Болонский процесс: новые возможности или недообразование

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:09, доклад

Описание работы

Этот учебный год - очередная ступенька на пути к полноправному вступлению России в Болонскую систему, которое состоится в 2010 году. Школьники с этого года перешли на обязательную 11-летку, а нынешние первокурсники через три года превратятся в "обязательных" бакалавров и магистров.
Что все это значит, и как это отразится на образовании петербургских студентов - в этом мы решили основательно разобраться.

Работа содержит 1 файл

Болонский процесс.docx

— 30.48 Кб (Скачать)

Болонский процесс: новые возможности  или недообразование?

Этот учебный год - очередная  ступенька на пути к полноправному  вступлению России в Болонскую систему, которое состоится в 2010 году. Школьники  с этого года перешли на обязательную 11-летку, а нынешние первокурсники через три года превратятся в "обязательных" бакалавров и магистров. 
Что все это значит, и как это отразится на образовании петербургских студентов - в этом мы решили основательно разобраться. 
Что такое Болонский процесс? 
В итальянском городе Болонья в 1999 году на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию – Болонское соглашение. Сейчас под ним стоят подписи представителей 45 государств. Сам процесс создания единого европейского пространства высшего образования называют Болонским процессом. Россия присоединилась к нему в 2003 году. Тем самым наша страна взяла обязательство до 2010 года реформировать национальную систему образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации.  
Какие основные изменения в системе образования внесет Болонская система? 
 
• Двенадцатилетнее школьное образование  
 
• Три ступени высшего образования: бакалавриат (4 года), магистратура (2 года), докторантура (3 года). Однако Болонский процесс строится на добровольных началах, поэтому не следует ожидать перехода всех без исключений специальностей на такую систему.  
 
• Академическая мобильность. Это возможность для студентов «перемещаться» из одного вуза в другой с целью обмена опытом и получения знаний, которые могут быть недоступны в «своем» вузе. Рекомендуется каждому студенту проводить один семестр в другом вузе, предпочтительно за рубежом.  
 
• Способ оценки знаний по Европейской системе взаимозачета кредитов – ECTS. За каждый прослушанный курс студент будет получать зачетные единицы – кредиты (кстати, с кредитами в экономике этот термин не имеет ничего общего), выражающие количество прослушанных часов. Система зачетных единиц выполняет две основные функции. Первая – перезачет курсов, полученных в другом вузе. Необходимую сумму единиц студент может набрать в другом вузе, и его «собственный» вуз должен их студенту зачесть. Вторая функция – накопительная. Студент может в силу разных причин получать образование с разрывом во времени, «порциями». Например, меняя вузы.  
 
• Европейское приложение к диплому. Приложение состоит из 8 разделов, содержащих сведения обо всем учебном процессе студента. Оценки же проставляются не по пятибалльной шкале, а латинскими буквами: A, B, C, D, E, FX, F. Где A – отлично, F – неудовлетворительно.  
 
• Система подразумевает непрерывную учебу во время семестра, что, скорее всего, не даст расслабиться в течение учебного года. Жить "весело от сессии до сессии" студентам больше не придется.  
 
Плюсы реформы 
 
- Предполагается, что из бакалавров будет формироваться основная масса работников, а из магистров – интеллектуальная элита. Обучение бакалавров нацелено на широкую область профессиональной деятельности, магистров – на овладение узкопрофильными знаниями и особенностями конкретных профессий. Бакалавриат в нашей стране удовлетворит возросший в последнее время спрос на получение высшего образования.  
 
- Кроме того, Болонская система даст возможность комбинировать знания: можно стать бакалавром по одной специальности, а магистратуру закончить по другой. Бесспорным плюсом будет появление математиков-экономистов, химиков-биологов, юристов-экономистов. Отпадет неудобная и расточительная по деньгам и времени практикующаяся в настоящее время система получения платного второго высшего образования.  
 
- Двухступенчатая система образования как нельзя лучше подходит в наше время, когда знания имеют свойство быстро устаревать. Новая система образования предусматривает «пожизненное» образование, заключающееся в программах дополнительного образования для выпускников.  
 
Минусы реформы 
 
- Есть мнение, что вузы, не вошедшие в Болонский процесс, будут в дальнейшем лишены государственной аккредитации и финансирования из госбюджета. В бакалавриате не предусмотрено научное руководство и взаимодействие с кафедрой. Все это будет только доступно магистрантам. Скептики опасаются, что очень маленький процент выпускников-бакалавров смогут поступить бесплатно в магистратуру. Естественно, это сильно ударит по уровню образованности российских выпускников и приведет к сокращению преподавательского состава. И, как следствие, приведет к развалу многих научных школ и направлений. Существуют опасения бездумного разделения вузами нынешних программ-специалистов на два этапа. Что только усилит кризис системы образования.  
 
- Не вызывает доверия и новая система оценивания знаний. Во многом она действует некорректно, двусмысленно и необъективно. Да и сами преподаватели пока не могут к ней привыкнуть и понять ее.  
 
Настя Андреева, студентка РГПУ им. Герцена, делится своими ощущениями: «Бальная система оценки поставила нас перед такой проблемой. Нам дают определенные задания на группу, кто-то один может выполнить их все и ответить. Все зависит от того, кто первый "поднимет руку", а, следовательно, и получит баллы. Но есть люди, которые просто стесняются, кому-то не хватает смелости выступить первым – получается, что Болонская система таких людей отсеивает».  
 
Мария Прокофьева, студентка того же вуза поведала о неразберихе с баллами: «У нас сейчас творится, что-то непонятное. Раньше в течение полугодия мы могли набрать максимум 100 баллов, а теперь только 71 - остальное выносится на сессию. Оценки ставят по баллам многие преподаватели, в основном молодые, а те, кто постарше, не признают Болонский процесс и даже не говорят нам, за что баллы выставляют. Система оценок у каждого преподавателя своя, поэтому это вносит непонимание и путаницу с баллами. Ничего хорошего пока это не приносит студентам». 
 
Новые возможности или недообразование? 
 
Бакалавриат многие отказываются принимать за полноценное высшее образование, считая его эдаким "недообразованием". Работодатели зачастую даже отказывают в приеме на работу бакалаврам, отдавая предпочтение специалистам или магистрам. По слухам, например, в юриспруденции существуют неписанное правило не допускать бакалавров на определенные должности.  
 
Мы обратились за комментариями по этому поводу к Юлии Сахаровой, директору рекрутинговой компании HeadHunter::Санкт-Петербург. Вот ее мнение: «Действительно, в некоторых случаях работодатели отдают предпочтение магистрам, т.к. и сами обучались в высших учебных заведениях не менее 5 лет. То есть выбор обусловлен скорее субъективными факторами, чем осознанным желанием нанимать специалистов не ниже магистра. И это общая ситуация на рынке, не имеющая привязки к конкретной отрасли. В силу того, что у практиков пока нет четкого понимания фундаментальных отличий между этими степенями, на выбор работодателя влияют иные факторы, наиболее весомым из которых является опыт работы. Если молодой специалист адекватен, готов обучаться, не претендует на слишком высокий уровень заработной платы и обладает хотя бы минимальным опытом практической работы к окончанию обучения (например, в формате стажировок), присвоенная ему степень будет отнюдь не первым, на что обратит свое внимание HR компании».  
 
Несмотря на активное реформирование отечественной системы образования по Болонской системе, пока среди петербургских выпускников бакалавров не более 1%.  
 
Известно, что с этого года "ЛЭТИ" практически полностью перешел на подготовку по двухуровневой системе «бакалавр - магистр».  
 
Не утихают споры по поводу сохранения старой модели образования для ряда специальностей, требующих серьезной подготовки, и для творческих профессий. Однако на том же факультете журналистики СПбГУ произошли перемены. На дневном отделении по направлению «Журналистика» можно теперь учиться только по новой системе «бакалавр-магистр». Скорее всего, новая система будет скоро введена на вечернем и заочном отделениях факультета.  
 
Сколько людей - столько мнений 
 
Ольга Юмашева, выпускница-2007 магистратуры филологического факультета СПбГУ:  
«В целом оцениваю Болонский процесс положительно. Но в магистратуре программа была более чем несовершенная – ее составляли по мере обучения. Видимо, все требует времени. Возможность трудоустройства за рубежом есть, если искать. А как это сделать, российским студентам и выпускникам пока мало известно. Я в настоящее время работаю за границей. Но должна заметить, что нашему образованию еще расти и расти до европейских стандартов».  
 
Евгений Трещенков, выпускник-2007 магистратуры факультета международных отношений СПбГУ: 
«Диплом СПбГУ и без кредитов признается даже в Южной Корее. С трудоустройством все, конечно же, не так просто. Переход на ECTS сделает наши оценки понятными за рубежом. Но это не значит, что наших выпускников начнут расхватывать с руками и ногами. Медики, например, и без ECTS в цене. Многое упирается в знание английского языка. И трудоустройство, и переход преподавательского корпуса на болонскую систему. Для того чтобы участвовать в обменах, нужно знать язык. А с ним до сих пор туго. Особенно на неязыковых факультетах и в вузах. Ради нас никто в Европе или Штатах русский язык учить не будет. Студенческие международные обмены на факультете Международных отношений проходят постоянно. Экзамены приходится по возвращении досдавать. С зачетными единицами-кредитами было бы все легче.  
 
Переход на Болонскую систему, на мой взгляд, в среднесрочной перспективе ничего коренным образом не изменит. Но вклад свой внесет. Проблема еще и в том, что преподавателю придется заниматься дополнительной технической работой. Пересчитывать, группу делить на категории А, Б, В... То ли дело, поставил оценку по шкале в три балла – и гуляй. Да и в европейских странах очень разные системы высшего образования».  
 
Екатерина Сметанина, студентка-бакалавр РГПУ им. Герцена: 
«Ничего хорошего, кроме того, что Болонская система дает возможность не сдавать экзамен, не могу про это сказать. Лекции посещаются только за заветный "балл". Считаю, что мы стали жертвами чудовищного эксперимента».  
 
2010 - рождение новой системы образования 
 
Ясно одно - Россия бесповоротно встала на путь Болонского процесса. Хочется надеяться, что нашим реформаторам удастся сохранить все плюсы нынешней отечественной системы образования и взять от «Болоньи» только лучшее и прогрессивное. Не хочется, чтобы в очередной раз не вышло так: хотели, как лучше, а получилось - как всегда.  

Сентябрь, 2007г. Александр Колоев

Среди ключевых вопросов Болонского процесса выделены следующие: 
 
Качество как фундаментальный камень формирования, как основное условие для доверия, уместности, мобильности, совместимости и привлекательности в Зоне европейского высшего образования  
 
Оценка качества должна учитывать цели и миссию институтов и программ; она требует баланса между новшествами и традициями, академическими преимуществами и социальной/экономической необходимостью, связностью программ и свободой выбора учащихся. Она охватывает преподавание и научные исследования так же, как управление и администрирование, восприимчивость к потребностям учащихся и обеспечение внеучебных услуг.  
 
Формирование доверия. В Европе обеспечение качества не может основываться на единственном воззрении по использованию общего набора стандартов. Путь в будущее будет состоять в разработке на европейском уровне механизмов для взаимного принятия результатов обеспечения качества, с «аккредитацией» как одной из возможных форм. Такие механизмы должны уважать национальные, лингвистические и дисциплинарные различия, а также университеты с малой нагрузкой.  
 
Совместимость с европейским рынком труда должна различным образом отражаться в программах, в зависимости от того, когда (после первой или второй степени) были приобретены знания, умения и навыки, необходимые для работы. Возможность трудоустройства с учетом перспективы обучения в течение всей жизни будет достигнута лучше через ценности, присущие качественному образованию; через разнообразие подходов и профилей дисциплин; через гибкость программ, позволяющих иметь много возможностей вхождения «в» и выхода «из» них; через развитие межспециализационных навыков и умений, таких как коммуникация и языки; через способность мобилизовать знания, решать проблемы, работать в команде и развиваться социально.  
 
Свободная мобильность учащихся, персонала и выпускников также является необходимым условием существования Зоны европейского высшего образования. Европейские университеты хотят развивать большую мобильность как по «горизонтали», так и по «вертикали», и не рассматривают виртуальную мобильность, как замену физической мобильности. Они хотят использовать существующие инструменты признания и мобильности (ECTS, Лиссабонскую конвенцию, Приложение к диплому, сеть NARIC/ENIC) положительным и гибким способом. Ввиду важности преподавательского состава с европейским опытом, университеты хотели бы устранить требования к национальности и другие препятствия и препоны для академической карьеры в Европе. Однако также необходим и общий европейский подход к виртуальной мобильности и транснациональному образованию.  
 
Совместимые квалификации на достепенном и послестепенном уровнях. Имеется достаточно общее мнение, что для получения первых степеней должна быть выполнена учебная работа, оцениваемая в пределах от 180 до 240 кредитов ECTS. Первые степени должны вести к возможной занятости на рынке труда или, главным образом, быть подготовительной ступенью для дальнейшего обучения на послестепенном уровне. При некоторых обстоятельствах университет может вводить интегрированные учебные планы, ведущие непосредственно к степени магистра. Важную роль в принятии таких решений имеют сети, созданные на основе однородности изучаемых дисциплин. Университеты убеждены в пользе накопительно-перезачетной кредитной системы, основанной на ECTS, и на базовом праве принимать решения о приемлемости кредитов, полученных в другом месте.  
 
Привлекательность. Европейские вузы хотят стать привлекательными для талантливых людей всех континентов. Это требует действий на институциональном, национальном и европейском уровнях. Специфические меры включают адаптацию программ; степени, ясно понимаемые как внутри, так и вне Европы; необходимые средства обеспечения качества; программы, преподаваемые на основных мировых языках; адекватную информацию и маркетинг; доброжелательный сервис для иностранных учащихся и ученых, а также стратегическую работу в рамках сетей. Успех зависит также от быстрой ликвидации мешающих правил иммиграции и рынка труда 

Из интервью Сергея Митрофанова («Русский журнал»): 
 
«1. Отсутствие реальных и адекватных капиталовложений в систему образования не в состоянии компенсировать никакая реформа. 2. Непримиримый антагонизм сторонников концепции государственной ответственности за образование и сторонников так называемой либеральнойконцепции не позволяют остановиться на какой-либо внятной общенациональной концепции. 
 
…У России просто нет другого выхода, как включиться в любой "процесс", начатый в Европе, – «болонский» или какой-либо другой. Ведь это – инициатива, подкрепленная финансовой мощью ЕС, в отсутствие других инициатив и нормального бюджетного финансирования. Но кроме того: все прекрасно понимают, что подоплекой европейской реформы является... установление международного стандарта для дипломов, который рано или поздно станет непреодолимым препятствием для выпускников российских вузов на все более интернационализируемся рынке труда. 
 
Причем это произойдет точно по такой же схеме, по которой уже возникли барьеры для... российских самолетов, двигатели которых вдруг перестали отвечать стандарту ограничений по шуму. Их перестали пропускать в Европу! Точно по такой же схеме (никогда не скрывалось – реализуемой в интересах автопрома) снимаются с дорог автомобили, произведенные более пяти лет назад, в связи с ужесточением экологических стандартов. Покупайте новые! И точно по такой же схеме будут сняты с дорог своих карьер выпускники российских вузов! 
 
…Вопрос о плюсах и минусах «болонского процесса» (скорее даже о минусах) сложен еще и по той причине, что решать его придется на фоне коренных ментальных различий и частого недопонимания между русскими европейцами и европейцами Западной Европы. Например, в России любят апеллировать к неким «международным нормам цивилизованных стран» – зачастую не понимая, что в Европе также есть различные группы, поддерживающие ту или иную точку зрения, и они в какие-то моменты способны утвердить те или иные нормы. В России стараются не думать и о том, что механизмы принятия решений ЕС находятся в сверхсложной причинной связи с недекларированными (теневыми) интересами политических и экономических кругов. 
 
Еще более значимые различия в поведении реформаторов из разных частей Европы возникают из-за того, что для России и для Западной Европы, особенно в последние несколько десятилетий, их национальные системы образование выполняли не одинаковые социальные функции. 
 
Так, Россия всегда видела в системе образовании способ поддержания государственной мощи, поскольку система обязывалась поставлять государству больше ученых-атомщиков, больше инженеров ВПК, больше кадровых офицеров и т.д. Такое видение проблемы привело к тому, что в результате известного экономического кризиса резко сократилась потребность в кадрах, а вместе с сокращением потребности в кадрах сократилось финансирование образования. Сначала с 6% до 5%, в 2000 году – до 3%, из которых непосредственно до образования дошло, по утверждение министра, порядка 30%. И надо еще учитывать, что и сам бюджет при этом катастрофически ужался. 
 
Что из этого вышло? Несколько поколений молодых людей были попросту потеряны в качестве потенциала гражданского общества, но иных представлений, отличных от представлений о зависимости образования от нужд кризисной экономики, общество все равно не выработало, и защитить какую-то иную, нравственную позицию российская интеллигенции в этом вопросе не решилась. Все искренне уверены, что на безрыбье сгодится абсолютно все, что приведет к механическому увеличению количества и качества услуг в сфере образования. 
 
Иное дело в Европе. Там тоже есть свои кризисы, но правительства и общественность в целом всегда уделяли образованию своих граждан достаточно высокое внимание. Круг проблем при этом находился в несколько иной плоскости. Так, европейская интеллигенция всегда прекрасно понимала, что образование, кроме всего прочего, является еще и эффективным инструментом сглаживания социальных противоречий либерального общества. В чем-то даже более эффективным, чем политические инструменты стареющей парламентской демократии. И потому всегда была готова отстаивать эту роль образования. 
 
Ведь именно через систему образования (с некоторым, конечно, допущением) происходило эффективное перемешивание социальных слоев. Если политика переставала быть тем социальным лифтом, который позволял претенденту снизу подняться к командным высотам европейского менеджмента, то образование этим лифтом все еще де-факто оставалось. Образование оставалось единственным способом повысить социальную статусность субъекта. Причем руководители западноевропейской экономики, основанной на конкуренции, даже поощряли человеческую конкуренцию, возникающую в результате обучения кадров. В силу чего (опять же утверждаем – с некоторым допущением) они до сих пор способствовали созданию условий более-менее равного доступа к образованию. 
 
Однако для нашей темы важнее другое. А именно то, что «болонский процесс», инспирированный министрами ЕС (а надо прямо заметить, что большинство документов единой Европы с трудом поддаются смысловой дешифровке, поскольку они уже достаточно загадочно сформулированы на языке оригинала), не окончательно всеми признанная данность в Европе. «Болонский процесс» является также и предметом оживленного дискурса западноевропейской интеллигенции. Причем, западноевропейская интеллигенция, так же, как и российская, поделена на сторонников либеральной и социальной концепций. 
 
Точка зрения либералов представлена самой болонской декларацией. Поэтому остановимся на сомнениях социалистов, интересы которых не всегда совпадают с интересами европейской бюрократии, зараженной духом либерализма, продиктованного концернами. Многие из европейских социалистов вполне оправданно подозревает, что политики, возбужденные интеграционными процессами в Европе, сгоряча замысливают такую реформу, системные последствия которой они, в общем-то, не в состоянии предсказать. 
 
Вот что пишет профессор Ани Винокур из Нантерского университета (Франция): "Мы находимся на стадии экспериментирования в масштабе жизни (наблюдателя). Вдохновители и исполнительные реформы вряд ли прикладывают необходимые усилия, чтобы предсказать возможные системные эффекты". 
 
Еще более резко высказался другой научный сотрудник из Нантера, координатор международного форума по проблемам реформы образования – Кароль Сигман. "Мы критикуем болонский процесс, поскольку они выдвигают хорошие предложения, но которые на поверку не так хороши. Сказано, что студенты должны учиться в разных странах и Европа должна помогать их передвижению. Но это будет возможно (и уже реализуется по этой схеме) с помощью системы "кредитов" или "очков". Например, ты занимаешься правом полгода в Париже, набираешь столько-то очков, потом продолжаешь в Вене и там занимаешься историей искусства или чем угодно. В конце концов набираешь достаточно очков, чтобы получить черт знает какой диплом. Но самое интересное, что поддерживают этот проект предприятия и все их лобби. Почему? Нам кажется, что причина кроется в том, что работник, получивший такой диплом, вряд ли сможет требовать определенную зарплату, ссылаясь на уровень его образования. Таким образом, политика ЕС приводит к уничтожению диплома как ориентира для установления шкалы зарплат. Надо отметить, что европейские элитарные вузы (Кембридж, Парижский институт политических наук и т.д.) отказались участвовать в этом процессе. Это означает, что Европейский союз строит дерегламентированную сферу образования для "обычных" людей, но остается нормальная сфера образования для элиты. Мы считаем, что надо изучать все эти процессы в параллель с новыми правилами игры, определенными ВТО, поскольку цель ВТО - превратить образование в рынок. Отсюда и вопросы наших исследований: что такое государственные услуги, государственные обязательства перед своим гражданами, где кончается государство и начинается рынок, как образование превращается в рыночную ценность?"


Информация о работе Болонский процесс: новые возможности или недообразование