Эффективность школьного обучения и воспитания детей шести лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение психолого-педагогических условий эффективности обучения учащихся шести лет.
Предметом данной курсовой работы являются психолого-педагогические условия эффективности обучения.
Объектом - дети шести лет, обучающиеся в школе.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 288.50 Кб (Скачать)


Введение

 

Серьезной проблемой нашего времени является падение у школьников интересов к учебным занятиям, снижение общего уровня культуры учебного труда. Отсутствие интереса к учению, равнодушие к школьным занятиям могут выступать как причины накопления отрицательных эмоций у детей по отношению к школьной ситуации и как следствие неудачного опыта пребывания в школе. И в том, и в другом случае у детей возникает явление школьной дезадаптации в самых разных ее проявлениях. На фоне отрицательных переживаний, связанных с учебными ситуациями, очень сложной оказывается работа по устранению у таких детей недостатков базовых учебных навыков, повышению общего уровня учебно-организационной культуры.

Школа на каждом возрастном этапе ставит перед ребенком сложные жизненные задачи. Если у ребенка своевременно не формируется способности, позволяющие находить верные решения этих задач, то они превращаются в непреодолимые затруднения, которые, накапливаясь, становятся проблемами не только самого ребенка, но и его родителей, педагогов.

В последние десятилетия появилось большое количество самых разнообразных образовательных учреждений, где обучаются дети младшего школьного возраста. При этом, с одной стороны детей нагружают самой разной информацией, появляются новые школьные предметы, содержание классических дисциплин сильно усложняется и увеличивается. С другой стороны, повышаются требования к поступающим в школу детям: они должны уметь связно пересказывать текст, читать, считать и писать.

Если посмотреть на все вышесказанное глазами психолога, то одной из самых главных проблем и трудностей начального образования является незнания педагогами индивидуальных особенностей детей.

Задача обучения детей шестилетнего возраста в школе вполне реальна, она подготовлена сегодняшним состоянием психологической и педагогической наук. Вопросами обучения шестилеток занимались многие известные психологи и педагоги-практики: А.С. Макаренко, Ш.А. Амонашвили, Р. Оуэн, К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, Л.А. Ясюкова и др.

Целью данной работы является изучение психолого-педагогических условий эффективности обучения учащихся шести лет.

Предметом данной курсовой работы являются психолого-педагогические условия эффективности обучения.

Объектом - дети шести лет, обучающиеся в школе.

При написании данной работы была выдвинута гипотеза: эффективность школьного обучения и воспитания детей шести лет будет достаточно высокой при соблюдении психолого-педагогических условий.

Задачами данной курсовой работы являются:

1.                  проанализировать основные подходы зарубежных и отечественных психологов, педагогов практиков к изучению психолого-педагогических условий эффективности обучения детей шести лет;

2.                  раскрыть характеристику и ценность младшего школьного возраста;

3.                  проанализировать преемственность дошкольного и школьного образования;

4.                  определить психолого-педагогические условия эффективности обучения шестилеток;

5.                  исследовать влияние выбранных условий эффективности обучения на шестилеток.

При выполнении данной курсовой работы использовались следующие методы: метод теоретического анализа, наблюдение, и методы эмпирического анализа («Методики определения готовности к школе» Л.А. Ясюковой, «Методика определения мотивов учения» М.Р. Гинзбурга, «Диагностика усвоения образовательных программ» и «Оценка уровня мотивации учения учащихся начальных классов»), количественный и качественный анализ обработки данных.


Глава I. Теоретические основы обучения шестилеток

 

1.                  Исследования зарубежных и отечественных психологов, педагогов-практиков в подходе шестилеток к обучению

 

Работа с детьми шести лет - это постоянный поиск новых путей, средств и методов воспитания и обучения, поиск нестандартных приемов общения с детьми. Работая с детьми данного возраста воспитатель или учитель должен иметь самые разнообразные знания, уметь вместе с детьми и их родителями находить решения различных проблем, должен уважать достоинство ребенка. Важную роль в воспитательном процессе играет правильно организованное эстетическое воспитание и развитие детей, которому в учебном пособии уделяется значительное внимание.

Как развивать, воспитывать и обучать детей шестилетнего возраста?

Исследованием этой проблемы занимались многие отечественные и зарубежные психологи, педагоги-практики.

Видное место среди педагогических идей прошлого занимают идеи Роберта Оуэна (1771-1858), видного общественного деятеля. Желая улучшить жизнь рабочих, он при своей хлопчатобумажной фабрике в Нью-Лэнарке создает в 1816г. систему воспитательно-образовательных учреждений. Много времени отводилось детским играм, гимнастике, танцам, пению. Дети укрепляют здоровье, развивают естественную грациозность тела и движений, приучают самым незаметным и приятным образом к повиновению и порядку, создают душевное спокойствие и счастливое настроение и служат наилучшей подготовкой для успехов в умственном развитии. Р.Оуэн большое значение придавал наглядности в воспитании и обучении, он считал, что детям не следует надоедать книгами, но их следует знакомить с природными свойствами обыкновенных вещей их окружающих, путем простых бесед и разговоров, которые должны возбудить их любопытство для того, чтобы они задавали вопросы относительно этих предметов. С этой целью школьные комнаты для занятий детей были снабжены изображениями животных, картами и часто естественными продуктами садов, полей и лесов, рассмотрение которых всегда возбуждало их любопытство и создавало оживленные беседы между детьми и их учителями. После шести лет дети поступали в школу- мальчики и девочки вместе. Р.Оуэн предусматривал для них одинаковое образование. И только по окончании школы в 10 лет дети могли начинать работу на фабриках и продолжать учиться в вечерней школе. Свои мысли об организации воспитания и обучения Р.Оуэн изложил в книге "Опыты об образовании характера".

Огромное значение для теории и практики воспитания и обучения подрастающего поколения имела педагогическая деятельность А.С.Макаренко (1888-1939). Он был педагогом практиком, проработавшим в школе около 15 лет. Макаренко разработал систему воспитания детей в семье и написал книгу для родителей.

Антон Семенович рассматривал многие вопросы воспитания и обучения детей о воспитательной роли коллектива, о самоуправлении, о дисциплине, о методах воспитания, о родительском авторитете, о воспитании в семье, о педагогической технике. Говоря о методах воспитания, замечательный педагог большое значение придавал игре, и в жизнь руководимых им воспитательных учреждений широко вводил игру. Он считал важным воспитательным средством эстетику детской жизни и приучал воспитанников жить по законам красоты.

Шестилетние дети - особый народ. Поэтому учителям и воспитателям нужно, во-первых, знать, какие в связи с этим могут возникнуть проблемы; во-вторых, работать нужно иначе, полностью сознавая, что за партами сидят не семилетние дети; в-третьих, определить свою педагогическую позицию и обусловленные формы и методы обучения, воспитания и, самое главное, общения с шестилетками.

По мнению Ш.А.Амонашвили, шестилетний ребенок готов к началу школьной жизни лучше, чем семилетний. Дело в том, что за последние десятилетия неизмеримо возрос культурный уровень семьи и общества. Все родители сегодняшних детей, как правило, имеют среднее профессиональное, высшее образование. Это качественно изменило социальную среду, в которой растет ребенок. На его развитие большое влияние оказывают средства массовой информации - телевидение, радио, детские журналы, книги, кинофильмы. Преобразилось содержание игр, появились игрушки, которые все больше способствуют физическому и умственному развитию детей, помогают им многосторонне знакомиться с окружающей действительностью, жизнью и трудом людей, современной техникой. Огромную роль в ускорении развития и воспитания детей играют детские сады. В них они усваивают необходимые знания, овладевают элементарными нравственно-этическими нормами, под руководством воспитателей у них целенаправленно развиваются психические процессы трудовые навыки, эмоционально-волевая сфера. Как правило, к семи годам ребенок уже овладевает чтением и письмом, простым счетом. И когда в семь лет он поступает в школу и ему в качестве учебного материала предлагаются буквы, адаптированные тексты для чтения, простейшие арифметические примеры, то есть материал по своей сложности ниже его возможностей, то у него не возникает потребностей в чтении, так как его познавательный интерес не получает обильного и необходимого питания для дальнейшего развития. Содержание обучения, предлагаемое сегодня семилетним детям, не находится, говоря словами Л.С. Выгодского, в зоне их развития и потому не может активно его стимулировать. Однако то же самое содержание обучения - чтение, письмо, простой счет - теперь становится предметом познавательных притязаний шестилетних детей. Эти знания находятся в зоне их развития и потому вызывают у них познавательный интерес, тем более когда его удовлетворение связано со школой, с их стремлением "стать взрослыми".

Организованное, систематическое обучение и воспитание - главнейшая форма и условие целенаправленного развития ребенка. В этом возрасте можно успешно совершенствовать его речь, на основе природной любознательности пробудить познавательный интерес, жажду знаний, научить элементарным способам учебной деятельности. Пластичность природного механизма усвоения речи позволяет шестилетним детям легко овладеть вторым языком.

Содержание первого года обучения открывает перед ребенком радостную перспективу его дельнейшей школьной жизни. Шестилетние дети, обучающиеся и воспитывающиеся в условиях школы по особой программе и методике, значительно опережают в своем развитии своих сверстников, которые начинают учиться с семи лет без такой специальной подготовки. Это проявляется в более высоком уровне наблюдательности, сообразительности, мышления, владения речью. Обще-интеллектуальные умения, разумеется целенаправленно совершенствовались в процессе усвоения чтения, письма, счета, изобразительной, музыкальной, трудовой деятельности. Дальнейшее учение в начальных классах не вызывает у этих детей таких затруднений, преодоление которых с помощью учителя им было бы не под силу.

Введение классов для шестилеток в целостную систему начальной школы даст возможность более рационально построить учебные планы и программы, сократить учебную нагрузку младших школьников, увеличить время на обучение родному языку, математике, труду, музыке, рисованию. А в национальных школах создать реальные условия для того, чтобы дети начали овладевать русским языком как вторым в наиболее благоприятный для этого период.

И взрослые, и дети гораздо эффективнее и с большим интересом обучаются спонтанно, а не реактивно. Как же тогда быть с особенностями школьного обучения?

Для ответа на этот вопрос приведем пример одного исследования, выполненного под руководством Д.Б. Эльконина. Детям старшего дошкольного возраста предлагалось по одной перенести кучу спичек с одного места на другое. Взрослый, объяснив детям инструкцию, намеренно уходил из комнаты, но незаметно наблюдал за поведением детей. Большинство детей вначале соблюдали данное взрослому обещание - переносили спички по одной, затем начинали брать по две, три, целыми горстями и т.п. Или другой вариант поведения: после того как ребенок по инструкции переносил некоторое количество спичек и видел, что куча от этого не уменьшилась, он начинал заниматься совсем другими делами - рассматривать комнату, играть с предметами, которые в ней находились, и т.п.

Исключение составил лишь один ребенок, который в течение длительного времени переносил спички по одной. Эта методика, по которой в психологии измеряют уровень пресыщения, в данном случае вызвала пресыщение у взрослого. Он вошел в комнату и поинтересовался, что же делает ребенок. Ребенок объяснил, что он подъемный кран и ему надо переносить кирпичи для постройки дома.

Напрямую данную ситуацию трудно назвать обучением, но вот механизм, который позволил ребенку не насытиться, а продолжать выполнять практически невыполнимое задание, непосредственно связан с разговором о спонтанном и реактивном обучении. Что сделал этот ребенок? Он превратил чужую программу (инструкцию) в свою собственную (спонтанную), переосмыслив ее.

Итак, ребенок-дошкольник не умеет переосмысливать чужую программу (инструкцию) и старается по мере возможности ее выполнять, а когда устает, то бросает это занятие. Ребенок, который по своему психологическому возрасту является младшим школьником, уже способен (правда, лишь в некоторых ситуациях) превратить реактивное обучение в спонтанное. Последняя оговорка не случайна. Эта способность - делать чужую программу своей собственной - формируется на протяжении всего младшего школьного периода развития. Ее становление и развитие связаны с двумя факторами - во-первых, с позицией взрослого, помогающего учащимся выделить их собственный смысл в том содержании, которому их учат, во -вторых, опять-таки с уже обсуждавшейся нами проблемой психологической готовности к школьному обучению.

Педагоги-дошкольники и родители хорошо знают тот факт, что дети этого возраста далеко не всегда принимают от другого смысл собственной деятельности. К примеру, малыш перекладывает спички, а другой взрослый (не тот, кто дал задание) говорит: давай себе представим, что ты подъемный кран, и т.п. Многие дети скажут: "Нет, мне велели перекладывать спички, и я Ваня, а не подъемный кран".

Таким образом, в первом случае дети по своему психологическому возрасту являются дошкольниками, и поэтому, несмотря на биологический возраст, не готовы к школьному обучению. А вот если ребенок в состоянии сам переосмыслить реактивное обучение, можно говорить, что он психологически готов к школьному характеру обучения.

 

2. Общая характеристика и ценность младшего школьного возраста

 

Младший школьный возраст наиболее сложный и противоречивый период развития личности. Переступая порог школы, ребенок шести лет по своим физическим и психическим качествам по существу является дошкольником, а к 4 классу у него появляются черты подростка со свойственными этому возрасту противоречиями и сложностями. Известно, что младшие школьники, несмотря на одинаковые программы, условия обучения и воспитания в школе, имеют неодинаковые знания, различные показатели успеваемости, по-разному воспитаны, по-разному относятся к учебным обязанностям, т.е. фактически получают неодинаковый уровень развития. Это зависит, прежде всего, от самого ребенка, от того, как он проявляет себя в учебе, во внеклассной работе. У каждого ребенка есть черты, соотношение которых определяет его индивидуальность. Ребенок действует не только по указаниям и требованиям учителя, но и в соответствии со своим складом формирующейся личности. Мир в представлении шестилетнего ребенка особенно интересен. Именно понимание этого мира позволило Ш.А.Амонашвили создать оригинальный опыт обучения и воспитания шестилеток.

Информация о работе Эффективность школьного обучения и воспитания детей шести лет