Формы воспитания: проблемы, классификация выбора

Автор: Света Позднякова, 28 Августа 2010 в 22:21, реферат

Описание работы

История педагогики знает различные формы организации воспитательного процесса. Каждая из них создавалась для реализации определенного содержания в определенных условиях, которые, как известно, не остаются постоянными. Изменялось прежде всего число детей: от единиц и десятков школьников в далеком прошлом до обязательного школьного воспитания всех детей сегодня. Поэтому первым критерием для анализа форм воспитания может быть количественный. По количеству охватываемых процессом воспитания людей формы воспитания делятся на индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные) и массовые. Число воспитанников в группе (коллективе) колеблется от 5—7 до 25—40, а при массовых формах верхний предел числа не ограничен.

Работа содержит 1 файл

Формы воспитания.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

    Исходя  из назначения игр, способов организации  и т.п., авторы стремятся сгруппировать  их. Различают игры дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и др.

    Дидактические игры, имеющие, как отмечает Н.С. Старжинская, устойчивую структуру (дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия); в них ребенка особенно привлекает игровое действие (действовать с предметами, складывать, заштриховывать, решать проблему и т.п.). Эти игры, как никогда раньше, приобретают значение в начальной школе, которая перешла на обучение детей с шести лет, в связи с чем первостепенной задачей учителя стало умелое соединение учебы и игры.

    Познавательные  игры, тесно переплетающиеся с дидактическими, поскольку их можно проводить как на уроке, так и во внеурочное время. Поскольку наибольшие возможности игры проявляются во внеклассной деятельности детей (после уроков, в группе продленного дня и т.д.), то многие ученые выделяют познавательные игры в отдельный вид, хотя, по большому счету, каждую аз игр можно назвать познавательной.

    Существует  большое количество игр подобного  рода: игры-конкурсы; игры-путешествия; пресс-игры; игры-споры, дискуссии, игры-обзоры и т.п.

    Эти игры популярны среди детей, особенно те из них, в которые играют взрослые, так как дети часто наблюдают  за их ходом по телевидению.

    Интеллектуальные  игры. Можно сказать, что это разновидность как дидактической, так и познавательной игры. Особенность состоит лишь в том, что интеллектуальные игры направлены не столько на результат познания, сколько на развитие интеллекта ребенка, его познавательных процессов (логического мышления, внимания, воображения и т.п.), а также таких качеств личности, как наблюдательность, внимательность, аккуратность и др.

    Подвижные игры - не только форма активного отдыха детей, но и одна из любимых игр, средство-приобщения ребенка к здоровому образу жизни.

    Педагоги  согласны с тем, что развивающее, воспитывающее значение подвижных игр велико. Но, исходя из практики, хочется обратить внимание учителей (воспитателей) на однотипность, бедность содержания подобного вида игр, которые организуются на перерывах, после уроков, в группе продленного дня, не говоря уже о домашней обстановке.

    В процессе подвижных игр дети выполняют  определенные обязанности, преодолевают трудности, радуются успеху или огорчаются, что закаляет их волю, воспитывает выдержку, настойчивость и т.п. А главное, ребенок отдыхает, хотя и напряжены все его мышцы.

    Сюжетно-ролевые  игры. К ним исследователи относят те, в которых на основе жизненных или художественных впечатлений, самостоятельно или с помощью взрослых творчески воспроизводятся детьми социальные отношения или материальные объекты. Эти игры имеют большие возможности в развитии фантазии, воображения; включают детей в творческую деятельность, в связи с чем некоторые авторы называют их творческими.

    Сюжетно-ролевые  игры всегда наполнены новым содержанием, их нельзя повторить, потому что правила в них задаются самими детьми на основе жизненных привычек. Именно в этом специфика творческих игр.

    Игровые элементы. Используются в качестве эмоционального стимула. К ним относятся шуточно-игровые названия (доктор Нехворайкин, судья Гантелькин, команда "АХ" (аккуратные хозяйки)); игровое распределение ролей ("Мастера", "Строители", "Модельеры" в игре "Мастера на все руки"); оригинальные знаки различия, значки, атрибуты, элементы костюмов; яркий старт дела (ребята получают письмо о пропавшей Дюймовочке, которую похитил злой разбойник); не менее яркое его завершение (парад участников, веселые награждения, необычное высказывание своего впечатления, например по игре "Читай-город": дети при выходе из школы опускают свои жетоны в кармашки плачущей корове (если что-то не понравилось) или смеющемуся поросенку (если понравилось).

    Игровые приемы. С их помощью можно создать положительный настрой на дело. Например, появление любимого персонажа сказки, фильма (Незнайка приглашает на турнир знатоков, Мальвина ведет в "школу вежливости", Айболит проводит оздоровительную зарядку).

    Другой  аспект использования приема - решение  жизненной ситуации путем создания игровой. После праздника надо быстро убрать зал или класс. Мальчики "превращаются" в пиратов (надевают на макушку косынку, перевязывают один глаз и устраивают "аврал на корабле").

    Игровые ситуации. Специально создаются педагогом с тем, чтобы влиять на взаимоотношения детей. Так, "бо-ление" за свою команду вызывает чувство сопереживания и доброжелательного отношения. Для ситуации заранее придумываются лозунги, приветствия, кричалки, утешительные призы.

    Существуют  и другие виды игр: игры-праздники, игры-соревнования и т.п. 

    Клубные занятия.

    Клубные часы, клубные занятия - давняя, испытанная форма организации жизнедеятельности детей. Специфичность ее в том, что в постоянно действующих клубах имеют место все формы воспитательной работы: беседа, викторина, игра, КТД, конкурс и т.п.

    Анализ  опыта работы школ показал, что клубная работа занимает незначительное место среди других форм воспитательной работы. Это и неудивительно: нужна большая подготовка со стороны педагога (продуманность содержания занятий на определенный период, умелый выбор формы каждого занятия, оказание помощи детям при подготовке к занятию и др.).

    Как правило, младших школьников привлекает коллективная деятельность, которая организуется в форме как эпизодических, так и постоянных мероприятий, дел ("Турнир знатоков", "Жалобная книга природы", "Рассказ-эстафета" и др.). Исследование показало, что в процессе разнообразных дел у младших школьников возникает огромное количество вопросов, на которые они не могут найти ответа. Удовлетворить интерес к познанию каждого ребенка помогут постоянно действующие клубы, запись в которые осуществляется на добровольной основе. Может быть и такой вариант: одни дети - члены клуба, а другие - посетители (слушатели, наблюдатели и т.п.).

    В работе клубов могут участвовать  и родители — в качестве помощников, руководителей. Готовиться к заседаниям (занятиям) дети могут как группами, так и индивидуально. Главное, чтобы каждый смог найти ответ на интересующие его вопросы.

    Проводить подобные занятия целесообразно не чаще 1-2 раз в месяц, во внеучебное время. Очень хорошие возможности для клубных занятий имеют группы продленного дня. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    История педагогики знает различные формы  организации воспитательного процесса.  Каждая из них  для реализации определённого  содержания в определённых условиях, которые, как известно, не остаются постоянными. 

    Формы работы с детьми должны быть гибкими, простыми, помогающими делать их жизнь радостной, интересной. Именно через них осуществляется процесс организации детской жизни.

    В науке существуют различные подходы к определению сущности форм воспитательной работы, их функций, классификации.

    Одни  авторы под формой понимают выражение  содержания воспитательной работы через определенную структуру отношений педагогов и детей. Другие определяют ее как установленный порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение соответствующих педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, которые обеспечивают внешнее выражение воспитательной работы.

    Формы воспитания - это варианты организации  конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.

    Задача  педагога заключается в том, чтобы  правильно управлять этим процессом, строить его на основе уважения личности, признания его индивидуальности, прав и свобод. Педагог должен опираться  на потенциальные личностные возможности, способствуя их развитию, и на внутреннюю активность детей.

    Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов в  зависимости от следующих признаков:

    от  цели воспитания;

    от  содержания и направленности воспитательных задач;

    от  возраста учащихся;

    от  уровня их воспитанности и личного  социального опыта;

    от  особенностей детского коллектива и  его традиций;

    от  особенностей и традиций региона;

    от  технических и материальных возможностей школы;

    от  уровня профессионализма учителя.

    В заключение можно сделать следующий вывод.

    Все типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и каждый из них по-своему ценен в процессе воспитания. Каждому  типу форм присущи свои специфические  воспитательные возможности, и они  должны быть полностью реализованы. Воспитательный процесс - это объективно сложное и разноплановое явление, поэтому эффективная воспитательная деятельность может быть организована только путем комплексного использования различных форм организации педагогического процесса.Установлено, что эффективность развития творческого потенциала ребёнка зависит от формы организации воспитательного процесса.

    Сущностными     признаками     формы     воспитательной    работы являются:

    участники деятельности (лица или группы лиц), выполняющие какие- либо       точно       установленные       функции —       организаторов, выступающих, зрителей и т.д.;

    педагогические  задачи, которые можно решить при  помощи данной

    формы (потенциал формы, ее содержательность);

    организация     времени     (фиксированный     промежуток     времени проведения формы);

    набор актов, ситуаций, процедур;

    порядок действий (алгоритм);

    организация пространства.

    Реализуя  воспитательные функции, классный руководитель осуществляет выбор форм работы с  учащимися. Прежде всего они связаны  с организацией разнообразной деятельности детей. Можно различать формы по видам деятельности - учебная, трудовая, спортивная, художественная; но способу влияния педагога - непосредственные и опосредованные.

    По  времени проведения формы можно  разделить:

    -  кратковременные ( от нескольких минут до нескольких часов);

    -  продолжительные ( от нескольких  дней до нескольких недель);

    -  традиционные (регулярно повторяющиеся).

    По  времени подготовки можно говорить о формах работы, проводимых с учащимися без включения их в предварительную подготовку, а также о формах, предусматривающих предварительную работу, подготовку учащихся.

    По  субъекту организации классификация  форм может быть следующей:

    -  организаторами детей выступают  педагоги, родители и другие взрослые;

    -  деятельность организуется на основе сотрудничества;

    -  инициатива и ее реализация  принадлежит детям.

    По  результату все формы можно разделить  на следующие группы:

    -  результат - информационный обмен;

    -  результат - выработка общего  решения (мнения);

    -  результат - общественно значимый продукт.

    По  числу участников формы могут  быть:

    -  индивидуальные ( воспитатель - воспитанник);

    -  групповые ( воспитатель - группа  детей);

    -  массовые ( воспитатель - несколько  групп, классов).

    При выборе той или иной формы работы с учащимися целесообразно руководствоваться следующими положениями:

    1.  Учесть воспитательные задачи, определенные  на очередной период работы (год, четверть); каждая форма работы должна способствовать их решению:

Информация о работе Формы воспитания: проблемы, классификация выбора