Биография Гальперин П.Я.

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 23:45, биография

Описание работы

Выдающийся отечественный психолог, заслуженный деятель науки РСФСР (1980). Доктор педагогических наук по психологии (1965), профессор (1967). Окончил Харьковский медицинский институт (1926). В 1926-1941 гг. работал в Харьковской Психоневрологической академии, вел педагогическую работу в Харькове и Донецке (Сталино), активно участвовал в работе Харьковской группы психологов (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, П.И.Зинченко, Л.И.Божович и др.).В 1941-1943 гг. - в Красной Армии, начальник лечебной части эвакогоспиталя (Свердловская область). С 1943 г. - в МГУ им. М.В.Ломоносова; доцент, профессор (с 1966 г.), зав. кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ (с 1971 г.), профессор-консультант (с 1983 г.).

Работа содержит 1 файл

Гальперин Петр Яковлевич.docx

— 13.27 Кб (Скачать)

Гальперин Петр Яковлевич  

Выдающийся отечественный  психолог, заслуженный деятель науки  РСФСР (1980). Доктор педагогических наук по психологии (1965), профессор (1967). Окончил  Харьковский медицинский институт (1926). В 1926-1941 гг. работал в Харьковской  Психоневрологической академии, вел  педагогическую работу в Харькове и  Донецке (Сталино), активно участвовал в работе Харьковской группы психологов (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, П.И.Зинченко, Л.И.Божович и др.).В 1941-1943 гг. - в  Красной Армии, начальник лечебной части эвакогоспиталя (Свердловская область). С 1943 г. - в МГУ им. М.В.Ломоносова; доцент, профессор (с 1966 г.), зав. кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ (с 1971 г.), профессор-консультант (с 1983 г.).

Г. - является одним  из ведущих отечественных ученых в области общей, возрастной и  педагогической психологии, автор всемирно известных теорий и подходов. Г. выдвинуто  оригинальное понимание предмета психологического исследования, специфики психического развития человека. Развивая мировоззренческие  традиции отечественной психологии, Г. аргументированно выдвинул и развил положение о преимущественности целенаправленного формирования как  базового метода психологического исследования. Всемирную известность завоевала  выдвинутая Г. теория планомерно-поэтапного формирования умственной деятельности человека. Внутри этой теории Г. были выдвинуты  и развиты положения о видах  и свойствах человеческих действий, о типах ориентировочной основы действия и соответствующих им типах  учения, шкала поэтапного формирования. В качестве теорий второго уровня Г. выдвигает и экспериментально обосновывает теорию языкового сознания, теорию внимания, ряд других частных  психологических теорий, вошедших в  золотой фонд отечественной науки. Отдавая должное конкретному  вкладу Г. в общую, генетическую, педагогическую психологию, нужно особо выделить сформулированный им уникальный по своей  внутренней целостности и системности  подход к сущности психических явлений  и процессов, к механизмам их формирования и развития. Учение о предмете психологии, объективной необходимости психики, об основных закономерностях ее развития в фило- антропо- и онтогенезе, о  закономерностях формирования идеальных  действий, образов и понятий как  элементов психической деятельности - вот основные составляющие психологической  концепции Г.. Стремление решать принципиальные вопросы нашей науки не редукционистскими, а собственно психологическими методами, исследовать психическую деятельность и ее развитие объективно - характерно для всего научного творчества Г.

Г. создал не знающее  аналогов в современной науке  о человеке психологическое мировоззрение, не только открывающее радикально новые  перспективы для переосмысления психической реальности, но и являющиеся надежной основой для качественного  улучшения обучения различным предметам, на разных возрастных уровнях. Общепсихологический  подход Г., выдвинутые им теории ( и прежде всего - теория планомерно-поэтапного формирования умственной деятельности человека) неоднократно становились  предметом специальных симпозиумов  и круглых столов международных  и национальных конгрессов и конференций.

Основные научные  труды Г.: Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая  наука в СССР. Т. 1. М., 1959; Основные результаты исследований по проблеме “Формирование умственных действий и понятий”. М., 1965; Экспериментальное  исследование внимания. М., 1974 (в соавт.); Введение в психологию. М., 1976; Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978; Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985; Психология как объективная наука. М., 1998.

Информация о работе Биография Гальперин П.Я.