Цели воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 19:14, контрольная работа

Описание работы

Обстоятельное знание целей воспитания непосредственно влияет на разработку педагогической теории. Четкое представление о том, какого человека мы хотим сформировать, сказывается на трактовке сущности самого воспитания. Например, с давних времен в педагогике разрабатывались два подхода к осуществлению воспитания. Один из этих подходов преследовал цель сформировать послушную, безропотно подчиняющуюся установленному порядку личность. Воспитание сводилось главным образом к понуждению детей к определенным формам поведения, различным мерам внешнего воздействия, вплоть до физических наказаний.

Содержание

1.Понятие цели воспитания.
2.Исторический характер цели воспитания.
3. Воспитание всесторонне развитой личности как цель воспитания.
4.Цели воспитания в современной школе.
5. Ценности и цели воспитания.

Работа содержит 1 файл

Педагогика.docx

— 35.64 Кб (Скачать)

Контрольная  работа

Тема.

Цели воспитания

План:

1.Понятие цели воспитания.

2.Исторический  характер  цели воспитания.

3. Воспитание всесторонне развитой личности как цель воспитания.

4.Цели воспитания в  современной школе.

5. Ценности и цели воспитания.

1.Цель – это то, к чему стремятся, что надо осуществить. В этом смысле под целью воспитания следует понимать те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы. Крупнейший физиолог и психолог В.М. Бехтерев (1857-1927) писал о том, что решение вопроса о целях воспитания – это непосредственное дело педагогической науки. «Выяснить цель воспитания и доказать способы достижения этой цели, – подчеркивал он, – есть во всяком случае дело науки...» (СНОСКА: Бехтерев В.М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства. – СПб., 1909. – С. 5) Определение целей и задач воспитания имеет большое теоретическое и практическое нзачение. Отметим в этом отношении лишь два важнейших положения.

Обстоятельное знание целей воспитания непосредственно  влияет на разработку педагогической теории. Четкое представление о том, какого человека мы хотим сформировать, сказывается на трактовке сущности самого воспитания. Например, с давних времен в педагогике разрабатывались  два подхода к осуществлению  воспитания. Один из этих подходов преследовал  цель сформировать послушную, безропотно подчиняющуюся установленному порядку  личность. Воспитание сводилось главным  образом к понуждению детей к  определенным формам поведения, различным  мерам внешнего воздействия, вплоть до физических наказаний. Как будет  показано в дальнейшем, многие педагоги пытались оправдывать подобное воспитание теоретически, полагая, что дети от природы якобы обладают необузданностью, которую необходимо подавлять силой авторитета педагога, различными запретами и ограничениями. Поэтому такое воспитание стали называть авторитарным.

Другие же педагоги в противоположность этому считали, что целью воспитания должно быть формирование свободной, духовно развитой и чувствующей свое достоинство  личности. Исходя из этого, они разрабатывали  гуманистические идеи воспитания, выступали  за уважительное отношение к детям, создание новой педагогики, проникнутой  верой в интеллектуальное и морально-эстетическое совершенствование личности.

С этой точки зрения должно быть также понятно, что цели, которые ставились и ставятся перед воспитанием, не могут не влиять на разработку теоретических подходов к определению его содержания и методики воспитательного процесса.

Не меньшее значение целевая направленность воспитания имеет для практической работы учителя. Касаясь этого вопроса, К.Д. Ушинский в своем фундаментальном труде  «Человек как предмет воспитания»  писал: «Что сказали бы вы об архитекторе, который, закладывая новое здание, не сумел бы ответить вам на вопрос, что он хочет строить – храм ли, посвященный богу истины, любви и правды, просто ли дом, в котором жилось бы уютно, красивые ли, но бесполезные торжественные ворота, на которые заглядывались бы проезжающие, раззолоченную ли гостиницу для обирания нерасчетливых путешественников, кухню ли для переварки съестных припасов, музеум ли для хранения редкостей или, наконец, сарай для складки туда всякого, никому уже в жизни ненужного хлама? То же самое должны вы сказать и о воспитателе, который не сумеет ясно и точно определить вам цели своей воспитательной деятельности».

Подобную  же мысль высказывал А.С. Макаренко. Он подчеркивал, что воспитатель  должен уметь проектировать личность воспитанника. Но чтобы проектировать  личность, нужно хорошо знать, какой  она должна быть и какие качества у нее нужно формировать

 

2.  О цели в педагогике и педагогической  деятельности в глобальном виде  можно говорить в социально-педагогическом  смысле (то есть на 1-м уровне) понятия  “воспитание”. Следовательно, глобальная  цель неизбежно отражает уровень  развития общества, его производительных  сил и производственных отношений,  экономических и правовых отношений,  а также историю и общественные  традиции. Вторая особенность так  понимаемой цели воспитания состоит  в том, что она имеет как  бы противоположно направленные  векторы. Один из них обращен  к опыту прошлого, имеет в виду преемственное усвоение и освоение подрастающим поколением того опыта, который достигнут в предшествующей истории общества. Другой вектор устремлен в будущее, определяет перспективные контуры развития подрастающего поколения, то есть имеет в виду подготовку детей и молодежи к жизни и деятельности в предстоящие, более совершенные годы и даже эпохи. Изобразим это следующим образом.

      Отсюда следует, что цели воспитания  имеют исторический характер  и меняются вместе с развитием  общества, часто предвосхищают события,  предлагая новые пути в воспитании  и образовании. В обществе, имеющем  различные социальные слои и  группы (сословия, классы, духовенство,  правящая верхушка, политические  партии, элита творческая, военная  и др.) в один и тот же исторический  период цель воспитания определяется  по-разному. Подрастающее поколение  и каждый человек испытывает  мощное влияние многих факторов. Так, еще Л.Н. Толстой отмечал,  что в существовавшем воспитании (которое он считал насилием  в образовании), есть 4 причины: семья,  религия, государство и общество. Но даже цель, сформулированная  одинаково, в разные исторические  эпохи имеет неодинаковое содержание.

      Мы приведем из истории лишь  некоторые примеры развития цели  воспитания.

      Достаточно изучена система воспитания  в Спарте и Афинах (VII-IV вв. до н.э.). Целью спартанского воспитания было формирование физически крепкого, храброго и дисциплинированного воина, законопослушного гражданина, преданного государству. А из девушек готовили физически крепкую будущую мать, умелую и экономную хозяйку. Рабы же ни в каких учебных заведениях не учились. Такое положение вполне соответствовало общественному устройству Спарты. Система афинского воспитания имела целью сочетать умственное и нравственное (мусическое) и физическое (гимнастическое) воспитание.

      Эпоха средневековья характеризуется  господством церкви и феодалов. Цель воспитания была разная  для рыцарей, крестьян и ремесленников.  В эпоху Возрождения социалист-утопист  Томас Мор (1478-1535) мечтал о равном  для всех воспитании и участии  в труде всех граждан. Ставя  такую цель воспитания, он намного  опередил свою эпоху. В Новое время великий славянский педагог Я.А. Коменский (1592-1670) целью воспитания считал всеобщее образование и подготовку к загробной жизни. В воспитании джентльмена видел цель воспитания Д. Локк (1632-1704). Свободное воспитание характерно для Ж.-Ж. Руссо (1712-1778). По мнению А. Дистервега (1790-1866), целью воспитания является подготовка молодежи к счастливой жизни — пожелание хорошее, но весьма неопределенное.

      Из отечественных педагогов назовем  Н.И. Пирогова (1810-1881), который видел  цель в воспитании гражданина  Отечества. По К.Д. Ушинскому  (1823-1870), цель-— это воспитание труженика и патриота. Л.Н.Толстой (1828-1910) полагал важнейшей задачей развитие творческих дарований крестьянских детей, он мечтал “Об университете в лаптях”.

      О развитии всех человеческих  способностей и соединении обучения  с производительным трудом мечтали  социалисты-утописты Ш. Фурье,  Р. Оуэн, а также К. Маркс  и Ф. Энгельс (XVIII-XIX вв.).

      Идея гармонического развития  личности зародилась еще у  мыслителей Древней Греции, потом  варьировалась в разное время  и педагогами-гуманистами, и социалистами-утопистами, и педагогами-марксистами. КПСС провозгласила целью воспитание “поколения, способного окончательно установить коммунизм”, “подготовку всесторонне развитых членов коммунистического общества”. На практике эта идея о всестороннем развитии молодежи не была реализована.

      Представляют интерес взгляды  современных педагогов-исследователей  на формулировку целей воспитания. Проф. А.А. Радугин берет за  идейную основу всей системы  воспитания принцип гуманизма.  С позиции гуманизма, по его  мнению, конечная цель воспитания  состоит в том, чтобы каждый  человек мог стать полноценным  субъектом деятельности, познания  и общения; свободным и самодеятельным, ответственным за все происходящее  в этом мире.

3.  
Развитие современного общества характеризуется еще более интенсивным совершенствованием машинного производства и повышением его технического уровня и, следовательно, предъявляет более высокие требования к подготовке и развитию членов общества. Новые задачи перед воспитанием ставит развертывание компьютерной революции, информационных технологий.  
Все это приводит к тому, что формирование всесторонне и гармонично развитой личности выступает не только как объективная потребность, но и становится основной целью, т.е. идеалом современного воспитания.  
Что же имеют в виду, когда говорят о всестороннем и гармоничном развитии личности? Какое содержание вкладывается в это понятие?  
В развитии и формировании личности большое значение имеет прежде всего физическое воспитание, укрепление ее сил и здоровья, выработка правильной осанки и санитарно-гигиенической культуры. Нужно иметь в виду, что в народе недаром сложилась пословица: в здоровом теле – здоровый дух. Без крепкого здоровья и надлежа-щей физической закалки человек теряет необходимую работоспособность, не в состоянии проявлять волевых усилий и настойчивости в преодолении трудностей, что может мешать ему развиваться в других областях личностного становления. В этом смысле физическое воспитание выступает как исключительно важное условие всестороннего развития учащихся вообще.  
Ключевой проблемой в процессе всестороннего и гармоничного развития личности является умственное воспитание. Только благодаря уму человек выделился из животного мира как общественное существо, создал все богатства материальной и духовной культуры и обеспечивает непрерывный социально-экономический прогресс. Вот почему развитие пытливости, овладение знаниями, совершенствование мышления, памяти и сообразительности учащихся должно выступать в качестве сердцевины всестороннего развития личности. Расширение кругозора особенно важно в современную эпоху, характеризующуюся мировыми процессами интеграции.  
Не менее существенной составной частью всестороннего и гармоничного развития личности является техническое обучение, или приобщение ее к современным достижениям техники, в том числе и бытовой, овладение умениями и навыками труда на наиболее распространенных машинах, а также обращения с различными инструментами и техническими приспособлениями. Это создает предпосылки для подготовки учащихся к работе на современном производстве и профессиональной ориентации, а также для жизни в современном обществе, все сферы которого пронизывает все более усложняющаяся техника.  
Весьма велика роль моральных принципов в развитии и формировании личности. И это понятно: прогресс общества могут обеспечивать только люди с совершенной моралью, с добросовестным отношением к труду и собственности, что обусловливает необходимость действенного морального воспитания.  
Вместе с тем огромное значение придается духовному росту членов общества, приобщению их к сокровищам литературы, искусства, формированию у них высоких эстетических чувств и качеств. Все это, естественно, требует эстетического воспитания.  
Есть и еще два содержательных компонента, которые органически входят в состав всестороннего развития личности.  
Первый из них касается склонностей, творческих задатков и способностей. Они есть у каждого здорового человека. Вот почему целенаправленная работа по их выявлению и развитию является важной частью всестороннего формирования учащихся. Школа должна воспитывать у них индивидуальную красоту, личностное своеобразие, творческий подход к выполнению любого дела.  
Второй компонент относится к производительному труду и его роли в формировании личности. Только он позволяет преодолеть односторонность личностного развития, создает предпосылки для полноценного физического формирования человека, стимулирует его умственное, нравственное и эстетическое совершенствование.  
Все это позволяет сделать вывод об основных структурных компонентах всестороннего развития личности и указать на его важнейшие составные части. В качестве таких составных частей выступают: умственное воспитание, техническое (или политехническое) обучение, физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание, которые должны сочетаться с развитием творческих склонностей, задатков и способностей личности и включением ее в производительный труд.  
Однако выше отмечалось, что воспитание должно быть не только всесторонним, но и гармоничным (от греч. harmonia – согласованность, стройность). Это означает, что все стороны личности должны формироваться, одновременно и в тесной взаимосвязи между собой.  
В последнее время понятие всестороннее и гармоничное развитие личности иной раз трактуется как разностороннее ее развитие, поскольку, дескать, всестороннее развитие в современном обществе осуществляется не полностью. Этот отход от устоявшегося понятия является не совсем обоснованным. Дело в том, что необходимость всестороннего развития личности выступает как идеал общества с высокоразвитым техническим производством, как его педагогическая тенденция, и потому мера и глубина этого развития зависит от конкретных социально-экономических условий, в которых оно осуществляется. Важно, однако, чтобы воспитание способствовало и умственному, и техническому, и нравственному, и эстетическому, и физическому формированию. Понятие же «разностороннее» развитие не имеет такого выразительного терминологического смысла, поскольку его, например, можно осуществлять без надлежащего эстетического воспитания и т.д. Такой понятийной неопределенности наука должна избегать.  
Будучи идеалом воспитания, к которому стремится общество, всестороннее и гармоничное развитие личности определяет общее направление учебно-воспитательной работы. В этом смысле оно выступает как общая цель воспитания. Для школьного же воспитания необходимо, чтобы этот идеал был конкретизирован в соответствии с теми социально-экономическими условиями, в которых оно осуществляется. Это требует более детальной разработки его содержания и методов на каждом этапе развития общества и школы с тем, чтобы не забегать вперед и учитывать меру возможного в его осуществлении.

4 Цель воспитания как система распадается на составные части — общие и конкретные задачи. Глубинная перестройка общества и школы, вызвавшая пересмотр и переориентацию целей воспитания, породила множество в определении конкретных задач воспитания. Эти противоречия не только не устранены, но стали еще острее. Сегодня нашей школой реализуются как традиционные, так и новые, поставленные жизнью задачи воспитания.

Традиционно в отечественной  педагогике цель воспитания распадается  на следующие большие задачи: умственное (интеллектуальное), физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое (эмоциональное) воспитание. Современная  жизнь и развитие общества выдвинули  в качестве отдельных задач патриотическое, экономическое, экологическое, правовое воспитание школьников. Все задачи настолько обширны, что составляют отдельные пласты педагогической теории и практики и часто называются составными частями воспитания.

Умственное (интеллектуальное) воспитание направлено на развитие интеллекта, познавательных возможностей, склонностей  и дарований ученика. Его главная  задача — вооружить школьников системой знаний основ наук. В результате их усвоения должны быть сформированы основы мировоззрения, т. е. системы  взглядов на природу, общество, человеческие ценности, труд, смысл жизни, познание. Мировоззрение предполагает глубокое понимание явлений природы и  общественной жизни, формирование умения сознательно объяснять эти явления  и определять свое отношение к  ним, умение сознательно строить  свою жизнь, работать, органически сочетая  знания с делами.

Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, развитию склонностей и дарований. Задачи умственного воспитания —  усвоение определенного объема научных  знаний, формирование мировоззрения, развитие умственных сил, способностей и дарований, развитие познавательных интересов  и потенциальных возможностей личности, формирование познавательной активности, развитие потребности постоянно  пополнять свои знания, повышать уровень  общеобразовательной подготовки, вооружение учеников методами познавательной деятельности, формирование способов мышления, опыта  творческой деятельности.

. Непреходящая ценность умственного воспитания как важнейшей задачи школы сомнению не подвергается. Протест учеников, учителей, родителей вызывает направленность умственного воспитания. Его содержание по инерции все еще направляется не на развитие личности, а на усвоение суммы знаний, умений, навыков. Из сферы образования иногда выпадают такие важнейшие его компоненты, как передача опыта различных форм и видов деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру, опыта общения и т. д. В результате не только утрачивается гармония образования, но и снижается образовательный уровень самой школы.

Информация о работе Цели воспитания