Формирование самостоятельно художественно – творческой деятельности старших дошкольников в процессе освоения нетрадиционных техник р

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:27, дипломная работа

Описание работы

Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские преподаватели, педагоги, психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние (недаром такую популярность получила арт - терапия).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы формирования самостоятельной художественно творческой деятельности дошкольника…………………..…..7
1.1 Психолого–педагогические основы формирования художественно – творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста…………7
1.2 Особенности формирования самостоятельной художественно – творческой деятельности у старших дошкольников…………………………15
1.3 Условия успешного формирования художественно – творческой деятельности у старших дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования………………………………………………………………………22
Глава 2.Опытно – экспериментальное исследование формирования самостоятельно художественно – творческой деятельности у старших дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования……………33
2.1. Констатирующий эксперимент……………………………………….……37
2.2. Формирующий эксперимент…………………………………………….....45 2.3. Контрольный эксперимент………………………………………………...53
Заключение………………………………………………………………………63
Литература…………………………………………………………………….…65
Приложение………………………………………………………………………70

Работа содержит 1 файл

вкр танюха.docx

— 222.22 Кб (Скачать)



 

 

Приложение  №2

 

СОЗДАНИЕ  ОБРАЗОВ НА ОСНОВЕ ЗАДАННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

 

НЕОБЫЧНЫЕ КЛЯКСЫ

Цель: развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики.

Оборудование: лист плотной бумаги, чернила, перо или кисть (для каждого ребенка).

Ход игры: Взрослый говорит детям: «Ребята, знаете ли вы, что раньше, когда ваши бабушки и дедушки были маленькими девочками и мальчиками, шариковых ручек не было, и люди писали перьями или перьевыми ручками? Ими писать было очень трудно. Поэтому в тетрадях школьников часто появлялись кляксы. Учителя вырывали страницы с кляксами и предлагали ученикам переписать все заново. Конечно же, и ребята и их преподаватели огорчались. Но иногда кляксы получались необычными. Ученики, с интересом рассматривая эти кляксы, находили в их причудливых силуэтах изображения зверей, птиц, насекомых, необычные фигурки людей, сказочных персонажей. Сейчас и мы займемся изготовлением необычных клякс».

Взрослый показывает, как можно  поставить кляксы, чтобы не испачкаться  при этом, демонстрирует способ получения  симметричных клякс (нужно капнуть  на середину листа немного чернил, сложить бумагу пополам и затем  развернуть).

После завершения подготовительной работы, взрослый говорит: «Давайте рассмотрим все кляксы и скажем, на что они похожи. Постарайтесь увидеть в каждой из клякс, как можно больше изображений предметов».

Примечание: Можно предложить детям дорисовать кляксы до какого-либо изображения.

 

УДИВИТЕЛЬНАЯ  ЛАДОНЬ

Цель: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, художественного вкуса.

Оборудование: образцы рисунков, выполненных на основе эталона (изображение раскрытой ладони); лист бумаги, простой карандаш, ластик, наборы цветных карандашей, восковых мелков, краски и кисти (для каждого ребенка).

Ход игры: Взрослый предлагает детям обвести свою ладонь с раскрытыми пальцами.  После завершения подготовительной работы воспитатель говорит: «Ребята, у вас получились похожие рисунки; давайте попробуем сделать их разными. Дорисуйте какие-нибудь детали и превратите обычное изображение ладони в необычный рисунок».

Фантазия ребенка позволит превратить эти контуры в веселые рисунки: в осьминога, ежа, птицу с большим  клювом, клоуна, рыбу, солнце и т. д. Пусть ребенок раскрасит эти рисунки.

Примечание. При возникновении затруднений, взрослый показывает образцы выполнения задания, но предупреждает детей, что копировать их не следует.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Например:

 

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОРИГАМИ ПО-РУССКИ

Цель: развитие воображения, пространственной ориентировки, мелкой моторики, художественного вкуса.

Оборудование: два-три листа бумаги или готовьте модели оригами, простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей (для каждого ребенка).

Ход игрового упражнения: Взрослый рассказывает о японском искусстве оригами, показывает технику изготовления простых моделей и предлагает детям сложить фигурки из бумаги. После завершения подготовительной работы он говорит: «Давайте украсим наши поделки, сделаем их нарядными, праздничными. Дорисуйте необходимые детали, и раскрасьте фигурки цветными карандашами».

 Можно использовать такие модели оригами, как: кармашек, самолет, лодка, пароход, столик, домик, веер, грибок, листочек, вертушка, пилотка, рыба-кит, утенок, письмо, конверт.

Примечание: В этом упражнении не ставится цели научить детей такому сложному искусству, как оригами, задача взрослого — научить детей украшать фигурки из бумаги с помощью цветных карандашей и собственного воображения, поэтому дошкольникам можно предложить готовые модели оригами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКОЛДОВАННЫЙ ЛЕС

Цель: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, художественного вкуса.

Оборудование: карточки со схематическим изображением деревьев и незаконченными линиями неопределенного характера  (по количеству детей);

простой карандаш, ластик, набор цветных  карандашей (для каждого ребенка).

Ход игры: Взрослый раздает детям карточки к игре и говорит: «Перед вами заколдованный лес. Волшебник накрыл его шапкой невидимкой, поэтому многие растения и обитатели леса оказались невидимыми. Но кое-что вы можете разглядеть, наверное, потому, что шапка была маловата. Давайте попробуем расколдовать лес. Внимательно рассмотрите картинку, затем превратите все линии в законченные рисунки. Помните, что лес был необычайно красив и полон обитателей». Выигрывает ребенок, который создал целостное изображение леса, используя все данные элементы.

Примечание: Для раскрытия сюжета можно предложить детям дополнить получившиеся рисунки изображениями зверей, птиц, насекомых, людей или сказочных персонажей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОДЕЛЬЕРЫ

Цель: развитие воображения, мелкой моторики, художественного вкуса, активизация мышления и речи.

Оборудование: портреты с репродукций (плакатов, обложек журналов и пр.), наклеенные на картон (по количеству детей); лист бумаги, простой карандаш, ластик, набор карандашей или фломастеров, клеящий карандаш, набор цветной бумаги, фольга, лоскутки ткани, кусочки меха и т.п. (для каждого ребенка).

Ход игры: Взрослый раскладывает, стимульный материал (портреты) и говорит: «Представьте, что вы модельеры. К каждому из вас обратился человек, который хочет, чтобы вы помогли ему выглядеть нарядно».

Взрослый предлагает детям выбрать  портреты, внимательно рассмотреть  их, придумать и создать подходящие наряды. С помощью аппликационного материала сделать головной убор (кокошник, шляпу, платок и прочие), украшения (бусы, ожерелья, серьги, броши и прочие). Если на портрете женщина или девушка, нарисовать на листе бумаги костюм (бальное платье, сарафан, фрак и т.п.). После выполнения творческого задания начинается показ моделей. Взрослый просит детей назвать имя своих «манекенщиков» рассказать об их профессии, характере.

Примечание: Для подобных игр желательно подбирать портреты людей, отличающихся полом и возрастом, выражением лица. Портреты политических, исторических деятелей использовать неэтично.

 

 

 

 

СОДАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВ

 

Первая игра-беседа является вводной  для дальнейшего курса по развитию воображения и творческих способностей. В ней активную роль играет взрослый, а дети становятся помощниками в  его творчестве. Постепенно дети начина ют действовать примерно так, как  показывал ведущий на первом занятии, т.е. переходят с позиции пассивных  наблюдателей и помощников на роль творцов, художников, созидателей.

 

 

ВОЛШЕБНАЯ НИТКА

Цель: развитие воображения, образного мышления, художественного вкуса.

Оборудование: два листа бумаги, нитки, краски (лучше гуашь), кисти (для каждого ребенка).

Ход игры: Взрослый показывает детям клубок ниток и говорит, что эти нитки волшебные, потому что они умеют рисовать картины. Затем он предлагает внимательно посмотреть, как это делается. Нитку окунают в краску и в произвольном порядке укладывают на листе бумаги. Сверху накрывают другим листом, слегка прижимают нижний лист и вытаскивают нитку за один конец — получается абстрактный рисунок. Дети повторяют все показанные операции и получают причудливыё изображения. Взрослый просит детей дать одно или несколько названий картинам.

Примечание: При возникновении затруднений, можно предложить повернуть или перевернуть лист бумаги, придумать название коллективно.

 

 

 

 

 

 

РИСУНОК ПАЛЬЦАМИ

Цель: развитие воображения, образного мышления, мел кой моторики.

Оборудование: листы бумаги, гуашь, смешанная с зубной пастой, салфетки (для каждого ребенка).

Ход игры: Взрослый предлагает детям нарисовать картины красками, но без кисти, то есть при помощи собственных пальцев.

Виды «картин»:

а) пейзаж;

б) натюрморт;

в) портрет (или автопортрет);

г) обложка или иллюстрация к любимой книге.

По окончании рисования, дети демонстрируют  картины, рассказывают о них. Выигрывает ребенок, который при помощи пальцеграфии создал наиболее выразительный и оригинальный образ.

Заняться  проблемой детского творчества нас  подтолкнули наблюдения за работой  детей с изобразительными материалами. Наблюдая за детьми, мы заметили, что  результат в приобретении детьми знаний и умений, навыков в рисовании  неплохой — они работают разными  материалами, осваивают различные  приемы и способы рисования. Но главное, в работах детей — не было фантазии и творчества. Применяя диагностику, позволяющую определить уровень  творческого воображения и световосприятия  детей, выявить уровень технических  навыков и умений и строить  в дальнейшем правильное взаимодействие с ребенком. Пришли к выводу, что  необходим научный подход для  исследования творческих способностей детей. Что поможет в дальнейшем выбирать технику рисования для  детей разного возраста, тематику, в зависимости от возраста и индивидуальных возможностей ребенка. Развитие дошкольников должно подходить через научный  подход к исследованию детского возраста.

Приложение №3

ДАВАЙ РИСОВАТЬ ВМЕСТЕ (родительское собрание)

Вспомните, какую радость  нам в детстве приносило рисование! Увы, повзрослев, мы забываем о ней. Стремление к изобразительной деятельности свойственно всем детям уже с  раннего возраста. Рисование влияет на развитие ребенка, на формирование различных сторон его личности; через  рисунок он выражает свои чувства  и переживания, представления о  том, кто он есть и кем стремится  быть, свое миропонимание.

По наблюдению многих авторов, ребенок и изобразительное  искусство связаны друг с другом едиными гармоничными взаимоотношениями, и, в известном смысле, все дети являются художниками. Изобразительная  деятельность для них естественна  и приятна. Кроме того, рисование  действительно связано с радостью, поэтому заниматься рисованием особенно рекомендуется тем детям, кто  испытывает эмоциональное неблагополучие, у кого есть какие-то душевные раны или неразрешенные внутренние конфликты. Радость повышает уверенность в  своих силах и формирует позитивное отношение к жизни.

Известно, что именно в дошкольном и младшем  школьном возрасте ребенок проявляет  наибольший интерес к рисованию. К 10-11 годам подавляющее большинство  детей вступает в так называемый кризис детского изобразительного творчества. Многие перестают рисовать. Вот почему так важно не упустить благодатный  период и использовать возможности  изобразительного искусства для  эмоциональной поддержки и воспитания лучших качеств личности.

Психологи и педагоги много говорят о  том, что ребенку, как воздух, нужна  ласка и нежность родителей. Но обнимать и без конца целовать своего мальчика или девочку - это еще не все. Ребенку нужно постоянное общение. А язык искусства - это универсальный язык общения, помогающий лучше понять друг друга, ощутить радость творчества и поверить в себя. Поэтому рисуйте вместе с детьми, и вам будет легче найти общий язык со своим чадом.

Я уже  слышу возражения: "Я не умею рисовать" или "В последний раз я брала  в руки кисточку в школе...". Все  это - проявления нашей внутренней неуверенности. Мы - профессионалы в своем деле, знающие ответы на все детские  вопросы, и вдруг - рисовать. Как раз  в этот момент срабатывает чувство: "А вдруг не получится? Как я  буду выглядеть в глазах своего ребенка?". Расслабьтесь! Такие опасения только до первого раза. Представьте, что  вы - пятилетний ребенок, и смело  приступайте к рисованию! Художественное творчество позволит вам отключиться  от дневных забот, избавит от плохого  настроения, поможет сосредоточиться  на другом и найти новые плодотворные способы общения с ребенком.

А мы предлагаем вам различные упражнения и возможные  темы занятий, которые, при необходимости, вы сможете дополнить или видоизменить вместе с детьми.

Например, чтобы повысить самооценку, можно  нарисовать "Самое-самое-самое...". Предложите ребенку согнуть лист (формата A3) пополам. На внешней половине листа пусть он нарисует любую дверь (каменную, деревянную, закрытую, открытую…) в любое помещение (в пещеру, в дом, в замок, в подземелье, в сказку…). Ребенок "открывает" дверь и на внутренней части листа рисует "Самое-самое-самое...". У каждого свое. У кого-то это самое красивое, у кого-то самое страшное или самое интересное, небывалое и т.д. Пусть сын (или дочь) придумает свою историю о том, какое "самое-самое" скрывается за нарисованной дверью. Важнее всего для вас будет рассказ ребенка о своем рисунке. Задайте малышу разнообразные вопросы, по правилам игры принимается абсолютно любой вопрос, и отвечающему нужно быстро сориентироваться и придумать ответ. А самый захватывающий момент для ребенка - это, конечно, посмотреть на ваш рисунок, услышать вашу историю о "самом-самом..." и затем самому задать каверзные вопросы маме или папе. Вот это удовольствие!

Информация о работе Формирование самостоятельно художественно – творческой деятельности старших дошкольников в процессе освоения нетрадиционных техник р