Авторская школа специальной педагогики Р.Штайнера

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:18, реферат

Описание работы

Обучение рассматривается как важнейшая составляющая часть общей системы образования, включающей помимо учебного процесса и другие сферы развития и воспитания личности, а поэтому оно должно выполнять и собственно обучающую, и развивающую, и социально-адаптивную, культурно - преемственную, воспитывающую и некоторые другие функции. Все эти функции осуществляют образовательные учреждения.

Содержание

Введение
Рудольф Штайнер - основатель вальдорфской педагогики
Идея вальдорфской школы
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

педагогика.docx

— 35.02 Кб (Скачать)

Министерство  спорта, туризма и молодёжной политики РФ 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО ПРФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОЛГОГРАДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 
 

Кафедра педагогики и психологии 

РЕФЕРАТ

По специальной  педагогике

на тему: «Авторская школа специальной педагогики Р.Штайнера» 
 

                                                                                                Студентки 5-го курса

                                                                                                   группы  ФЗО АФК  
 
 
 

Волгоград -2011 г. 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение
  2. Рудольф Штайнер - основатель вальдорфской педагогики
  3. Идея вальдорфской школы
  4. Заключение
  5. Список используемой литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

      Каждый  человек в своей жизни проходит ступени развития. Прохождение этих ступеней он начинает от самого рождения и до старости. Это ступени развития физического, умственного, психологического и т.д. Государственное образование  помогает человеку в освоении этих ступеней. Вся образовательная система  представляет собой взаимосвязь  ступеней развития человека от дошкольников до взрослых людей. И согласно этим ступеням строится система, которая  подразделяется на определенные образовательные  учреждения по возрастному этапу. Такое  подразделение называется типологией образовательных учреждений. Я считаю, что эта тема очень интересна  тем, что всю систему здесь  можно конкретно проследить, а  так же яснее проследить развитие человека в этой системе. Этапы его  прохождения и развития.

      Маленький ребенок, еще не привыкший к окружающему  миру на 1ом этапе системы попадает в самое первое свое образовательное  учреждение - дошкольное (детский сад, ясли-сад и др.). На 2-м этапе - начальная  школа для младших школьников и дошкольников. Здесь ребенок  осознает себя как личность, отличную от других, он больше видит и понимает. На 3-м этапе основное общее образование (средняя школа, гимназия и др.), затем 4-ый - начальное, среднее и высшее профессиональное образование с 15-16 лет (училище, техникум, институт, университет), 5-ый - послевузовское образование (аспирантура, магистратура и др.), это образование  можно получить в любом возрасте, естественно, только после окончания  Вуза. Также для детей предлагается по желанию дополнительное образование (дворцы, дома детского творчества, юные натуралисты, клуб, спортивная школа, школа  искусств). Существуют учреждения специального образования (кадетский корпус, коррекционная  школа, для подростков с дивиантным поведением и др.).

      Все вышеуказанные учреждения подразделяются на виды, которые будут рассмотрены  в основной части работы.

      Обучение  рассматривается как важнейшая  составляющая часть общей системы  образования, включающей помимо учебного процесса и другие сферы развития и воспитания личности, а поэтому  оно должно выполнять и собственно обучающую, и развивающую, и социально-адаптивную, культурно - преемственную, воспитывающую и некоторые другие функции. Все эти функции осуществляют образовательные учреждения.

      На  формирование образовательной системы  повлияли также программы и школы  созданные отдельными людьми, учеными. Такие программы названы авторскими школами.  

  1. Рудольф Штайнер - основатель вальдорфской педагогики.

Рудольф Штайнер (1861 - 1925) без сомнения является одним из интереснейших и удивительнейших  духовных явлений нашего столетия: он -редактор и издатель естественнонаучных трудов Гете, все значение которых  было им впервые открыто и сделано  плодотворным для культуры; автор  значительных трудов в области философии  и теории науки; как основатель антропософии он сделал попытку создать методы исследования духовной стороны мира и человека; им были даны значительные импульсы в архитектуре, театральном  искусстве, создано новое искусство  движения - эвритмия; основанный им метод  ведения сельского хозяйства  является пионером экологического сельского  хозяйства, а идеи в области социальной жизни положены в основу деятельности многих учреждений, консультационных фирм и банков; и, наконец, нельзя не упомянуть о вдохновленной им лечебной педагогике и медицине. Однако, наибольшую известность его имя получило в связи с широким распространением педагогических учреждений - прежде всего детских садов и школ - работающих на основе созданной им педагогики. Учение и обучение являются, пожалуй, основным мотивом всей его жизни.

  1. Идея вальдорфской школы

      Педагогика  сотрудничества вырабатывает такие  приемы, при которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает  внимание учителя лично к нему. Это проявляется и в том, что  никто не оскорбит ребенка подозрением  в неспособности, все защищены в  своем классе, в своей школе.

      Первая  вальдорфская школа была основана в  Германии в 1919 году – в эпоху тяжелого экономического и социального кризиса. Ее основатель, Рудольф Штайнер, высказал мысль, что одной из причин социально-политического  кризиса было то, что господствовавшая в то время во многих странах Европы система образования, ориентированная  на сословное деление общества, воздвигала барьеры непонимания в сознании различных общественных групп, в  то время как дети трудящихся вообще не имели возможности получать полноценное  образование и вынуждены были включаться в производительный труд до достижения ими совершеннолетия. В гимназиях же дети хотя и получали “образование”, но оно носило сугубо умозрительный, абстрактный, оторванный от жизни характер.

         Штайнер выдвинул модель единой  интегрированной общеобразовательной  школы, “школы для всех людей”, в основу которой должна быть  положена идея общечеловеческого  образования. Школа, по его  мнению, прежде всего “должна  ориентироваться на законы развития  человека, которые у всех людей  одинаковы”, а не на сословное  деление общества. Она должна  опираться на целостную антропологию, учитывающую все стороны развития (голова, сердце и руки), специфические  потребности детей в развитии  в каждом возрасте. Идея общего  образования, ориентированная на  целостное интеллектуальное, нравственно-эмоциональное  и практически-волевое развитие  является ведущей идеей вальдорфской  школы. Кем бы человек ни  стал в смысле своего профессионального  самоопределения, он прежде всего  человек, и лишь во вторую  очередь ученый, предприниматель,  юрист или управленец. Современная  школа движима идеалом доктора  наук, говорил Штайнер, это знаниевая школа. “Если мы хотим в одном слове выразить основную идею вальдорфской школы, то можно сказать, что она стремится заменить идеал доктора на идеал человека”. Среди выпускников одного класса вальдорфской школы мы можем встретить учеников с высокими достижениями в математике, иностранных языках, в истории или литературе, или же таких, которые показали прекрасные результаты в каком-либо виде искусства или же в ремесленно-практической области.

        На выпускном экзамене в штутгартской  вальдорфской школе одна девушка  защищала свой проект – она  сама сделала скрипку и играла  на ней. Она представила не  только саму скрипку, выполненную  на достаточно высоком уровне, но и теорию музыки. Проводя  последовательно в проекте непрерывную  линию от замысла, через модель  – наброски, рисунки, чертежи  – к практически созданному  предмету – результату труда,  вальдорфцы стремятся преодолеть  широко распространенный в наше  время отрыв “теоретического  мышления” от воли и материальной  деятельности – проблема, особенно  актуальная для нашего общества. Другой ученик подготовил сольное  выступление – концерт для  фортепиано с оркестром Вивальди. Оркестр состоял из учеников  выпускного класса и из учеников  смежных классов. Эти же ученики  сдавали при этом и общепринятый  государственный выпускной экзамен  реальной школы или абитур  – экзамен, дающий право на  учебу в университете.

      Педагогика  заглядывает в будущее лишь глазами  детей.

      Мастерство  и свобода – две стороны  одной медали, которые взаимообусловлены. Свобода учителя без мастерства и умения, без педагогического  понимания разрушительна. С другой стороны, без передачи значительной доли ответственности из рук управленцев  в руки самих участников образовательного процесса не может быть здоровой педагогики, полноценного образования. Отсюда та роль, которую вальдорфцы придают подготовке учителя. Именно в этом – решающий фактор любой плодотворной школьной реформы. Так понятая педагогика становится искусством воспитания, основанным на понимании растущего человека, а идея классного учителя, несущего ответственность за свою работу и являющегося гарантом целостности педагогического процесса, – краеугольным камнем вальдорфской педагогики. Таким образом, целостность здесь зиждется не на принципах, а на живом человеке.

        Ориентация на потребности в  развитии ребенка в каждый  конкретный момент становится  как бы антитезой требованиям,  предъявляемым к школе извне,  со стороны взрослого сообщества (общества). Но ориентация на будущее  фатальна для педагогики, так  как с необходимостью влечет  за собой мысль о том, что  время, проводимое ребенком в  школе, и – шире – весь  период детства и юности –  лишь только подготовка к жизни,  но сама еще не есть полноценная  жизнь. То, что волнует ребенка  здесь и сейчас, не важно. Важно,  чтобы он был приспособлен  к жизни в обществе – в  таком обществе, каким мы его  себе представляем в данный  момент времени; при этом наша  точка зрения может быть весьма  ограниченной или даже совсем  ошибочной.

         Установка на будущее влечет  за собой не только обеднение  жизни детей, но и обеднение  жизни взрослого сообщества –  ведь родители являются членами  того самого общества, для жизни  в котором мы готовим наших  детей в школе. Вместо того  чтобы жить с детьми полноценной  и интересной жизнью – у  кого есть дети, те знают, как  может обогатиться благодаря  детям жизнь, – взрослые ведут  с детьми постоянную войну  за то, чтобы те соответствовали  требованиям, выдвигаемым школой  и ориентирующимся на будущую  жизнь. Таким образом, возникает  порочный круг, в котором все  – и взрослые, и дети – готовятся  к будущей жизни, которая, во  всяком случае в этом предполагающемся  виде, никогда не наступит.

      Школа, сориентированная на потребности и  проблемы конкретных детей и идущая от ребенка, в которой ребенок  будет не только учиться, но и жить полной жизнью, выпустит из своих стен здоровых, заинтересованных “полноценных людей” (Штайнер) и тем самым выполнит свое подлинное общественное предназначение: быть мощным фактором позитивного развития общества и культуры.

Классная  коллегия + школьная конференция + родители.

      Ребенок открыт будущему, он – существо, находящееся  в становлении и развитии. Вот  почему Рудольф Штайнер – основатель вальдорфской педагогики подарил миру школу, ориентированную на “законы  развития человека, которые у всех людей одинаковы”. “Школа для всех”, в которой важна не только детская  голова, но и руки, и сердце, стала  центральной идеей вальдорфской педагогики.

      Ориентация  на потребности конкретных детей  в их индивидуальном развитии может  осуществляться только в непосредственной встрече педагогов-учителей, родителей  и детей. Эта встреча носит  всегда индивидуальный, неповторимый характер и связана с необходимостью принимать творческие решения. Штайнер  отмечал, что деловая и практичная школьная жизнь может осуществляться только тогда, когда “опыт, полученный в конкретном преподавании, будет  вливаться также и в управление” (Штайнер).

     Таким образом, принцип автономии  и вытекающая из него идея  самоуправления становится внутрипедагогическим, а не политическим требованием,  связанным с необходимостью вводить  в школу демократию в условиях  переходного периода или по  каким-нибудь другим внепедагогическим  мотивам. 

      Коллегиальное самоуправление школы учителями, участие  родителей в управлении и жизни  школы – еще одна отличительная  черта вальдорфских школ.

      Ключевым  системообразующим словом, относящимся  к структуре управления школой вальдорфского  типа, является не демократия, а именно самоуправление. Ведь далеко не все  вопросы можно решать демократически. Во многих вопросах решающим является профессиональная компетенция. Не является системообразующим и принцип  свободы. Ведь классный учитель работает не один. К детям приходят преподаватели музыки и искусства, рукоделия, иностранного языка и врач, который не только лечит, но и преподает. Все вместе они составляют классную коллегию. Все они видят ребенка по-разному, и на учительской конференции каждый рассказывает о нем, что с ним в данное время происходит, какие у него способности, какие трудности. Это называется феноменологическим обсуждением, из которого складывается образ ребенка. Учитель старается изменить подходы, выстроить отношения с учеником в соответствии с этим образом, полученным в результате такого обсуждения. Содержание классной конференции распространяется и на родительские вечера. Так возникает первичная ячейка – педагогическая община класса, состоящая из родителей и учителей.

Информация о работе Авторская школа специальной педагогики Р.Штайнера