Быт и жизнедеятельность учреждений интернатного типа

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 15:13, контрольная работа

Описание работы

В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (статья 20 Конвенции о правах ребенка). В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, помещённых в интернатские учреждения, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе.

Содержание

Введение 3
Общая характеристика сиротства и учреждений интернатного типа 5
Быт и жизнедеятельность воспитательных учреждений
интернатного типа для детей, подростков и юношей 12
Быт и жизнедеятельность учреждений интернатного типа
на примере социального приюта для детей 15
Заключение 23
Библиографический список 26

Работа содержит 1 файл

контр по соц пед .doc

— 123.00 Кб (Скачать)

    Приемная  семья — это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка (детей) на воспитание (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью) на срок, установленный договором. Согласно Положению о приемной семье, утвержденному Правительством РФ в 1996 г., в такой семье должно быть не более 8 детей. Приемные родители выполняют функции воспитателей и получают оплату за свой труд. Между ними и приемными детьми нет алиментных, наследственных и других правоотношений, подобных отношениям между родителями и детьми, которые могут возникнуть в случае усыновления приемных детей. Государство и ораны местного самоуправления выделяют денежные средства на содержание каждого приемного ребенка и предоставляют соответствующие льготы, установленные законодательством. Органы опеки и попечительства обязаны оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий для жизни и воспитания детей, а также вправе осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей.

    Передача  ребенка в приемную семью в  возрасте старше 10 лет требует его  согласия. Запрещается, как и при  усыновлении, разъединять братьев и сестер за исключением случаев, когда разъединение допустимо в интересах ребенка. По разным подсчетам, в приемных семьях воспитывается от 5 до 10% детей-сирот. 
 

        Сейчас в стране свыше 400 домов ребенка, около 750 детских домов свыше 200 школ интернатов. В России ежегодно выявляются около 100 тысяч детей, нуждающихся в опеке. Дети-сироты или дети, брошенные родителями, попадают в дома ребенка (с рождения до 3 лет), позднее – в детские дома и школы-интернаты. Среди воспитанников школ-интернатов 68 % детей, родители которых лишены родительских прав, 8 % детей одиноких родителей, 7 % детей, от которых отказались родители.

      Главное отличие детских домов от школ-интернатов состоит в том, что воспитанники детских домов обучаются и получают образование в ближайших к детскому дому школах, а воспитанники школ-интернатов живут и обучаются в этом же учреждении.

      По  возрастным признакам детские дома могут подразделяться на: детские  дома для дошкольников; детские дома для школьников; разновозрастные  детские дома.

      Основными задачами детских  домов являются:

–        создание благоприятных, комфортных условий, приближенных к домашним, способствующих нормальному развитию ребенка;

–        обеспечение охраны здоровья детей;

–        обеспечение социальной защиты ребенка, его медико-педагогической и социальной адаптации;

–        охрана интересов и прав воспитанников;

–        освоение детьми образовательных программ; получение достойного образования  в интересах личности, общества и  государства;

–        формирование общей культуры воспитанников, их адаптация к жизни; формирование потребностей у воспитанников к саморазвитию и самоопределению;

–        создание условий для осознанного  выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.

      Детский дом семейного  типа является особой формой воспитания осиротевших детей, близкой по своему содержанию к приемной семье. Здесь роль родителей выполняют специально подготовленные люди – родители-воспитатели, а время пребывания и задачи, которые ставятся перед семейным детским домом, совпадают с задачами обычного детского дома.

      Социальный  приют – особый тип учреждения в государственной системе попечения детей-сирот. Специфика работы приюта состоит в том, что это учреждение временного пребывания детей, оставшихся без попечения родителей.

      Цель  приюта – устроить детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации на временное проживание для последующего устройства в другие социальные институты путем возвращения в семью, усыновления, установления опекунства и пр.

      Также к учреждениям интернатного типа для детей относятся:

  1. детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками;
  2. социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
  3. закрытые интернаты для делинквентных детей и подростков.

      Несмотря  на то, что в данной области происходят заметные позитивные изменения (дифференциация детских домов, появление социальных приютов и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи и т. д.), проблема формирования личности ребенка в условиях интернатного учреждения остается весьма острой и актуальной.

2. БЫТ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ  ИНТЕРНАТНОГО ТИПА  ДЛЯ ДЕТЕЙ

      Чтобы ребенок развивался нормально, необходимо, чтобы окружающие его условия  этому способствовали – необходимы устроенный быт, полноценное питание, общение со сверстниками, принятие окружающими. Но во всех интернатных учреждениях среда обитания, как правило, сиротская, казарменная. Сами условия, в которых живут дети, тормозят их умственное развитие, искажают процесс формирования личности.

      Быт воспитательной организации - это уклад повседневной жизни входящих в нее людей. Он включает в себя имеющиеся в организации пространственные, материальные, временные и духовные условия для общественных видов занятий ее членов, а также естественные, необходимые и привычные нормы и ценности поведения и взаимоотношений.

      Быт воспитательной организации определяется архитектурно-планировочными особенностями  помещений и организацией предметно-пространственной среды, ее благоустроенностью и технической оборудованностью, а также режимом жизни, этикетом и рядом традиций, сложившихся в организации, и другими параметрами.

      Жизнедеятельность - взаимосвязанная совокупность различных видов работы, обеспечивающая удовлетворение потребностей конкретных человека, коллектива, группы с учетом требований и потребностей более широкой социальной среды и всего общества.

      Жизнедеятельность воспитательной организации становится условием развития человека постольку, поскольку он может и стремится  реализовать в ней свою активность, выступая в качестве субъекта представленных в конкретной воспитательной организации сфер жизнедеятельности.

      Содержательно жизнедеятельность воспитательной организации может включать в себя ряд сфер: общение (в которой активность человека направлена на взаимодействие с людьми); познание (активность направлена на познание окружающего мира); предметно-практическую деятельность (в которой происходит реализация активности в работе, связанной с освоением и преобразованием предметной среды); духовно-практическую деятельность (активность связана с созданием и (или) использованием духовных и социальных ценностей); спорт (где реализуется функционально-органическая активность); игру (реализация активности в свободном импровизировании в условных ситуациях).

      Попадающие  в  учреждения интернатного типа дети, как правило, уже имеют какие-либо отклонения в физическом и психическом  развитии. У них наблюдается задержка умственного развития, нарушение  половой идентификации, склонность к наркотикам и правонарушениям. К тому же ребенок не умеет общаться, он нервозен, добивается внимания и в то же время его отторгает, переходит на агрессивность или отчуждение. Он не умеет быть внимательным к людям и любить. Ребенок относится к окружающим недружелюбно.

      Дети, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, страдают от психической и эмоциональной депривации, испытывают сенсорный голод, они оторваны от реальной жизни, объединены по принципу социально-психологического неблагополучия, находятся в социальной изоляции. Практически все воспитанники детских домов и школ-интернатов перенесли психическую травму, которая сама по себе может иметь тяжелые первичные и вторичные последствия для развития личности. Как правило, эти дети часто находятся в состоянии глубокой социально-педагогической запущенности, имею комплекс брошенного, нелюбимого ребенка. Условия общественного воспитания, имитация семейной жизни, отсутствие естественных образцов полоролевого поведения, слабость эмоционально-личностных связей порождают социальный инфантилизм, коммуникативные проблемы у детей.

      В интернатах нет помещения, где бы ребенок мог побыть один, отдохнуть  от постоянной толпы, проанализировать свои поступки. Без внутреннего самососредоточения у него формируется определенный стандартный социальный тип личности. Стремясь к обособлению, дети осваивают чердаки и подвалы. И это, в особенности без опеки взрослых, приводит к безрассудным поступкам, побегам и бродяжничеству. У детей интерната, живущих на государственном обеспечении, формируются иждивенческие черты («нам должны»), отсутствуют ответственность и бережливость.

3. Быт и жизнедеятельность учреждения интернатного типа на примере социального приюта для детей.

      Для учреждения характерно четкое разграничение помещений, у каждого из которых есть определенное назначение. Часть здания является недоступной для свободного посещения детей. Доступ на эту территорию ребенок получает только с санкции специалистов или администрации - будь то прохождение курса лечения в отделении медико-социальной реабилитации или помещение в изолятор. К таким помещениям относится отделение медико-социальной реабилитации, куда приходят лечиться дети-инвалиды. Дети приюта тоже проходят здесь лечение, если это необходимо. Однако сотрудники отделения по-разному относятся к этим двум категориям. Детей-инвалидов, их историю болезни, личностные особенности, динамику состояния здоровья специалисты знают очень хорошо, поскольку считают их "своими". Что касается воспитанников приюта, то медики часто не помнят не только диагноз, имена, но даже количество детей-сирот, посещающих отделение, объясняя это тем, что у них есть "свое" отделение - приют. Возможно, разница объясняется тем, что у первых есть родители, а у вторых - нет. Таким образом, происходит разделение детей на категории, на "первый" и "второй" сорт по признаку наличия/отсутствия заботящегося о нем взрослого, которое явно дискриминирует детей без родителей.

      Имеется двухкомнатное помещение изолятора, обитатели которого полностью лишены связей с каким бы то ни было "внешним миром". Теснота, специфические "туалетно-больничные" ароматы, смешивающиеся с запахами пищи, которую приносят детям из столовой, постоянно закрытые окна (профилактика побегов)... Каждый воспитанник приюта хотя бы раз жил в изоляторе — первые 10 дней считаются "периодом адаптации". В это время ребенок должен быть не только обследован медиками, но и психологически подготовлен к последующей жизни в приюте. В обязанности воспитателя изолятора входит разъяснение новичку правил внутреннего распорядка в учреждении, от находящихся здесь же больных новенький получает первую информацию о неписаных нормах и правилах приюта. Наиболее тяжело переживают этот "момент инициации" дети, поступившие в приют непосредственно из семьи. Многие плачут, некоторые боятся "идти наверх", другие напротив просят поскорее "перевести в приют", надеясь, что здесь их смогут навестить родственники (посещение детей во время пребывания в изоляторе запрещено).

Как осуществляется реабилитация

      После десятидневного пребывания в изоляторе  для ребенка начинается период реабилитации. Индивидуальная программа реабилитации каждого ребенка утверждается на заседании медико-психолого-педагогического консилиума, на котором присутствуют специалисты всех служб. Ее реализация на практике означает, что ребенок будет посещать одно или несколько занятий в соответствии с направлениями, определенными на консилиуме: тренинг психологической поддержки для подростков; тренинг повышения социальной компетентности подростков; занятия по развитию познавательной сферы для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста; трудотерапия (сельскохозяйственный труд, столярное, швейное дело); музыкальные, театральные и художественные занятия; спортивные занятия; индивидуальные занятия со специалистами: логопедом, психологом, психотерапевтом; медицинские процедуры и лечебная физкультура.

      Занятия проходят 1-2 раза в неделю. Большинство из них групповые, но есть и индивидуальные, и все они очень нравятся детям.

      Еще один аспект реабилитации - восстановление социального статуса - связан с установлением личности ребенка, его семейной ситуации, оформлением документов. Незаметный для самого ребенка, он очень важен для его будущего.

      Существенную  роль в процессе реабилитации играют праздники. Изредка на такие мероприятия приглашаются гости - спонсоры, представители органов образования, журналисты местного телевидения - люди, посещение приюта которыми весьма значимо для руководства учреждения. В новогодние и рождественские праздники к детям приезжают их сверстники из школ и детских организаций города. Подготовка к следующему празднику начинается почти тотчас по прошествии предыдущего - дети разучивают стихи, песни, танцы. Нет ничего важнее праздника - в день его проведения отменяются занятия в приюте, дети освобождаются от посещения школы. Роль труда в жизни детей намного скромнее, не потому ли выпускники интернатных учреждений часто оказываются не готовы к реальной жизни, которая далеко не всегда праздник?

Информация о работе Быт и жизнедеятельность учреждений интернатного типа