Гуманистическая направленность педагогической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 12:46, реферат

Описание работы

Рассмотреть проблему гуманистической направленности
педагогической деятельности на примере трудов известных педагогов новаторов.
Многие учителя в своей практике сталкиваются с проблемой необходимости
гуманизации педагогического процесса. Гуманизм – это система воззрений ,
признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье,
развитие и проявление всех способностей.

Содержание

Введение. 3
Влияние личных качеств учителя в системе обучения детей
младшего школьного возраста. 3
Основные требования к педагогическому процессу для
придания ему личностно-гуманистической направленности. 5
Единство духовной жизни воспитателя и ученика – основа
принципов воспитания В. А. Сухомлинского. 6
Заключение. 9
Литература. 10

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

Реферат: Гуманистическая направленность педагогической деятельности 

Содержание. 

Введение. 3 

Влияние личных качеств учителя в системе  обучения детей 

младшего  школьного возраста. 3 

Основные  требования к педагогическому процессу для 

придания  ему личностно-гуманистической направленности. 5 

Единство  духовной жизни воспитателя и  ученика – основа 

принципов воспитания В. А. Сухомлинского. 6 

Заключение. 9 

Литература. 10 

Введение. 

Цель  реферата: Рассмотреть проблему гуманистической  направленности 

педагогической деятельности на примере трудов известных педагогов новаторов. 

Многие  учителя в своей практике сталкиваются с проблемой необходимости 

гуманизации педагогического процесса. Гуманизм – это система воззрений , 

признающая  ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, 

развитие  и проявление всех способностей. Это  система, считающая благо 

человека  критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, 

справедливости, человечности – желаемой нормой отношений  в обществе. 

Бесценными пособиями для них являются труды педагогов-новаторов Ш. А. 

Амонашвили  и В. А. Сухомлинского. 

Влияние личных качеств учителя в системе  обучения 

детей младшего школьного возраста. 

Шалва Александрович  Амонашвили – учитель начальных  классов, видный грузинский 

ученый, доктор психологических наук, профессор. В пособии для учителей 

«Здравствуйте, дети!» он обобщает результаты своей  педагогической 

деятельности, своих наблюдений над формированием  личности самых маленьких 

школьников. Книга написана в виде рассказа и размышлений педагога, ставшего 

организатором увлекательной школьной жизни малышей. В ней раскрываются 

психологические особенности этой возрастной группы, специфика содержания, 

форм  и методов обучения и воспитания шестилеток. 

«Моя  практика работы с детьми и научный поиск организации их радостной и 

увлекательной жизни в школе, творческое и научное  содружество в течение 

длительного времени со многими учителями  экспериментальных классов 

способствовали  тому, что у меня сложились некоторые  педагогические убеждения, 

исходящие из оптимистических, гуманистических  начал обучения и воспитания» 

[1] - пишет  Ш. Амонашвили в предисловии. 

Академик  АПН СССР А. В. Петровский назвал эту  книгу «педагогической 

симфонией», лейтмотивом которой неизменно  остается любовь к детям, чуткое 

отношение к нежной душе ребенка. Эту характеристику можно отнести и к книге 

Ш. Амонашвили « В школу – с шести лет». Ш. Амонашвили считает, что 

эффективное осуществление системы воспитания и обучения детей младшего 

школьного возраста всецело зависит от личности учителя. Он обращает внимание 

на следующие  личностные качества, которые представляются ему самыми главными. 

Во-первых, любить детей такими, какие они  есть. Надо одинаково 

любить  и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и 

прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, 

ущемлять  и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого. 

Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать  на их позицию, 

принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и 

делам нужно  проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не 

подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю  жизнь, взращивать 

ростки  их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, 

его чувства  и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда 

сам ребенок  становится его соратником в своем  же воспитании. 

В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в  преобразующую 

силу  воспитания. Речь идет не о филантропическом оптимизме, когда, сложа руки, 

педагог с надеждой ожидает, когда ребенок  поумнеет, проявит способности 

соображать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его 

сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во 

внутренний  мир ребенка – и в зависимости  от этого ищет пути воспитания, 

обучения  и развития. 

В-четвертых, учителю должно быть присуще все  лучшее, что людям 

нравится  в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и 

чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни. 

Стремится быть таким учителю очень важно. Он – посредник между ребенком и 

духовными ценностями прошлых и современных  поколений. Эти ценности, знания, 

морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут 

в себе личностные черты учителя, его оценки. Гуманный педагог, приобщая детей 

к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как 

образец человечности. Для ребенка знания не существуют без учителя, только 

через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает 

моральные ценности общества. В младшем школьном возрасте самый высокий 

авторитет для детей – учитель. 

Амонашвили  в своих трудах размышляет над вопросом «Что такое детство» и приходит 

к выводу, что нельзя ограничиться обыденным  пониманием слова «детство». Обычно 

это период связывают с беспечной жизнью маленького человека, когда ребенку 

ничего  не хочется, кроме игр, развлечений  и удовольствий. Такое представление 

неверно. В жизни детей, как и взрослых, много проблем – сложных, 

трудноразрешимых, и они заставляют детей страдать, переживать, бороться, 

развиваться. То, что нам может показаться пустяком, для ребенка вовсе не 

мелочь, а скорее, смысл жизни. Настоящее детство – это движение вперед, это 

непрекращающийся  процесс взросления. Задача воспитания заключается в том, чтобы 

помогать  детям в их взрослении, поддерживать даже малейшее продвижение на этом 

пути. Поступая в школу, ребенок хочет учиться, хочет стать взрослым. Однако это 

не означает, что ему безразлично, какими способами, в каком педагогическом 

процессе  мы будем его воспитывать, развивать  и обучать. Педагогический процесс 

в основном направлен на выработку у детей  дисциплины и послушания, точного 

выполнения  указаний взрослых. В этих условиях школьники, слепо подчиняясь 

инструкциям, находятся в постоянном состоянии  напряжения, боязни ошибиться, 

недоверия к собственным мыслям. Каждый учитель, проявляя строгость и 

требовательность, разумеется, руководствуется самыми высокими целями, однако 

нужно, чтобы их реализация происходила  в доброй, гуманной атмосфере, чтобы 

педагогический  процесс был наполнен чуткостью  и заботливостью, отзывчивостью  и 

доброжелательностью, переживанием успехов и утверждением достоинства каждого 

ребенка.[2] 

Какие же принципиальные требования нужно соблюдать, по мнению Ш.А. 

Амонашвили, чтобы педагогический процесс приобрел личностно-гуманную 

направленность? Прежде всего, следует учитывать  психологические особенности 

детей той  или иной возрастной группы. 

Так, шестилетки еще не обладают достаточным социально-нравственным и 

познавательным  опытом, необходимым для воспитания в ребенке чувства долга, 

ответственности, для осознания и понятия необходимости. У ребенка шести лет 

непрерывно  возникают самые разные потребности, которые постоянно сменяют друг 

друга. Особенность их в том, что они  переживают как неотложное, т.е. 

актуальное  хотенье. Оно заставляет малыша действовать  немедленно, не подумав 

предварительно  о том, что за этим может последовать. В середине занятия 

ребенок может достать из-под парты  принесенное из дома яблоко и начать его 

есть, встать и выйти из класса и т.п. Актуальные потребности теснейшим 

образом переплетаются с импульсивной активностью, т.е. с переходом к действию 

с первого  же побуждения, без промедления. Педагог  еще не договорил вопроса, а 

ребенок уже порывается отвечать, задание  еще не разъяснено, а он уже 

приступает  к выполнению. Импульсивная активность бесконтрольна, ей не 

предшествует  хотя бы мимолетное обдумывание. Дети этого возраста не могут 

быть  сдержанными и уступчивыми, разумными  и волевыми. 

Шестилетний ребенок (и, разумеется, не только шестилетний) стремится к 

игровой деятельности, игра для него является смыслом жизни. Игра превращается 

в вид  деятельности. Управляющий развитием. В ней формируются личностные 

качества  ребенка, его отношение к действительности, к людям. 

Информация о работе Гуманистическая направленность педагогической деятельности