Беседа как метод организации урока в Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 00:27, реферат

Описание работы

Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в вузах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.

Работа содержит 1 файл

unterrichtsgespräch.docx

— 79.07 Кб (Скачать)

Пассивный метод

Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в вузах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.

[править] Активный метод

Активный  метод (схема 2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

[править] Интерактивный метод

Интерактивный метод (схема 3). Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал). 
Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Интерактивные подходы

Костяком интерактивных  подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются  учащимися. Основное отличие интерактивных  упражнений и заданий от обычных  в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже  изученного материала, сколько на изучение нового. Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:

  • Творческие задания
  • Работа в малых группах
  • Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры)
  • Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии)
  • Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки)
  • Разминки
  • Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, Сократический диалог)
  • Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Займи позицию (шкала мнений)», ПОПС-формула, проективные техники, «Один — вдвоем — все вместе», «Смени позицию», «Карусель», «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу», дебаты, симпозиум)
  • Разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Анализ казусов», «Переговоры и медиация», «Лестницы и змейки»)

[править] Творческие задания

Под творческими заданиями мы будем понимать такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога. Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:

  • не имеет однозначного и односложного ответа или решения
  • является практическим и полезным для учащихся
  • связано с жизнью учащихся
  • вызывает интерес у учащихся
  • максимально служит целям обучения

Если учащиеся не привыкли работать творчески, то следует  постепенно вводить сначала простые  упражнения, а затем все более  сложные задания.

[править] Работа в малых группах

Работа в малых  группах — это одна из самых  популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе — неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций и др. 
При организации групповой работы, следует обращать внимание на следующие ее
аспекты. Нужно убедиться, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Нехватка знаний очень скоро даст о себе знать — учащиеся не станут прилагать усилий для выполнения задания. Надо стараться сделать свои инструкции максимально четкими. Маловероятно, что группа сможет воспринять более одной или двух, даже очень четких, инструкций за один раз, поэтому надо записывать инструкции на доске и (или) карточках. Надо предоставлять группе достаточно времени на выполнение задания.

Беседа.

Метод беседы предполагает разговор преподавателя с учениками. Беседа организуется с помощью тщательно  продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы  фактов, нового понятия или закономерности. Метод беседы предполагает разговор преподавателя с учениками. Беседа организуется с помощью тщательно  продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы  фактов, нового понятия или закономерности.

В ходе применения метода беседы используются приемы постановки вопросов (основных, дополнительных, наводящих  и др.) приемы обсуждения ответов  и мнений учеников, приемы корригирования ответов, приемы формулирования выводов  из беседы.

Вопросы к беседе должны быть достаточно емкими для  целостного восприятия. Слишком большое  дробление темы на вопросы разрушает  логическую ее целостность, а слишком  крупные вопросы становятся недоступными для обсуждения обучаемыми. Вопросы  не должны требовать от учащихся односложных  ответов. Преподаватель может использовать вспомогательные, наводящие вопросы, позволяющие продолжить обсуждение изучаемой проблемы.

Возможны беседы, в ходе которых обучаемые вспоминают, систематизируют, обобщают ранее усвоенное, делают выводы, подыскивают новые  примеры использования в жизни  изучаемого ранее явления. Такие  беседы носят в основном объяснительный характер и рассчитаны в основном на оперирование ранее усвоенным, на активизацию памяти обучаемых.

В то же время возможны и весьма желательны при достаточной  подготовленности обучаемых беседы, в ходе которых они под руководством преподавателя сами отыскивают возможные  ответы на проблемные задачи. Подобные методы обучения в данном случае могут  представлять только достаточно активную переписку преподавателя с обучаемыми. Иначе этот метод возможен при  дистанционном обучении только на время  сессии. Но при этом следует учитывать, что некоторые обучаемые просто нуждаются в подобных методах обучения.

Репродуктивные  и проблемно поисковые методы обучения

Репродуктивные и  проблемно поисковые методы обучения вычленяются, прежде всего, на основе оценки степени творческой активности обучаемых  в познании новых понятий, явлений  и законов.

Репродуктивный характер мышления предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой преподавателем или другим источником информации. Применение этих методов невозможно без использования словесных, наглядных и практических методов и приемов обучения, которые являются как бы материальной основой этих методов.

Аналогичным образом  строится лекция, в которой излагаются слушателям определенные научные сведения, делаются соответствующие записи, фиксируемые  слушателями в виде кратких конспектов.

Репродуктивно организованная беседа проводится таким образом, что  преподаватель в ходе нее опирается  на известные обучаемым факты, на ранее полученные знания. Задачи обсуждения каких-либо гипотез, предположений  не ставится.

Наглядность при  репродуктивном методе обучения также  применяется в целях лучшего  и более активного усвоения и  запоминания информации. Примером наглядности, например, являются используемые в  опыте преподавателя В.Ф. Шаталова опорные конспекты. В них последовательно  отображены особенно яркие, активизирующие запоминание материала цифры, слова  и зарисовки.

Практические работы репродуктивного характера отличаются тем, что в ходе их учащиеся применяют  по образцу ранее или только что  усвоенные знания. При этом, в  ходе практической работы учащиеся не осуществляют самостоятельного приращения знаний. Репродуктивные упражнения особенно эффективно содействуют отработке  практических умений и навыков, так  как превращение в навык требует  неоднократных действий по образцу.

Особенно эффективно применяются репродуктивные методы в тех случаях, когда содержание учебного материала носит преимущественно  информативный характер, представляет собой описание способов практических действий, является весьма сложным  и принципиально новым для  того, чтобы обучаемые могли осуществить  поиск знаний.

На основе репродуктивных методов чаще всего осуществляется программированное обучение.

В целом же репродуктивные методы обучения не позволяют в должной  мере развивать мышление, и особенно самостоятельность, гибкость мышления; формировать у обучаемых навыки поисковой деятельности. При чрезмерном применении эти методы способствуют формализации процесса усвоения знаний. Одними репродуктивными методами невозможно успешно развивать качества личности, как невозможно развивать такие  качества личности, как творческий подход к делу, самостоятельность. Все  это требует применять наряду с ними и методы обучения, обеспечивающие активную поисковую деятельность обучаемых.

Проблемно-поисковые  методы обучения

Проблемно-поисковые  методы применяются в ходе проблемного  обучения. При использовании проблемно-поисковых  методов обучения преподаватель  использует такие приемы: создает  проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное  задание), организует коллективное обсуждение возможных подходов к решению  проблемной ситуации, подтверждает правильность выводов, выдвигает готовое проблемное задание. Обучаемые, основываясь на прежнем опыте и знаниях, вызывают предположения о путях решения  проблемной ситуации, обобщают ранее  приобретенные знания, выявляют причины  явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант  решения проблемной ситуации.

Проблемно-поисковые  методы обучения очень эффективны для  дистанционного обучения ибо они  достаточно часто применяются на практике с помощью наглядных, словесных  и практических методов. В связи  с этим принято говорить о методах  проблемного изложения учебного материала, о проблемных и эвристических  беседах, о применении наглядных  методов проблемно-поискового типа, о проведении проблемно-поисковых  практических работ исследовательского вида. По мнению И.Я. Лернера, этот вид  методов включает в себя такие  его частные случаи, как метод  проблемного изложения, частично-поисковый, или эвристический, исследовательский  методы обучения. Частными случаями проблемно-поискового метода являются предложенные М.И. Махмутовым бинарные методы: объяснительно-побуждающий  и частично-поисковый, побуждающий  и поисковый. Все это как бы конкретные уровни проявления проблемно-поискового метода в широком его понимании, а также сочетания различных методов с постепенным нарастанием поискового элемента в учении.

Информация о работе Беседа как метод организации урока в Германии