Аттестация как средство оценки и стимулирования качества педагогического труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:41, статья

Описание работы

Аттестация сегодня является одним из важнейших средств оценки и стимулирования целенаправленного повышения уровня квалификации педагогических работников, развития их профессионализма, совершенствования эффективности и качества педагогического труда.

Работа содержит 1 файл

АТТЕСТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ОЦЕНКИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА.doc

— 142.00 Кб (Скачать)


АТТЕСТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ОЦЕНКИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА

Н.П. Моторо

 

Аттестация сегодня является одним из важнейших средств оценки и стимулирования целенаправленного повышения уровня квалификации педагогических работников, развития их профессионализма, совершенствования эффективности и качества педагогического труда.

Основное отличие действующего Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений от предыдущего Положения (от 26 июня 2000г.) – это наличие двух видов аттестации: с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой им должности, используя оценки их профессиональной деятельности и с целью установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям.

На основе исследования условий внедрения нового Порядка аттестации, разработана Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. Данная Методика вносит ясность в критерии и методы оценивания профессиональной квалификации педагога, его компетентности, представляющей собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. Критериальную базу для определения соответствия требованиям занимаемой должности и квалификационным категориям задает профессиональный стандарт.

В соответствии с разработанным профессиональным стандартом квалификация педагога может быть описана как совокупность шести основных компетентностей в:

-области личностных качеств,

-постановке целей и задач педагогической деятельности,

-мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности,

-разработке программы деятельности и принятии педагогических решений,

-обеспечении информационной основы педагогической деятельности,

-организации педагогической деятельности.

Ключевую роль в построении аттестационной процедуры играют принципы, обеспечивающие для аттестующихся четкую организацию, коллегиальность и открытость, комфортные условия, объективное к ним отношение, недопустимость дискриминации.

В Методике все принципы условно разбиты на три группы:

              Научно-методические (деятельностного подхода; критериальной ясности; дифференциации уровня квалификации педагогов; ориентации на повышение качества педагогических кадров).

              Организационные (сочетания  экспертной оценки и самооценки; коллегиальности, объединения государственного и общественного участия (в т.ч.профсоюзов) при проведении аттестации; профессионализма и независимости деятельности экспертов).

              Этические (уважения к личности аттестующегося педагога; принцип обеспечения квалифицированной помощи и сопровождения аттестующегося педагога; индивидуального подхода).

Любая аттестационная процедура, в какой комфортной образовательной среде она ни проходила, является для испытуемого стрессовой. Следовательно, одной из самых значимых задач аттестации должна стать профилактика и снятие напряженного состояния аттестуемых.

Уменьшить внутренний дискомфорт, тревожность возможно в том случае, если педагог будет уверен, что его оценивают в соответствии с принятыми критериями, и он будет знать и доверять этим критериям, свободно ориентироваться в существующих системах оценок, уметь соотносить свой педагогический опыт, профессиональные результаты, достижения учащихся с предъявляемыми требованиями. Будет осведомлен в области нормативной базы, знаком с организационной стороной аттестации.

Педагог должен понимать, что аттестация сегодня – это самооценка профессиональных достижений, самоанализ педагогических проблем, задач, и зависит не только от того, как он пройдет квалификационные испытания, но и от его работы в межаттестационный период и т.д.

Опрос, проведенный сотрудниками Института дополнительного образования, ГОУ ВПО МГПУ в образовательных учреждениях города показал, что несмотря на введение нового Порядка аттестации с 1 января 2011 года и достаточную освещенность вопросов аттестации средствами массовой информации, в частности массовой коммуникации, педагогические работники образовательных учреждений не имеют достаточно ясной картины о проведении письменного квалификационного испытания с целью подтверждения соответствия занимаемой должности и определения уровня квалификации педагогических работников для установления соответствия требованиям первой и высшей квалификационных категорий.

Респондентам было предложено ответить на ряд вопросов и оценить уровень своей осведомленности по десятибалльной шкале. Вопросы распределены были по двум блокам, отражающим:

-осведомленность в области актуальных документов, сопровождающих ведение аттестации (диаграмма 1).

-осведомленность в области ведения процедуры аттестации (диаграмма 2).

Также было предложено выбрать форму ознакомления с процедурой аттесации (диаграмма 3)

Ниже представлены данные в диаграммах.

 

 

 

 

 

Осведомленность в области актуальных документов, сопровождающих ведение  аттестации.

Диаграмма 1

 

Осведомленность в области ведения процедуры аттестации.

Диаграмма 2

 

 

Предпочтения в выборе формы ознакомления с процедурой аттестации

Диаграмма 3

 

В целом, полученные данные позволяют составить относительно объективную картину недостаточной осведомленности респондентов в области нового Порядка аттестации. Очевидно, что на сегодняшний день педагоги нуждаются в получении информации, необходимых разъяснениях по процедуре прохождения аттестации. Причем почти единогласно (96%) педагогические кадры ожидают разъяснения в более приемлемых для них формах: на курсах повышения квалификации, целевых семинарах, индивидуальных консультациях и лишь немногие (4%) готовы осваивать актуальные вопросы в режиме самостоятельной работы.

Таким образом, система повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров является одним из главных источников получения педагогами и руководителями новой информации, нового знания. Именно поэтому система дополнительного образования в известной мере, несёт ответственность за подготовленность работников образования к инновационным процессам в образовании. Должна обновить каждый курс, модуль, помочь в постепенном формировании у педагогов внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, личностного), необходимости рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

Системы повышения квалификации педагогических работников должны быстро реагировать на изменения, происходящие в системе образования.

 

Литература:

1.              Приказ Минобрнауки России от 24.03.2010 № 209 "О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений"

2.              Методика оценки уровня квалификации  педагогических работников. Под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой, Москва 2010.

 



Информация о работе Аттестация как средство оценки и стимулирования качества педагогического труда