Характеристика компетентностного подхода в психолого-педагогической литературе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Компетентностный подход – совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:
• Смысл образования заключается в развитие у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт уч-ся.

Работа содержит 1 файл

о комп. под..docx

— 20.83 Кб (Скачать)

О компетентностном подходе.

Компетентностный подход – совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:

  • Смысл образования заключается в развитие у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт уч-ся.
  • Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.
  • Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
  • Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых уч-ся на определенном этапе обучения.

По концепции А.В.Хуторского выделяют семь ключевых компетенций ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально- трудовая, компетенция личного самосовершенствования.

Ключевыми словами в  характеристике компетенций являются слова искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться. Применительно к системе начального образования их можно расшифровать так:

-искать: опрашивать окружение;  консультироваться у учителя;  получать информацию;

-думать: устанавливать  взаимосвязи между прошлыми и  настоящими событиями; критически  относиться к тому или иному  высказыванию, предложению; уметь  противостоять неуверенности и  сложности; занимать позицию в  дискуссиях и вырабатывать своё  собственное мнение; олценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а также с окружающей средой; оценивать произведения искусства и литературы;

-сотрудничать: уметь  работать в группе; принимать  решения, улаживать разногласия  и конфликты; договариваться; разрабатывать  и выполнять взятые на себя  обязанности;

-приниматься за дело: включаться в работу, нести ответственность,  войти в группу или коллектив  и внести свой вклад; доказать  солидарность; организовать свою  работу; пользоваться вычислительными  и моделирующими приборами;

-адаптироваться: использовать  новые технологии информации  и коммуникации; стойко противостоять  трудностям, находить новые решения. Детализируем классификацию ключевых образовательных компетенций относительно урока математики.

Ценностно-смысловая компетенция. Данная компетенция включает постановку ученика в ситуацию самоопределения. Если говорить относительно уроков математики, то мы должны в течение учебного процесса выявить математически способных учеников и помочь им в ситуации самоопределения. Собственно говоря, речь здесь идёт о профориентации, именно в школьные годы мы способствуем выбору детьми той сферы, которая им наиболее интересна — это либо гуманитарная сфера, либо сфера точных наук. Развитие компетенции происходит через отбор содержания материала на уроке математики, через технологии, развивающие организационные, общеучебные умения. Лучше всего для реализации данной компетенции в начальной школе подходит проведение предметных олимпиад, конкурсов, участие в Международной математической игре « Кенгуру», которые включают в себя нестандартные задания, требующие применения учеником именно предметной логики, а не материала из школьного курса.

Общекультурная компетенция: это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно- нравственные основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир. Развитие данной компетенции происходит через отбор содержания материала на уроке, через преобразование символических форм. На уроках возможно использование задач со скрытой информативной частью, которые несложны в работе и данный прием вполне применим в школе. Важно только при подведении итогов урока акцентировать внимание учеников не только на математических составляющих урока, но и на общекультурных.

Например:

1) Композитор Гайдн написал свою первую оперу в 14лет, что на 4 года позже, чем Моцарт, а Прокофьев на один год раньше Моцарта. Во сколько лет написал свою первую оперу Прокофьев?

2) Дым от одной сигареты  содержит 5 мг яда никотина. Сколько  яда попадает в организм человека, который выкурил 10 сигарет, если  от каждой из них в его  организм попадает 1/5 часть никотина?

3) Пирамида фараона Хеопса является самой высокой египетской пирамидой. Каждая из её сторон в длину составляет 233м. Какой периметр и площадь занимает это чудо света?

Учебно-познавательная компетенция представляет собой совокупность учебных ситуаций, в которых ученик выступает как субъект и как объект процесса обучения одновременно, т. е. в данном случае речь идёт о самообучении. Отражение данная компетенция находит в целеполагании, развитии алгометрического мышления, овладении навыками дедуктивных рассуждений, развитии воображения, способностей математического творчества. Соответственно реализация компетентностного подхода в части учебно-познавательной компетенции подразумевает использование учителем приёмов, способствующих обучению и развитию у учеников способности к самообразованию. Можно использовать оптимальные педагогические технологии, основанные на принципах деятельностного подхода.

Информационная компетенция в своей сути заключает процесс освоения учеником современных информационных технологий. Т. е. на уроке математики мы должны, как всегда, непреднамеренно для ученика, обучить его способам работы с информационными технологиями. От урока к уроку необходимо повышать уровень «первоисточников», таким образом, подготавливая ученика к адаптации в информационном пространстве современного мира. Так, например, изучая математику, дети уже в начальной школе знакомяться с историческим материалом, знаменитыми математиками и учителю важно обучать их перерабатывать имеющуюся в учебниках информацию и находить дополнительные сведения в различных источниках, включая Интернет. Особенно активной эта работа становится в 3-4 классах, где на уроках ребята учились работать с различной информацией, составляя краткие конспекты.

Коммуникативная компетенция подразумевает под собой владение учеником средствами коммуникации. Необходимо, чтобы ученик на уроках общался с одноклассниками, умел истолковать для них материал. Т. е. создание коммуникационных приёмов на уроках математики подготавливает ученика к реализации себя в социуме. Для этого, как специфический способ взаимопонимания, может служить математический язык. Коммуникативная компетенция не является новой в школьной системе обучения, так как ее реализация подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных) приемов работы (таких как дискуссия, групповая работа, работа в паре и др.). Главным при реализации данной компетенции является соблюдение принципа полезности проводимой работы.

Социально-трудовая компетенция на наш взгляд является одной из самых важных, она предполагает овладение учеником знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, а так же в профессиональном самоопределении. Т. е. данная компетенция подразумевает овладение детьми теми предметными знаниями, умениями и навыками, которые они будут использовать непосредственно в своей дальнейшей жизнедеятельности. Она может быть реализована следующим образом. Если постоянно развивать у детей способность применения умения вычислять в различных (в том числе и нестандартных) ситуациях, т. е. если постоянно проводить работу по усовершенствованию устного счёта у детей, то у них не возникнут проблемы такого плана, как вычислить сумму покупок в магазине до того момента, как подойти к кассе, что относится к социально-трудовой сфере.

Компетенция личностного самосовершенствования. Эта компетенция подразумевает овладение учеником теми способами деятельности, которые пригодятся ему в определённой современной жизненной ситуации. К ней относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя культура, основы безопасности жизнедеятельности. Т. е. как и в случае с общекультурной компетенцией необходимо на подсознательном уровне сообщать ученику информацию, которая может потребоваться ему в его дальнейшей жизни. Математическое образование выступает здесь как средство самопознания, самовоспитания, саморазвития, самообразования. С целью реализации данной компетенции, можно внедрить такой вид деятельности на уроках математики, как решение задач с « лишними данными». Работа над такими задачами показала, что «лишние данные» не мешают ученикам при решении.

Для обучающихся начальной  школы характерно, прежде всего, использование знаний, умений и навыков в стандартных ситуациях (ремонт квартиры, поход в магазин, навыки поведения в общественных местах, ориентирование на местности, роль покупателя, потребителя).

Мною было изучено содержание учебников по математике (по программе Л.Г. Петерсон) с целью выяснить, какой потенциал в них заложен для формирования и развития ключевых компетенций. Результат был неутешительный: содержание задач именно в учебнике математики не очень удачны с точки зрения создания жизненных ситуаций (например: найти скорость пули, пущенной из ружья охотником на медведя, найти путь каравана верблюдов, либо измерение метров ткани в двух отрезах). В этих задачах говорится о том, с чем ребёнок не столкнется за порогом школы, поэтому учителю приходится придумывать задания самому: ремонт квартиры, поход в магазин, праздники, семейные традиции, общение на улице, правила дорожного движения, кинотеатры.

Вот несколько заданий, которые могут помочь ребёнку  научиться использовать  знания по математике в обычной жизни:

-при изучении процентов можно предложить детям поиграть в игру «Купи вещь в кредит» и рассчитать процент кредита и ежемесячные платежи;

-при изучении многозначных чисел учащиеся могут посчитать, какое количество электроэнергии тратит семья за сутки, неделю, месяц, посчитать сумму оплаты и методы экономии электроэнергии;

-при изучении темы  «Площадь» разумно брать задания, связанные с вычислением площади комнаты, нахождением количества обоев, которые потребуются на оклейку комнаты.

Таким образом, возникает противоречие между требованиями государственного стандарта, государственным заказом и содержанием образования.


Информация о работе Характеристика компетентностного подхода в психолого-педагогической литературе