Биография и становление мировоззрения Ушинского

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 12:33, доклад

Описание работы

К. Д. Ушинский родился 2 марта в Туле в небогатой дворянской семье.
Рос и воспитывался в Новгороде-Северском Черниговской губернии. До 11 лет мальчик обучался дома, а потом он поступил в третий класс гимназии. В возрасте 16 лет он, окончив гимназию, отправляется с двумя товарищами в
Москву для поступления в университет.

Работа содержит 1 файл

биография и становление мировоззрения Ушинского..docx

— 18.24 Кб (Скачать)

Краткая биография. Становление  мировоззрения

К. Д. Ушинский родился 2 марта  в Туле в небогатой дворянской семье.

Рос и воспитывался в Новгороде-Северском Черниговской губернии. До 11 лет

мальчик обучался дома, а  потом он поступил в третий класс  гимназии. В

возрасте 16 лет он, окончив  гимназию, отправляется с двумя товарищами в

Москву для поступления  в университет. Пройдя испытания, Ушинский в 1840

году становится студентом  юридического факультета Московского  университета.

После окончания университета,  в 1846 г., Константин Ушинский был назначен

исполняющим обязанности  профессора  "камеральных наук" (экономики, финансов

и т. д.) Ярославского  Демидовского юридического лицея. Молодой профессор

отличался смелостью и  самостоятельностью суждений. В своих  лекциях он

увлекательно раскрывал  передовые для того времени идеи и пользовался

любовью у студентов. Некоторое  время (с марта по май 1848 года) он

редактировал неофициальную  часть газеты "Ярославские губернские ведомости"

и способствовал пропаганде естественнонаучных и исторических знаний.

"Статьи, написанные К.  Д. Ушинским для ярославской  газеты, - пишет Д. Н.

Иванов, исследовавший жизнь  и деятельность великого педагога в  Ярославле, -

были его первыми литературными  выступлениями... В них достаточно ярко

отразились его общественно - политические взгляды. В них  он ставил и

обсуждал вопреки инструкциям  для местных газет вопросы  государственного

значения".

Ярославский период в жизни  Ушинского имел огромное значение: здесь

совершенствовалось его  педагогическое мастерство, вырабатывались передовые

педагогические взгляды. Начальство заподозрило молодого педагога в

политической неблагонадежности, и в 1849 г. его уволили из лицея. Это было

большой потерей для передовой  демократической интеллигенции  и студенчества

Ярославля. "Не покидайте  нас, - писали студенты Ушинскому. - Мы так

привыкли к Вашему живому слову, так полюбили Вас, что не хотим  примириться

с мыслью о разлуке с  Вами". Переехав в Петербург, Ушинский активно

сотрудничает по актуальным вопросам педагогики и народного  образования в

Некрасовском "Современнике", преподает словесность и географию  в Гатчинском

сиротском институте, работает инспектором Смольного института.

Прогрессивная деятельность в Смольном институте вызвала недовольство

реакционеров, по доносу которых  в начале 1862 г. он снова уволен как

опасный для молодежи педагог. В последующие годы Ушинский всецело  отдался

литературно - педагогической деятельности. "Сделать как можно  больше пользы

моему отечеству, - писал  он, - вот единственная цель моей жизни, и к ней-то

я должен направлять все  свои способности".

Научно-педагогическая и  литературная деятельность Ушинского  была

глубоко чужда и враждебна официальной России. Когда Д. Ушинский 22 декабря

1870 (3 января 1871) года умер, Л.Н. Трефолев подготовил для Ярославских

губернских ведомостей некролог о нем, чем вызвал недовольство ярославского

вице-губернатора. Наши современники глубоко чтят память великого русского

педагога. Ежегодно проводятся педагогические чтения, учреждена медаль К. Д.

Ушинского, издано Полное собрание его сочинений. В Ярославле улица  названа

его именем.

Имя К. Д. Ушинского носит  Ярославский педагогический университет.

Начало педагогической деятельности К.Д.Ушинского совпало с подъемом

общественного движения в  России в середине 50-х годов XIX столетия. Но не

только совпало. Его деятельность была вызвана и всецело обусловлена  этим

движением.

К.Д.Ушинский вошел в педагогику, когда школа и педагогическая наука

стояли перед необходимостью радикальных преобразований. Но всякая

«историческая потребность  вызывает к деятельности людей и  дает силу их

деятельности»[2]. В русской  педагогике 60-х годов «историческая

потребность» вызвала  к жизни замечательную фалангу  педагогов -

шестидесятников. Их вдохновителем  и идеологом стал Ушинский.

«У каждого века,- писал  Чернышевский,- есть свое историческое дело,

свои особенные стремления. Жизнь и славу нашего времени  составляют два

стремления, тесно связанные  между собой и служащие дополнением  одного

другому: гуманность и забота об улучшении человеческой жизни.…Даже

отдельные науки приобретают  или теряют свою относительную важность по мере

того, в какой степени  служат они господствующим потребностям века»[3].

К.Д.Ушинский поставил педагогику на службу этим потребностям. Основной,

главной задачей его творчества стала реализация в педагогике социальных

требований эпохи падения  крепостного права и тех требований, которые

выдвигались логикой развития самой науки.

Корень противоречивости взглядов великого педагога — столкновение

между объективным содержанием  его демократических требований и субъективной

ограниченностью его социально-философских  воззрений. Эта ограниченность

имела, впрочем, и объективное  основание. Противоречия, присущие

мировоззрению К. Д. Ушинского, порождались не только субъективным,

личностным фактором, но и фактором объективным — конкретными историческими

условиями. Эти объективные  исторические условия включали, с  одной стороны,

социальную ситуацию и, с  другой, реальную ситуацию в науке: состояние

научных знаний и уровень  их обобщения в философии.

Мировоззренческие позиции  молодого Ушинского в годы учебы  в Московском

университете складывались под воздействием двух основных направлений;

идеалистической философии, преимущественно гегелевской системы, талантливым

пропагандистом которой был профессор П. Г. Редкий, и естественнонаучного

учения об органической природе, представленного в университете выдающимся

русским естествоиспытателем  К. Ф. Рулье.' Влияние первого направления было

преобладающим. И объяснялось  это прежде всего социальной атмосферой, точнее

- социально-психологической  атмосферой той среды, которая  окружала будущего

педагога. Глубокое изучение К. Д. Ушинским достижений естественных наук,

явившееся одной из предпосылок создания «Педагогической антропологии»,

существенно изменило соотношение  в его взглядах мировоззренческих  факторов,

о которых говорилось выше. В 60-х годах он развенчивал объективный  идеализм

как «новую мифологию», резко  критиковал его за пренебрежение  реальным миром

и реальным знанием ради «абсолютного духа», который «сам из себя развивает

весь мир» (III, 345). Естествознание, писал ученый, обнаружило

несостоятельность «идеальной философии»; в свою очередь, она сама «лишила

естественные науки необходимого для них содействия философии» (III, 351).

Тем не менее, религиозность  К. Д. Ушинского оставила заметный след в

его педагогическом творчестве. Особенно — в этической концепции педагога и

в его теории нравственного  воспитания. Именно здесь более всего  проявилась

противоречивость мировоззренческой  позиции ученого — соединение религии и

морали, наделение религии  моральной санкцией. Ушинский оставался  верен

самому распространенному  предрассудку эпохи — преувеличению  моральной

значимости религии (особенно первоначального христианства), предрассудку,

которого не избежали даже многие представители домарксового материализма,

абсолютно не принимавшие  религии, «...христианство,— писал, например, Л.

Фейербах,— принесло в  мир другое средство культуры: мораль, учение о

нравственности»[4].

Отдавая науке сферу знания и оставляя религии сферу морали, К. Д.

Ушинский вместе с тем  не раз подчеркивал, что мораль, насаждавшаяся

официальной церковью, «условна», что церковь, государство и общество «берут

из морали» только то, что им «нужно для своего существования  и преуспеяния»

(X, 345).

Социальные установки  Ушинского явились основой его  мировоззренческих

позиций, фундаментом и  предпосылкой его педагогических идей. Ценность и

сила этих идей состоит  более всего именно в их социальной емкости.

Творчество Ушинского  наглядно раскрывает специфику и  внутреннюю логику

социальных и педагогических теорий: чем более демократичны эти  теории, тем

более эффективен и перспективен их научный выход.


Информация о работе Биография и становление мировоззрения Ушинского