Формирование познавательной активности при помощи дидактической игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….…...3
Глава 1. Теоретические основы развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………...5
1.1 Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………….5
1.2 Особенности развития познавательной активности детей дошкольного возраста……….………………………………………………………………....18
1.3 Средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.........................................................................................27
1.4 Понятие «дидактическая игра» в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………….30
1.5 Дидактическая игра как форма обучения………………………………………………………..………………...44
Глава 2. Опыт работы по формированию познавательной активности…….............51
2.1. База и методы исследования……………………..………………………...51
2.2. Экспериментальная работа по формированию познавательной активности по средствам дидактической игры……………..…………………58
2.3. Динамика развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста……………………………………..……………………76
Заключение………………………………………………………………..…………….80
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

познавательная активность.docx

— 341.34 Кб (Скачать)

В продуктивной познавательной активности эти уровни выражаются 1) как активность внимания, вызываемая новизной стимула и разворачивающаяся  в систему ориентировочно-исследовательской  деятельности; 2) как исследовательская  познавательная активность, вызываемая в проблемной ситуации в условиях обучения, в общении, профессиональной деятельности; 3) как личностная активность, выражающаяся в форме «интеллектуальной  инициативы», «надситуативной активности», «самореализации» личности [26, с.312]. Ниже мы рассмотрим, прежде всего, психологическую структуру и динамику активности на втором уровне, т. е. активности, возникающей в процессе решения различных типов мыслительных задач.

Адаптивные формы активности и соответствующие им процессы вызываются многочисленными потребностями  и теми видами мотивации, которые  по лучили общую характеристику мотивов достижения (успеха). Современные стратегические цели образования акцентируют внимание на формировании творческой, самостоятельной личности, развитии её как активного субъекта собственной жизни и деятельности. В связи с этим в педагогике активно обсуждается проблема перехода от репродуктивной модели образования, обеспечивающей воспроизводство «готовых знаний», к продуктивной модели, ориентированной на активизацию познавательной деятельности обучающихся.

В данном направлении ведутся  исследования различных аспектов процесса формирования познавательной активности детей (Л.С. Выготский, Д.Б. Годовикова, В.В. Голицын, В.В. Давыдов, В.В. Зайко, Е.Э. Кригер, С.А.Козлова, Т.А. Куликова, А.Н. Леонтьев, Е.А. Лобанова, З.Ф. Пономарева, Т.А. Серебрякова, Т.И. Шамова, В.В. Щетинина, Г.И. Щукина и др.). Ученые определяют сущность понятия «познавательная активность», однако, в современной науке пока нет однозначного его толкования, что требует проведения дополнительных исследований для уточнения. Единичные исследования посвящены изучению факторов и условий развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Вместе с тем ученые и педагоги указывают на то, что происходит снижение познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Проведенный нами в процессе исследования опрос учителей начальной школы показал, что в первый класс поступает большинство детей с низкой познавательной активностью, в результате чего они хуже обучаются в школе, редко задают познавательные вопросы, не проявляют стремления к получению новых знаний и самостоятельности.

Ученые утверждают, что  одним из значимых факторов развития познавательной активности является выбор  таких средств, которые позволяют  ребенку эффективно осваивать культурно-исторический опыт. Согласно концепции Л.С. Выготского ребенок в процессе своего развития присваивает социокультурный опыт человечества, представленный в форме  различных знаков, символов, моделей  и т.п. Анализ и обобщение исследований по проблеме познавательной активности З.А. Абасова, В.В. Голицына, З.К. Койчуевой, Е.Э. Кригер, М.И. Лисиной, Е.А. Лобановой, Л.М. Маневцовой, Т.С. Матвеевой, М.И. Махмутова, Е.В. Пчелинцевой, Т.А. Серебряковой, Т.И. Шамовой, В.В. Щетининой, Г.И. Щукиной и других ученых позволили уточнить понятие «познавательная активность» [12, с.33] и дать его новую смысловую характеристику за счет введения деятельностного компонента; выявить основные условия развития познавательной активности детей: включение в содержание дошкольного образования компонентов личностно-ориентированной парадигмы, своевременное и адекватное опредмечивание познавательных интересов, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности ребенка, создание проблемно-поисковых ситуаций, постепенное усложнение содержания задач, стимулирование к самостоятельной поисковой деятельности и проявлению максимальной умственной активности и самостоятельности, создание развивающей среды, предоставляющей каждому ребенку широкий простор для самореализации, оказание педагогической поддержки в процессе совместной деятельности, организация образовательного процесса на наглядно-образной основе (рис. 1).

 

Рис. 1 - Структурно-функциональная схема формирования познавательной активности

Методические приемы активизации  учебной деятельности: 1. Задания  по самоанализу; 2. Задания творческого  характера; 3. Задания, направленные на повышение уровня знаний; 4. Задания  проблемного содержания; 5. Задания  игрового и соревновательного характера; 6. Задания, направленные на варьирование содержания и способов выполнения [4, с.79].

Познавательная активность развивается из потребности в  новых впечатлениях, которая присуща  каждому человеку от рождения. В  дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской  деятельности, у ребенка формируется  стремление узнать и открыть для  себя как можно больше нового.

Все авторы, занимавшиеся исследованием  этого вопроса (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, Т.А. Куликова, А.В. Петровский, Г.И. Щукина и др.), считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка.

Мы определяем познавательную активность как стремление к наиболее полному познанию предметов и  явлений окружающего мира.

Развитие познавательной активности определяется качественными  изменениями, отражающимися в энергетическом и содержательном показателях. Энергетический показатель характеризует заинтересованность ребенка в деятельности, настойчивость  в познании. Содержательный показатель характеризует результативность деятельности в процессе получения знаний, выделение  различных культурных содержаний в  ситуации.

В качестве факторов, влияющих на формирование познавательной активности ребенка, авторы, исследовавшие эту  проблему, выделяли общение (Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Т.А. Серебрякова, и др.), потребность в новых впечатлениях (Л.И. Божович), общий уровень развития активности (Н.С. Лейтес, В.Д. Небылицин и др.). Изучение этого вопроса заставляет обратить внимание на ситуацию, в которой происходит развитие ребенка, и социальные нормы, в рамках которых происходит это развитие. Поэтому особенно актуальным нам представляется изучение развития познавательной активности внутри рамок, которые определяет общество [10, с.150].

Описание и изучение ситуации как одного из факторов, определяющих поведение человека, на сегодняшний  день является одним из перспективных  направлений в психологии. Очевидно, что изучение личности без учета  ситуационных факторов невозможно.

Изучение и использование  различных типов ситуаций получило распространение и в педагогической психологии (проблемные ситуации - А.М. Матюшкин, Г.И. Щюкина и др., противоречивые ситуации – Н.Е. Веракса).

В данной работе мы исследовали  познавательную активность ребенка, которую  Н.Е. Веракса определяет как пространство активности. В рамках этого положения социальная действительность рассматривается как череда нормативных ситуаций, в которые неизбежно попадает человек, живущий в обществе. Начиная с момента рождения, все дальнейшее развитие будет проходить в контексте нормативных ситуаций и будет связано с овладением способами действия в них [7, с.80].

Познавательная активность развивается из потребности в  новых впечатлениях, которая присуща  каждому человеку от рождения. В  дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской  деятельности, у ребенка формируется  стремление узнать и открыть для  себя как можно больше нового.

Все авторы, занимавшиеся исследованием  этого вопроса (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, Т.А. Куликова, А.В. Петровский, Г.И. Щукина и др.), считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка.

Мы определяем познавательную активность как стремление к наиболее полному познанию предметов и  явлений окружающего мира.

Развитие познавательной активности определяется качественными  изменениями, отражающимися в энергетическом и содержательном показателях. Энергетический показатель характеризует заинтересованность ребенка в деятельности, настойчивость в познании. Содержательный показатель характеризует результативность деятельности в процессе получения знаний, выделение различных культурных содержаний в ситуации.

В качестве факторов, влияющих на формирование познавательной активности ребенка, авторы, исследовавшие эту  проблему, выделяли общение (Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Т.А. Серебрякова, и др.), потребность в новых впечатлениях (Л.И. Божович), общий уровень развития активности (Н.С. Лейтес, В.Д. Небылицин и др.). Изучение этого вопроса заставляет обратить внимание на ситуацию, в которой происходит развитие ребенка, и социальные нормы, в рамках которых происходит это развитие. Поэтому особенно актуальным нам представляется изучение развития познавательной активности внутри рамок, которые определяет общество [26, с.47].

Несколько слов об общих  показателях познавательной активности, поскольку этот вопрос, особенно в  связи с его фиксацией в  ходе наблюдений на уроках, нередко  встает перед практическим психологом.

Наиболее общими показателями познавательной активности ребенка  являются [33, с.116]:

- сосредоточенность, концентрация  внимания на изучаемом предмете, теме (так, заинтересованность класса  любой учитель распознает по  «внимательной тишине»);

- ребенок по собственной  инициативе обращается к той  или иной области знаний; стремится  узнать больше, участвовать в  дискуссии;

- положительные эмоциональные  переживания при преодолении  затруднений в деятельности,

- эмоциональные проявления (заинтересованные мимика, жесты).

Последние нередко рассматриваются  как наиболее диагностичные, однако их использование сопряжено со значительными трудностями.

Непосредственная познавательная активность, любознательность.

Это генетически ранняя форма  познавательной активности, характерная  преимущественно для дошкольного  возраста, но достаточно часто проявляющаяся  и в период школьного детства.

Внешне она проявляется  в следующем:

- непосредственный интерес  к новым фактам, занимательным  явлениям, связанные с этим вопросы  к взрослым - родителям, учителям;

- позитивное эмоциональное  переживание, связанное с получением  новой информации.

В этом проявляется ориентированность  дошкольников на внешний мир, их чувственное  и преимущественно практическое отношение к действительности.

Основное условие, обеспечивающее этот уровень познавательной активности, - насыщенная информационная среда, а  также возможность практической деятельности в ней. Основным «барьером», препятствующим развитию данного уровня познавательной активности, является раннее введение теоретических форм обучения, слишком раннее приобщение ребенка к «книжной культуре» [30, с.42].

Другими словами, помогает все, что способствует обогащению чувственно-практического  опыта ребенка, мешает то, что дает ему готовые знания раньше, чем  они понадобились ему для осмысления собственного опыта.

Каждый уровень познавательной активности составляет основу для более  высокого уровня и включается в его  состав, является необходимым для  полноценного проявления более высоких  уровней познавательной активности. Условия, необходимые для развития познавательной активности на каждом этапе, также включаются в состав условий, необходимых для обеспечения  познавательной активности более высокого уровня, но занимают при этом все  более и более подчиненное  положение.

Таким образом, будем рассматривать  познавательную активность как готовность к познавательной деятельности и  инициативность в ней.

Было установлено, что  на протяжении дошкольного возраста показатели познавательной активности в целом увеличиваются. Одновременно изменяется ее качественный уровень, характеризуемый  направленностью: у младших дошкольников преобладает интерес к обычным  игрушкам, а интерес к игрушке  с секретом и к книге очень  низок; у старших детей (5-6 лет) интерес  к игрушкам резко падает, а по отношению к экспериментальным  игрушкам с секретами - возрастает. Особенно увеличивается интерес  и активность детей к книге, процессу чтения ее взрослым, к беседе о ней.

На каждом возрастном этапе  познавательная активность имеет свои формы поведенческих проявлений и требует особых условий для  своего формирования. Об особенностях развития познавательной активности детей  дошкольного возраста пойдет речь в  следующем параграфе.

 

 

1.2 Особенности  развития познавательной активности  детей дошкольного возраста 

 

Дошкольное детство - длительный период, закладывающий фундамент  будущей личности и во многом ее определяющий. Как отмечает Е.А. Аркин, это период, когда «...и семья, и  общество создает для ребенка  все необходимые и возможные  условия..." для их развития [17, с.58].

Именно дошкольное детство  является периодом первоначального  познания окружающей действительности. В современной возрастной и педагогической психологии психическое развитие ребенка  понимается как процесс и результат  присвоения культурно-исторического  опыта предшествующих поколений. Необходимым  условием присвоения этого опыта  является активность ребенка, в том  числе и познавательная, проявляющаяся  в соответствующей деятельности.

Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста вот уже на протяжении не одного десятилетия занимает одно из важнейших  мест в психолого-педагогических исследованиях. Особенно актуально решение данной проблемы в русле формирования у детей дошкольного возраста готовности к школьному обучению. Исследования Д.Б. Годовиковой, Т.А. Куликовой свидетельствуют о значительном снижении (соотнося с нормой) познавательной активности детей, находящихся на пороге школьного обучения. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности, устойчивое познавательное отношение к миру.

Под познавательной активностью  детей дошкольного возраста следует  понимать активность, проявляемую в  процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в  проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале [11, с.35].

Информация о работе Формирование познавательной активности при помощи дидактической игры