Авторские школы в 20-30-е годы XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:31, реферат

Описание работы

Авторские школы – экспериментальные образовательные учреждения, деятельность которых строится на основе концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом.

Работа содержит 1 файл

авторские школы начало 20 века.docx

— 22.87 Кб (Скачать)

    Авторские школы. 

     Авторские школы – экспериментальные образовательные учреждения, деятельность которых строится на основе концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом. 

     Авторские школы – феномен инновационной  образовательной практики в России в конце XX века. Так называются экспериментальные  образовательные учреждения, деятельность которых строится на основе ведущих  психолого-педагогических и (или) организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным  автором или авторским коллективом.

     Термин  «Авторская школа» употребляется с  конца 80-х гг. Появление и развитие Авторских школ связано с децентрализацией управления образованием в России, преодолением единообразия образовательных  учреждений и провозглашением их автономности в качестве принципа государственной  политики в области образования (Закон об образовании РФ, 1992). Концепции  и практика авторских школ обычно существенно отличаются от традиционной практики школ и часто строятся на противопоставлении этой практике, ее критике и доказательстве преимуществ  новых подходов перед известными.

     В качестве отличительной черты авторских  школ многие специалисты выделяют также  и то, что такие школы создаются  на основе заранее разработанного оригинального (отсюда - авторская школа) концептуального  проекта.  

Инновационные процессы в воспитании берут свое начало от так называемых «новых школ» конца XIX – начала ХХ столетия и развиваются  на протяжении всего ХХ в. Назовем  некоторые из них. 

«Свободные школьные общины» (Германия, Г. Литц, П. Гехееб) – это школы-интернаты, организация жизни которых строилась на принципах свободного развития ребенка и сотрудничества.

Школа «свободного  воспитания» (Россия, Л.Н. Толстой) была построена на основе девиза «исходя  из ребенка», ориентации обучения и  воспитания на интерес и развитие ребенка в процессе общения с  педагогом.

«Трудовая школа» (разные страны Европы, Россия – колония  им. М. Горького и коммуна Ф.Э. Дзержинского под руководством А.С. Макаренко, Республика «Бодрая жизнь» С.Т. Шацкого) ориентировала детей на труд как ценность, давала профессиональную подготовку и общее культурное развитие, опираясь на самостоятельность детей и организацию самоуправления.

«Школа для жизни, через жизнь» (Бельгия, О. Декроли) рассматривала обучение и воспитание в тесной связи с природой, опорой на деятельность и свободу ребенка, тесный контакт с семьей и обществом.

«Школа делания» (США, Дж. Дьюи) осуществляла обучение и воспитание с опорой на основные импульсы роста ребенка: социальный (стремление общаться), конструктивный (стремление к движению в игре), исследовательский (тяга к узнаванию и пониманию), экспериментальный (стремление к самовыражению).

«Вальдорфская школа» (Германия, Р. Штайнер) предусматривала всестороннее развитие личности ребенка посредством интенсивной духовной деятельности, обучение и воспитание осуществлялись одним учителем с учетом индивидуальных достижений каждого ученика, главное – поиск новых форм эмоционально-эстетического образования и воспитания, пробуждение воображения и фантазии.

«Открытые школы» (Англия) утверждали индивидуальный характер обучения без обязательных учебных планов, программ, расписания и контроля, с  гибкой системой обучения и воспитания, основная форма обучения – способ открытий, цель – облегчение процессов  постижения ребенком окружающего мира и самовыражение. Такие школы  рассматривались как культурно-просветительные  центры округа.

«Дом свободного ребенка» (Италия, М. Монтессори; центры существуют до сих пор во многих странах, в том числе и в России). Основные идеи: общечеловеческие и религиозные ценности как основа нравственного воспитания, приспособление воспитания к внутренним импульсам детской природы, создание благоприятной среды на основе единения семьи и школы, воспитание средствами искусства и природы, «открытые двери» и свобода, чувственное восприятие и игра – основы обучения.

Современной школой накоплен богатый педагогический опыт, который должен быть реализован в  конкретной педагогической деятельности, но достаточно часто он остается невостребованным. Разновидностями передового педагогического  опыта являются новаторский и  исследовательский педагогический опыт. Образцами уникального новаторского и исследовательского педагогического  опыта могут служить работы В.С. Библера, И.П. Волкова, Е.Н. Ильина, В.В. Краевского, Н.Н. Палтышева, В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина, Е.А. Ямбурга и др.

В.С. Библер – руководитель и создатель «Школы диалога культур», воплотил в жизнь идею о соответствии этапов воспитания ступеням развития культуры. Он полагает, что социальные, исторические и иные потрясения к концу ХХ – началу ХХI в. могут быть поняты как смещение эпицентра всего человеческого бытия к полюсу культуры. Соответственно этому, познание человека может быть осмыслено в понятиях особого уразумения – философской логики культуры.

И.П. Волков – учитель-новатор, который обобщил свой многолетний  опыт работы в школе по гибкому  и многовариантному построению процесса обучения творчеству. Он создал механизм выявления творческих способностей учащихся и их развития. Учитель  рисования и черчения, он поставил цель – направить весь учебно-воспитательный процесс на развитие индивидуальных задатков и способностей ребенка, помочь школьнику в выборе жизненного пути, сконцентрировать педагогический процесс  на личности ребенка, ее формировании.

Е.Н. Ильин – учитель-новатор, который предложил оригинальный подход к решению воспитательных задач в новых условиях. Он решает задачу формирования духовных и нравственных устоев ребенка, его эстетических взглядов, воспитания истинного гражданина своего отечества через художественную литературу. Он поставил вопрос об этике  отметки, оценки поступка ребенка.

В.В. Краевский –  виднейший современный педагог  в области методологии и теории педагогики, академик РАО, доктор педагогических наук. Им была разработана концепция  связи педагогической науки и  практики, рефлексии в научной  и педагогической деятельности. Как  специалист в области дидактики, он наметил состав, функции, структуру, методологические условия научного обоснования обучения.

Н.Н. Палтышев – народный учитель СССР, сформулировал закон педагогической гармонии, приводящий в соответствие организацию образования и целевые установки, помогающие соизмерить содержание, формы, методы обучения, преобразуя их в выразительные средства педагогического процесса, направленные на создание удовлетворения учащихся ощущения гармонии при обучении и познании окружающего мира.

В.Ф. Шаталов –  народный учитель СССР, автор использования  в обучении опорных сигналов. Он считал, что учебный материал должен изучаться укрупненными единицами. Предложил свои принципы обучения: принцип успеха и оптимизма, бесконфликтности, целостности (блочное, опережающее  и обучение в быстром темпе). Обосновал  порядок изучения каждой темы: развернутое  объяснение учителя, сжатое изложение  материала по опорным плакатам, изучение листов с опорными сигналами, работа с учебником и листом опорных  сигналов в домашних условиях, письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке, ответ у доски  или прослушивание ответов товарищей.

М.П. Щетинин –  академик РАО, педагог-новатор, педагог-эксперимен-татор. Концептуальной основой его дидактической системы стала идея гармонического сочетания рационального и эмоционального в познавательной деятельности человека. Ввел в практику педагогов школы «метод погружения», т.е. концентрированное изучение одного предмета в возможно короткий срок путем четырехкратного повторения в течение учебного года. При этом функции учителя могут выполнять «консультанты» из числа учащихся. Им был утвержден новый тип учебного заведения: школа-комплекс на селе, которая объединяла общеобразовательную, художественную, спортивную, хореографическую, музыкальную школы и учебно-производственный комбинат.

Е.А. Ямбург – член-корреспондент  РАО, доктор педагогических наук, один из создателей концепции адаптивной школы. Он рассматривал данную школу  как школу быстрого и гибкого  реагирования на стремительно изменяющуюся социально-педагогическую ситуацию, школу  разноуровневого и многопрофильного образования, в которой должно быть место каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизиологических особенностей, способностей и склонностей.

Авторские школы: эмпирические

Эмпирическая  школа диалога  культур Владимира  Библера

В эту школу ребенок  приходит не просто послушать умные  рассуждения. У него есть свои вопросы  к культуре.Земля круглая или плоская? Арифметика в современной школе всего лишь часть математики или через нее можно погрузиться в средневековый слой культуры? Обо всем этом идет ежедневный учебный диалог.

Эмпирическая  школа Евгении  Ереминой

Эта авторская школа  держится на лаборатории, клубе и  классе. Идея в том, что дети активно  и деятельно осваивают новое. Они сами планируют, задают программу  своих действий со взрослыми, а сталкиваясь с трудностями, совместно преодолевают их. Этому помогает атмосфера свободы и доброжелательности, которой здесь очень дорожат.

Эмпирическая  школа Светланы Нанчевой (Болгария)

“Мир есть единственный предмет изучения, и надо изучать  его так, чтобы он не расплывался  в представлении ребенка”, –  говорил Луначарский. Может быть, именно поэтому в школе Светланы Нанчевой второклассники читают не учебники, а энциклопедии, по которым учатся читать, писать, рисовать и петь. И предмет-то у них, в сущности, один – информационная культура, поэтому они умеют быстро находить нужную информацию в разных источниках и размышлять над ней. А вместо огромных классов – учебные группы по 9–12 человек, с которыми работает не один учитель, а целая команда – родители, студенты, гиды музеев и научные работники 

Творческо-созидательная  школа Дмитрия  Лебедева

Здесь основа – изобразительное  искусство. В рисунке и труд, и  наука, и ремесло. Ученик проходит путь от замысла, от идеи к материальной вещи. Лебедевцы обнаружили, что внутри человека есть центры удовольствия, центры “рая” и центры “ада”, трицательных и положительных эмоций. Для учителей этой школы было жизненно важно все так устроить, чтобы ассоциативные связи закрепились во время учебы эмоционально, связывались удовольствием. Прежде чем учитель начнет учить детей, он заразит учеников любопытством, желанием узнавать. И только тогда от рисунка они шагнут к письму, счету, чтению, размышлению. 
Труд, искусство и наука пересекаются и дополняют друг друга. Знания желанны, если их требует практика, и знания реальны, если они проверяются практикой. Все ученики школы Лебедева сначала со страхом садятся за мольберт, а заканчивают занятие с ликованием: я могу! Это главное в авторской школе Лебедева – ты творец, ты можешь создать произведение, а значит, тебе доступна радость созидания.

Авторские школы: академические

Нижегородская Авторская Академическая  Школа (НААШ)

Авторский статус школы

С 1995 года НААШ внедряет систему авторских идей, представленных в доктрине школы. Стратегию развития школы определяет Авторский академический совет, состоящий из 11 человек, в том числе 5 докторов наук и 2 кандидата наук; председатель - Пищик А.М., кандидат философских наук.

Весь комплекс идей направлен на создание в школе  такой педагогической среды, в которой  каждый ученик сумел бы реализовать  свои способности, творческие возможности  и найти своё уникальное предназначение в жизни. Это стратегический идеал  НААШ.

Авторство школы  формируется на основе социального  партнёрства всех участников образовательного процесса (учеников, родителей, педагогов) в диалоге с носителями фундаментальной  культуры (академизм).

 

Информация о работе Авторские школы в 20-30-е годы XX века