Арттерапия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 17:33, реферат

Описание работы

Термин "арттерапия" ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятий искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья.
Арттерапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Работа содержит 1 файл

Арттерапи1.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

Арттерапия.

  Термин "арттерапия" ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятий искусством, которые  проводились в больницах и  центрах психического здоровья.

  Арттерапия  – это специализированная форма  психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной  и творческой деятельности.

  Первоначально арттерапия возникла в контексте  теоретических идей З. Фрейда и К.Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К. Роджерса и А.Маслоу.

  Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности  самовыражения и самопознания. С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арттерапии является механизм сублимации. По мнению Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арттерапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным "Я".

  Важнейшей техникой арттерапевтического взаимодействия здесь является техника активного  воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством эффективного взаимодействия.

  С точки зрения представителя гуманистического направления, коррекционные возможности арттерапии связаны с предоставлением клиенту практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего "Я". Создаваемые клиентом продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими.

  В качестве еще  одного возможного коррекционного механизма, по мнению сторонников обоих направлений, может быть рассмотрен сам процесс  творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.

  Арттерапия  может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов. Выделяют два основных механизма  психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арттерапии.

  Первый  механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через пере структурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.

  Второй  механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие "аффекта от мучительного к приносящему наслаждение".

  В психотерапевтическом контексте можно сказать, что  занятия изобразительным искусством носят спонтанный характер – в отличие от тщательно организованной деятельности по обучению пациентов рукоделию или рисованию. При проведении арттерапии важен творческий акт как таковой, а также особенности внутреннего мира творца, которые выявляются в результате осуществления этого акта. Руководители поощряют участников выражать свои внутренние переживания как можно более произвольно и спонтанно и совершенно не беспокоиться о художественных достоинствах своих работ.

  Обзор литературы по арттерапии свидетельствует о том, что это сборное понятие, включающее множество разнообразных форм и методов.

  Кратохвин [6; ст. 278] разделяет арттерапию на сублимационную, деятельную и проективную, однако, это  разделение основано  на внешнем характере метода и касается только экспрессивного компонента. В зарубежной психотерапии выделяют 4 основных направления в применении арттерапии:

  1.Использование  для лечения уже существующего  произведения искусства путем  их анализа и интерпретации  пациентом (пассивная Арттерапия).

  2.Побуждение  пациентов к самостоятельному творчеству, при этом творческий акт рассматривается как основной лечебный фактор (активная Арттерапия).

  3.Одновременное  использование первого и второго  принципов.

  4.Акцентирование  роли самого психотерапевта, его  взаимоотношения с пациентом в процессе обучения его творчеству, классификация, приводимая в книге Хайкина "Художественное творчество глазами врача", включает в себя роль эстетического компонента и представления о лечебной направленности фактора и уровня адаптации, на которой это действие проявляется:

  1.Социально-личностный  уровень адаптации: в основе  адаптирующегося действия лежит  неосознаваемая созидательная гармонизация, интегрирующая сила, некоего эстетического  и творческого начала, заложенного  в искусстве.

  2.Личностно-ассоциативный уровень адаптации: облегчение и компенсация достигаются за счет не столько  эстетического действия, сколько вследствие снижения напряжения.

  3.Ассоциативно-коммуникативный  уровень адаптации: лечебное действие  арттерапии достигается подключением интеллектуальных операций (проекция, обсуждение и  осознание конфликта), облегчением психотерапевтических контактов и доступа врача к психопатологическим переживаниям, не требующим эстетического компонента, ибо результат достигается даже при простейшем проективном изображении проблем.

  4. Социально-коммуникативный  уровень адаптации: в качестве  адаптирования используются прикладные  возможности творчества, арттерапия  рассматривается упрощенно, как  один из видов занятости, вариант  организации и время провождения, принципиально не отличающегося от других аналогичных методов.

  5.Физиологический  уровень адаптации: учитывается  физическое, физиологическое и координационно-кинетическое  влияние пластического изображения,  творчества на организм и психику.

  Каждый из элементов классификации допускает использование искусства и в экспрессивном творческом  варианте, когда творят сами больные, и в импрессивном, когда используется восприятие уже готового произведения изобразительного творчества.

  Согласно взглядам Гольдштейна, творчество-это одно из средств, преодоления страха, возникающего в связи с конфликтом, формирующимся у человека, поведением которого управляет стремление к реализации личности. Творческие люди лучше концентрируют свою энергию, свои силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов. По мнению Маслоу, основной источник человеческой деятельности лежит в непрерывном стремлении к самоактуализации и самовыражению, которое имеется, однако, только у здоровых людей. У невротиков эта потребность нарушена, и искусство может быть способом ее восстановления. Говоря о способах, ведущих к самоактуализации, Маслоу указывает на мгновение высшего переживания красоты и экстаза. Задача психотерапевта-помочь людям ощутить эти мгновения, создать условия для их возникновения, научить пациента высвобождать подавленное, познавать собственное Я. Сдерживание творческих сил является причиной неврозов, и смысл психотерапии в ее высвобождении, поэтому стимуляция творчества может служить и психопрофилактическим средством.

  Широко распространены взгляды на арттерапию как на особую форму реагирования и сублимации.

  Художественная  сублимация возникает тогда, когда  инстинктивный импульс человека заменяется визуальным художественно-образным представлением. Творчество рассматривается как средство максимального самовыражения, позволяющее пациенту проявлять себя ярче, чем в письме или речи, а врачу обеспечивает прямой доступ к бессознательному.

  Некоторые исследователи  считают рисование средством  снятия напряжения, за счет возврата к примитивным формам функционирования и удовлетворения бессознательных желаний. Осуществляется это путем сознательной творческой деятельности и происходит в процессе ее сублимации через выражение в символическом виде внутренних конфликтов и неосознанных стремлений. Произведение способствует вытеснению, прорыву содержания комплексов в сознание и переживание сопутствующих им отрицательных эмоций. Это особенно важно для тех, кто не может "выговориться", выразить свои фантазии в творчестве легче, чем рассказать о них. Фантазии, которые изображены на бумаге или выполнены в глине, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. В процессе работы ликвидируется или снижается защита, которая есть при вербальном, привычном контакте, поэтому в результате арттерапии больной правильнее и реальнее оценивает свои нарушения. Рисование, как и сновидение, снимает барьер «эго-цензуры», затрудняющий словесное выражение конфликтных бессознательных элементов. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, которые проявляются в значимой для пациента и необычной для всех остальных форме. Как один из вариантов арттерапии используются зарисовки сновидений и возникающих во сне чувств.

  Физическое  и физиологическое влияние арттерапии заключается в том, что изобразительное творчество способствует улучшению координации, восстановлению и более тонкому дифференцированию идеомоторных актов. Нельзя недооценивать также непосредственное воздействие на организм цвета, линий, формы. В своих работах Де Фере открыл зависимость скорости кровообращения и силы мускульных сокращений от цвета и освещения. Например, в странах, каллиграфического письма (Китай, Япония) с давних времен для лечения нервных потрясений применяется рисование иероглифов. В настоящее время выяснилось, что при этом человек полностью расслабляется и заметно снижается частота его пульса.

Цели  арттерапии.

  1.   Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам. Работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить "пар" и разрядить напряжение.

  2.   Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от "цензуры" сознания.

  3.   Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих произведений.

  4.   Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.

  5.   Наладить отношения между психологом и клиентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.

  6.   Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.

  7.   Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.

  8.   Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом арттерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

  В арттерапии очень  много разновидностей подходов. Например, музыкотерапия, сказкотерапия, телесно-ориентированая терапия и т.д. Но мне хочется  остановиться более подробно на изотерапии.

Изотерапия.

  Теоретические основы терапии с помощью изобразительного искусства исходят из психоаналитического воззрения Фрейда, аналитической психологии Юнга, который использовал собственное рисование для подтверждения идеи о первоначальных и универсальных символах, из динамической теории терапевтической помощи графическим самовыражением Наумбургх. В дальнейшем большое влияние на развитие арттерапии оказали психотерапевты гуманистической направленности.[2; ст.216]

  Рисование –  это творческий акт, позволяющий  ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования организма.

  Рисование развивает  чувственно-двигательную координацию. Его достоинство заключается  в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций.

  Рисуя, ребенок  дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения  в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.

Информация о работе Арттерапия