Артикуляционная гимнастика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 18:39, контрольная работа

Описание работы

Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими, необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Цель артикуляционной гимнастики………………………………………………………………..4
Принцип отбора упражнений. Классификация артикуляционных упражнений………………………………………………………………4
Комплексы артикуляционных упражнений для отдельных
групп звуков и комплекс для отработки основных движений и положений губ и языка………………………………………………….5

Методика проведения артикуляционной гимнастики………………..13
Список литературы……………………………………………………..15
Приложение: Занимательный материал к артикуляционным упражнениям.

Работа содержит 1 файл

алена контр разв речи.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

- Боковые  края языка должны касаться  уголков рта.

- Если  упражнение не получается, надо  вернуться к упражнению «Наказать  непослушный язык».

          4. «Кто дальше загонит мяч?» (Фомичёва М.Ф.)

Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край на нижнюю губу и, как бы произнося  длительный звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические  указания.

- Нижняя  губа не должна натягиваться на нижние зубы.

- Нельзя  надувать щёки.

- Следить,  чтобы дети произносили звук  ф, а не звук х, то есть  воздушная струя была узкая,  а не рассеянная.

          5. «Почистим зубы» (Фомичёва М.Ф.)

Цель: Научить  детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка почистить  нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом  снизу вверх.

Методические  указания.

- Губы  неподвижны, находятся в положении  улыбки.

- Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.

- Двигая  языком снизу вверх, следить,  чтобы кончик языка был широким  и начинал движение от корней  нижних зубов.

          Комплекс артикуляционной гимнастики № 2. Для шипящих (ш, ж, ч, щ)

1. «Вкусное  варенье»

Цель: Вырабатывать движение широкой передней части  языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое  он принимает при произнесении звука  ш.

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким краем языка облизать нижнюю губу, делать языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические  указания.

- Следить,  чтобы работал только язык, нижняя  челюсть должна быть неподвижной.

- Язык  должен быть широким, боковые  края его касаются углов рта.

- Если  упражнение не получается, нужно  вернуться к упражнению «Наказать  непослушный язык».

2. «Гармошка»

Цель: Укрепить мышцы языка. Растягивать подъязычную  уздечку.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить  язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки.

Методические  указания.

- Следить,  чтобы губы были неподвижны, когда  открывается рот.

- Открывать  и закрывать рот, удерживая  его в каждом положении под  счёт от 3 - 5.

- Следить,  чтобы при открытии рта не провисала одна из сторон языка.

3. «Фокус»

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать  языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Методические  указания.

- Следить,  чтобы нижняя челюсть была  неподвижной.

- Боковые  края языка должны быть прижаты  к верхней губе.

- Нижняя  губа не должна подворачиваться  и натягиваться на нижние зубы.

4. «Чашечка»

Цель: Научиться  удерживать язык в форме чашечки  наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

Методические  указания.

- Если  «Чашечка» не получается, то необходимо  распластать язык на нижней  губе и слегка надавить на  середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму.

- Можно  также распластать язык похлопыванием  по нему губами, завернуть его  на верхнюю губу, придерживая  края пальчиками.

- При  выполнении упражнения края языка  находятся у верхних зубов.

5. «Приклей конфетку»

Цель: Учить  удерживать язык вверху.

Описание. Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка поместить тоненький  кусочек ириски, приклеить конфетку к небу за верхними резцами.

Методические  указания.

Комплекс  артикуляционной гимнастики № 3 для сонорных звуков (л, ль)

«Наказать непослушный язык»

Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его  губами, произнести звук «пя - пя - пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 - 5, 5 - 10.

Методические  указания.

- Нижнюю  губу не следует подворачивать  и натягивать на нижние зубы.

- Язык  должен быть широким, края его  касаются уголков рта.

- Похлопывать  язык губами надо несколько  раз на одном выдохе. Следить,  чтобы ребёнок не задерживал  при этом выдыхаемый воздух.

2. «Пароход  гудит»

Цель: Вырабатывать подъём спинки языка вверх.

Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить  звук ы (как гудит пароход).

Методические  указания.

Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.

3.«Индюк»

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность  его передней части.

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её.

Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не слышится бл - бл (как индюк болбочет).

Методические  указания.

- Следить,  чтобы язык был широким и  не сужался.

- Чтобы  движения языком были вперёд - назад, а не из стороны в  сторону.

- Язык  должен «облизывать» верхнюю  губу, а не выбрасываться вперёд.

4. «Качели»

Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука  л с гласными а, ы, о, у.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от 1 - 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счёт от 1 - 5. Так поочередно менять положение языка 4 - 6 раз.

Методические  указания.

- Следить,  чтобы работал только язык, а  нижняя челюсть и губы оставались  неподвижными.

5. «Лошадка»

Цель: Укрепляет  мышцы языка и вырабатывает подъём языка вверх. 

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка.

Методические  указания.

- Упражнение  сначала выполняются в медленном  темпе, потом быстрее.

- Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

- Если  у ребёнка пощёлкивание не  получается, нужно предложить ему  выполнять упражнение «Приклеить  конфетку», а потом вернуться  к этому упражнению.

- Следить,  чтобы кончик языка не подворачивался  внутрь, то есть чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.

          Комплекс артикуляционной гимнастики № 4 для сонорных звуков (р, рь)

1.«Чьи  зубы чище»

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх.

Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка  «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Методические  указания.

- Губы  в улыбке, верхние и нижние  зубы видны.

- Следить,  чтобы кончик языка не высовывался,  не загибался внутрь, а находился  у верхних зубов.

- Нижняя  челюсть неподвижна, работает только язык.

2. «Маляр»

Цель: Отработать движения языка вверх и его  подвижность.

Описание. Улыбнутся, приоткрыть рот и «погладить»  кончиком языка твёрдое нёбо, делая  движения языком вперёд - назад.

Методические  указания.

- Губы  и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

- Следить,  чтобы кончик языка, продвигаясь  вперёд, доходил до внутренней  поверхности верхних зубов, когда  он продвигается вперёд, и не  высовывался изо рта.

3. «Барабан»

Цель: Укреплять  мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка и умение делать кончик языка напряженным.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать  кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося  звук д: д - д - д. Сначала звук д произносить  медленно. Постоянно убыстряя темп.

Методические  указания.

- Рот  должен быть открыт, губы в  улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

- Следить,  чтобы звук д носил характер  чёткого удара - не был хлюпающим.

- Кончик  языка не должен подворачиваться.

- Звук  нужно произносить так, чтобы  ощущалась воздушная струя

4. «Барабан - 2»

Цель: Вырабатывать подъём языка, развивать упругость  и подвижность кончика языка.

Описание: Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий  язык поднят вверх к нёбу и произносить  поочерёдно отчётливо да - ды. При  произнесении слога да язык отводится к центру нёба, при произнесению ды - перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При произнесении должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха.

Методические  указания.

- Следить,  чтобы губы не натягивались на зубы. Нижняя челюсть не должна двигаться. Произнесение да - ды должно быть чётким, не хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться.

5. «Автомат»

Цель: Вырабатывать подъём языка, гибкость и подвижность  кончика языка.

Описание. Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук т - т - т - сначала медленно, постепенно убыстряя темп.

Методические  указания.

Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер чёткого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая воздушная струя воздуха. Для проверки ко рту поднести полоску бумаги: при правильном выполнении упражнения она будет отклоняться. 
 

Информация о работе Артикуляционная гимнастика