Экспериментирование в воспитании дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:22, контрольная работа

Описание работы

В своей контрольной работе я хочу рассмотреть экспериментирование – как ведущей вид деятельности дошкольников, роль экспериментирования в развитии детей, его связь с другими видами деятельности, особенности экспериментирования и методические требования к проведению экспериментов. В практической части приведу примеры экспериментов и сделаю выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………2
1. Экспериментирование – ведущий вид деятельности
в детском возрасте...........................................................................................3
2. Роль экспериментирования в экологическом развитии детей………….6
3. Связь экспериментирования с другими видами
деятельности в дошкольном возрасте. Задачи…………………………….7
4. Особенности детского экспериментирования…………………………...8
5. Методические требования к подготовке и проведению
экспериментов……………………………………………………………....13
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………...14
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….18
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………………...20
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………….21
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………….22
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………….23
ПРИЛОЖЕНИЕ 4………………………………………………………………….24
ПРИЛОЖЕНИЕ 5………………………………………………………………….25
ПРИЛОЖЕНИЕ 6………………………………………………………………….26
ПРИЛОЖЕНИЕ 7………………………………………………………………….27
ПРИЛОЖЕНИЕ 8………………………………………………………………….28
ПРИЛОЖЕНИЕ 9………………………………………………………………….29

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

     - вода обладает памятью.

  1. Развивать навыки проведения лабораторных опытов:

    - закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками.

    - закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

     Воспитательные:

    - развивать социальные навыки: умение работать  в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.

     Развивающие:

    - активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.     

   Выявление свойств воды

   Цель    Содержание    Вывод
   1    2    3
  1. Подвести детей к пониманию того, что вода бывает теплой, горячей, холодной.
  1. Во время мытья рук изменить температуру воды
  2. Взять три чайника с водой разной температуры. Предложить определить, какая вода в чайнике. Налить воду в разные тазики и на ощупь проверить, какая вода (она не должна быть слишком горячей).
Вода может быть холодной, теплой, горячей.
  1. Подвести детей к пониманию того, что вода прозрачна.
Взять два стакана: один с водой, другой - с молоком. В оба стакана опустить монетку  или камушек. В стакане с водой  камушек виден - вода прозрачная. В  стакане с молоком камушка  не видно - молоко не прозрачное.
  • Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет вкуса.
  1. Сравнить на вкус воду, молоко, сок.
  2. Взять два стакана с водой. Попробовать воду. Затем положить в один стакан сахарный песок, в другой - соль.
Вода изменилась на вкус: в одном стакане - сладкая, в  другом - соленая.
  1. Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет запаха.
Сравнить запах  в стакане с обычной водой  и водой с добавлением ароматизаторов. Вода не имеет запаха.
  • Подвести детей к пониманию того, что вода жидкая, может течь.
Взять разные сосуды, переливать воду из одного в другой. В один из сосудов положить твердый предмет (кубик), переместить предмет из одного сосуда в другой. Вода жидкая - течет.
  • Подвести детей к пониманию того, что в воде одни вещества растворяются, а другие—нет.
Взять два стакана с водой. В один положить обычный речной песок, а в другой—сахарный. Размешать. (Можно использовать соль, шипучие таблетки-витамины, твердые предметы, акварельные краски). Сахарного песка не видно—растворился в воде, речной песок опустился на дно стакана—не растворился.
  • Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы.
1) Взять деревянный  кубик, определить форму, меняя  место его расположения (на руке, в стакане, на тарелке) 

   2) Налить воду в сосуды разной  формы.

Форма кубика не меняется.   

   Вода  принимает форму того сосуда, в  котором находится. Жидкая вода не имеет  формы.

  • Подвести детей к пониманию трех состояний воды.
Взять три колбочки с водой: одну поместить в морозильную  камеру или вынести на мороз, вторую оставить в группе, третью подержать над спиртовкой. В первой—лед, во второй—вода, а в третьей—пар.
  • Подвести детей к выводу, что вода испаряется.
1) Налить в неглубокую  мисочку воды (лучше подкрашенной) и оставить на несколько дней. Следы краски остануться на  стенках посуды и будут указывать на изменение уровня воды.

   2) Поставить мисочку с одинаковым  количеством воды в разных  местах: в теплом и холодном.

   3) Взять одну большую и одну  маленькую мисочку с водой,  поставить их в одинакових  условиях.

   4) Расстворить в стакане с водой  соль и сахар и оставить на некоторое время.

   5) Накрыть большой лист растения  полиэтиленовым пакетом так, чтобы  в него не проникал воздух.

Вода постепенно испаряется.    
 

   Вода  в теплом месте испаряется быстрее, чем в холодном.

   Вода  испарится быстрее из мелкой мисочки.

   Вода  испарится, на дне стакана останутся  следы соли и сахара.

   На  стенках пакета появятся капельки воды. Вода испаряется с поверхности листа  растения.

   Выявление свойств снега  и льда

   Цель    Содержание    Вывод
   1    2    3
1.Подвести  детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега, льда. Принести снег и  лед в помещение. Снег и лед превращаются в воду в теплом помещении.
2.Подвести  детей к пониманию того, что  снег тает от воздействия любого  источникатепла. Взять горсть снега  и положить на ладонь,затем—на ладонь в варежке. Снег расстает.
3.Подвести  детей к пониманию связи между  состоянием снега и температурой  воздуха.  В морозный день предложить детям слепить снежки. Принести снег в помещение и вновь предложить им слепить снежки. Лепится влажный снег.Влажным снег бывает при слабом морозе.
4.Подвести  детей к пониманию защитных  свойств снега. В сильный мороз  налить одинаковое количество воды в  три бутылки и зарыть их в снег на разную глубину. Вода замерзла в  бутылке, лежавшей на снегу; покрылась коркой льда в середине сугроба и не замерзла на дне сугроба. Снег защищает растения от холода.
5. Дать детям  понятие озагрязнении снега и  воды. Внести снег в помещение  и положить на бумажный фильтр,которым  покрыт стакан. На бумажном фильтре  остануться следы;снег грязный.
 

     Цель  всех ниже описанных экспериментов: формировать представления детей о воздухе, воде и их свойствах, о роли воздуха и воды в жизни человека, животных, растений; познакомить с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы, 
составить у детей представление о ветре, вызвать интерес к проведению экспериментов, развивать умение логически рассуждать, вызывать чувство любви к окружающему, воспитывать чувство ответственности за природу, развлечь и эмоционально настроить детей. Обогатить словарь детей новыми словами.
 

ВЫВОДЫ.

     Во время экспериментов дети знакомились с различными свойствами воды, снега и льда, с законами жизни природы. 
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.

     В процессе экспериментов можно было четко наблюдать связь экспериментирования с некоторыми видами деятельности. А именно:

    -      Наблюдение (дети наблюдали за опытами, проводимыми    воспитателем).

     -      Трудовые действия (дети выполняли эти опыты самостоятельно, а это требует определенных действий).

     -   Развитие речи (дети получали знания, делали правильные выводы, а пополнение знаний способствуют развитию речи).

     Также в процессе эксперимента у детей идет обогащение памяти, активизируются мыслительные процессы, ведь они сравнивают, анализируют и делают выводы самостоятельно.

     Еще могу отметить, что те дети, которые  не присутствовали при проведении опытов и экспериментов, очень слабо или вообще не могли объяснять некоторые скрытые свойства воды, снега и льда на занятиях по закреплению знаний.

     Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

     В ПРИЛОЖЕНИЯХ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 привожу еще несколько опытов с водой,  песком и воздухом, которые также можно проводить с детьми дошкольного возраста.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

     При формировании экологических знаний у детей огромное значение имеет экспериментирование. Опыты всегда строятся на основе имеющихся представлений, которые дети получают в процессе наблюдений и труда. В ходе обучения нужно обращать внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям нужно предоставлять возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Именно на прогулке в ходе опытов дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Ведь опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

     Дети  очень любят экспериментировать, так как им присуще наглядно-действенное  и наглядно-образное мышление, и  экспериментирование как никакой  другой метод, соответствует возрастным особенностям дошкольника.

     Метод экспериментирования является ведущим  в дошкольном детстве, а в первые три года - практически единственным способом познания мира.

     Экспериментирование способствует развитию эмоциональной  сферы ребенка, развитию творческих способностей, формированию трудовых навыков и укрепления здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

     Исходя, из вышесказанного можно сделать вывод, что организация в детском саду элементарной экспериментальной деятельности поможет педагогам побудить умственные способности детей, ввести их в мир познания окружающего мира, приобщить их к красоте природы. Так как у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно – действенным и наглядно – образным, а не словесно – логическим, то педагогический процесс в детском саду должен строиться на практических и наглядных методах. Много возможностей для этого дают явления и объекты природы. Поэтому в работе с детьми нужно уделять внимание организации и проведению экспериментов с объектами живой и неживой природы.

     С уверенностью можно сказать, что  роль даже самых простейших экспериментов оказывает огромное влияние на экологическое  развитие детей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ  ЛИТЕРАТУРА: 

     
  1. И., Ашикова  С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М., 1997.
  2. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. – М.: Просвещение, 1972.
  3. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. 2005.
  4. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  5. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарий занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
 

     Для данной работы использовались материалы  с сайта:

     http://www.moi-detsad.ru/metod6-12.htm 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ 1

     Опыт 1.

     "Вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда".

     Посадить  за стол кукол. Ребята, на улице жарко, куклы захотели пить. Сейчас мы будем  поить их водой.

     Налить  в стакан воду доверху. Предложить кому-нибудь из детей пронести воду быстрым шагом  и посмотреть - пролилась вода или нет. Что произошло с водой? (Пролилась на пол, на одежду, намочила руки). Почему это произошло? (Стакан был слишком полный). Почему вода может разливаться? (Потому что она жидкая). Мы налили слишком полные стаканы; жидкая вода в них плещется, и разливается. Как же сделать, чтобы вода не разлилась? Наполнить стаканы наполовину и нести медленно. Давайте попробуем.

     Вывод: О чём мы сегодня узнали? Вода какая? (Вода жидкая). Если стакан слишком полный, что может произойти с водой? (Она может разливаться).  

     Опыт 2.

     "Прозрачная вода может стать мутной".

     Налить  в стакан чистую воду, бросить в  него предмет. Его видно? Хорошо видно? Почему? (Вода прозрачная). Что лежит  в стакане? В другой стакан с чистой водой добавить немного муки, размешать, опустить предмет. Видно? Почему? (Вода мутная, непрозрачная). Видно то, что лежит в стакане? Посмотрите на аквариум. Какая вода в нём - мутная или прозрачная? (Прозрачная). Рыбкам всё хорошо видно? Смотрите, мы сыпем корм, рыбкам его хорошо видно, они быстро подплывают и кушают. Если бы вода была мутной, может быть, рыбки остались голодными. Почему? (В мутной воде плохо видно корм).

     Вывод: О чём вы сегодня узнали? Прозрачная вода может стать какой? (Мутной). В какой воде плохо видны предметы? (В мутной воде).  

      

     ПРИЛОЖЕНИЕ 2 

     Опыт 3.

     "Вода не имеет цвета, но её можно покрасить".

     Открыть кран, предложить понаблюдать за льющейся водой. Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет  цвета, она прозрачная). Воду можно  подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.

     Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в неё добавить краску? (Вода легко окрашивается в любой цвет).  

Информация о работе Экспериментирование в воспитании дошкольников