоциональной сферы позволило  увидеть, что симптомы ОНР очень резко проявляются в старшем дошкольном возрасте, когда перед детьми ставятся учебные задачи.

1.2. Основные принципы психолого-педагогической коррекции эмоциональной сферы детей с ОНР

 

Психологическая коррекция  - это психологическое воздействие на структуру психической деятельности с целью исправления или ослабления дефектов в развитии.

При реализации психологической коррекции учитываются такие принципы организации коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ОНР:

- единства диагностики и коррекции. Наблюдение за динамикой развития ребенка с ОНР в условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важное значение для определения путей, методов и конкретного содержания на различных этапах обучения и воспитания;

- этиопатогенетического подхода, с помощью которого определяется этиология, механизмы и структура дефекта при том или ином варианте ОНР, что является основой для выбора оптимальной коррекционно-развивающей программы;

- комплексного подхода. Диагностическая часть программы включает медицинское, психологическое, педагогическое, логопедическое исследования ребенка с ОНР, что позволяет прогнозировать его дальнейшее развитие в условиях адекватной педагогической коррекции;

- динамичного изучения (согласно концепции Л.С. Выготского о двух уровнях интеллектуального развития ребенка - актуальном и потенциальном). Характер совместной деятельности ребенка со взрослым при усвоении новых способов, действий позволяет определить зону ближайшего развития, а значит и обучаемость;

- качественного анализа результатов обследования. Применение критериально-ориентированных методик позволяет определить уровень интеллектуально-эмоционального развития детей с ОНР и отграничить данный вариант недоразвития от сходных состояний;

- учета закономерностей онтогенетического развития при организации коррекционно-педагогической работы. Важно выявить качественное своеобразие психического развития детей с ОНР, определить их уровень, чтобы выявить полноценную базу для коррекции и дальнейшего развития;

- единства коррекции и развития. Это значит, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка6. В качестве основных условий развития можно назвать следующие:

а) максимальная реализация возрастных возможностей ребенка,

б) развитие индивидуальных особенностей ребенка,

в) создание благоприятного, эмоционального положительного фона, который определяется, прежде всего, продуктивным общением;

- единства возрастного и индивидуального в развитии ребенка. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития;

- деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели. Деятельностный принцип основан на признании того, что именно активная деятельность ребенка является движущей силой развития, что ведущая деятельность в наибольшей степени способствует развитию ребенка.

Изменения в эмоционально-личностном развитии детей с ОНР поддаются психолого-педагогической коррекции при правильно организованной развивающей среде в пределах психофизических возможностей детей.

Динамика психического развития ребенка с ОНР зависит от варианта дефекта, уровня интеллектуально-эмоционального развития, особенностей умственной работоспособности, своевременной коррекции7.

Трудности построения коррекционно-педагогических программ обусловлены многообразием проявлений ОНР, сочетанием незрелости эмоционально-волевой сферы и несформированностью познавательной деятельности. Коррекционно-педагогическая работа с дошкольниками с ОНР направлена на формирование базовых составляющих психического развития. В работе с детьми с ОНР следует выделить два блока: образовательный и коррекционно-развивающий. Целенаправленная подготовка к школьному обучению, организация коррекционного воздействия по основным линиям психического развития - в этом виден приоритет педагогической работы с детьми с ОНР. Разрабатывая программы коррекционной работы с детьми с ОНР, следует ориентироваться на следующее: исследование интеллектуального, эмоционального и личностного развития; формирование базовых составляющих психического развития (сенсомоторное развитие детей, развитие перцептивных и интеллектуальных действий; формирование структуры мыслительной деятельности); формирование операционной и мотивационно-потребностной сферы; коррекция эмоционального развития: предупреждение эмоциональных расстройств, формирование базовой аффективной регуляции; коррекция речевого развития: звукопроизношения, фонематических процессов, смысловой стороны речевой деятельности; развитие навыков коммуникативной деятельности, умения строить конструктивные взаимодействия в группе8.

Информация о работе Эмоциональная коррекция в процессе театрализованной деятельности