Анализ компьютерных игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 20:35, доклад

Описание работы

Отношение к компьютерным играм в российском обществе неоднозначное - от критических высказываний об их качестве и о том, что эти игры - скорее "умственный протез", чем средство интеллектуального развития, поэтому от них нельзя ничего хорошего ждать для наших детей, до восторгов по поводу возможностей их применения в обучении, в сфере досуга. Педагоги, психологи, социологи, работники культуры и другие специалисты как в России, так и за рубежом анализируют положительное и отрицательное воздействие компьютерных игр на ребенка.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 43.36 Кб (Скачать)

Еще одной причиной является то, что социально учитель сегодня далеко не благополучен. Какое отношение это имеет к обсуждаемому вопросу? Самое что ни на есть прямое. Неблагополучие напрямую соотносится с появлением целого ряда внутренних комплексов, которые не могут не отражаться на профессиональной деятельности. А один из самых частых для педагогов - боязнь поколебать собственный авторитет. В случае с компьютерными играми это случится неминуемо: у учителя нет той массы времени, которая уделяется учеником на игровую «профессионализацию», у него зачастую нет дома мощного компьютера, его могут позволить себе более или менее обеспеченные родители ученика. В результате учитель непременно покажет себя в достаточно неприглядном свете (в игровой терминологии - лузером (проигравший)). А каждый ли способен пойти на такие жертвы?

Таким образом, мы приходим к тому, что для подростка мир компьютерных игр кажется той «запретной для взрослых» территорией, на которую доступ «чужаков» ограничен, у него формируется ощущение собственной значимости и причастности к чему-то таинственному, «не взрослому». Любой детский психолог вам скажет, что для переходного возраста психологическая интимность и защищенность - необычайно актуальный вопрос.

Но  этим все не ограничивается. Учителя и родители, не понимающие специфики увлечения, - люди не самые авторитетные на этом возрастном этапе, и, как следствие, их точка зрения для ребенка остается нередко «чужой», сторонней. Много ближе мир сверстников, среди которых надо утвердиться, завоевать авторитет, почувствовать себя значимым. Это отнюдь не означает необходимость непременно слиться с общей массой, стать «одним из...» Важно сохранить индивидуальность, но при этом оказаться признанным. Естественно, это становится более важным в сторонних по отношению к учебе сферах (сравните: кого будут больше уважать в классе - лучшего ученика или лучшего футболиста?), в том, что действительно актуально для подростка. Так, наряду с обычными увлечениями, появляется компьютерная игра. (Естественно, речь ведется, в основном, о мужской половине тинейджеров, девочки-геймеры, скорее, редкость).

Я не буду говорить о реалистичной графике и трехмерном звуке, создающих по-настоящему виртуальный МИР, в который подростку хочется попасть - все это знает сегодня любой мало-мальски знакомый с компьютерными играми человек. Но, согласитесь, одна красивая картинка, приятная музыка и интересный сюжет - это маловато для появления того повального увлечения играми, которое мы сегодня наблюдаем в подростковой среде. Должно быть что-то еще.

Выделим ряд критериев, совокупность которых  позволила компьютерным играм получить такую сумасшедшую популярность именно среди подростков:

Интерактивность. Что интереснее для ребенка - играть в компьютерную игру или читать книгу (я говорю именно об интересе, занимательности, но никак не о пользе)? Однозначно, компьютер. Многократно слышались детские размышления о том, что основная причина предпочтения компьютера книге - это изначальная незаданность финала. «Книгу ведь сколько не читай - она всегда будет одинаковая - конец будет один и тот же. А в игре я сам себе хозяин, только от меня зависит, как повернутся события. Это как сказка, но сказка моя, собственная». Кроме того, чтение - занятие, требующее подключения воображения, ассоциативного мышления, в то время как при игре ничего домысливать не надо - все перед тобой. Естественно, что ребенок идет по пути, который проще.

Самореализация. Психологи давно доказали, что человек, лишенный в детстве возможности играть, на всю жизнь остается неполноценным. Об этом прекрасно написано у культуролога Й. Хейзинги в книге «Homo Ludens» («Человек играющий»). Почему дети играют в машинки, куклы, самолетики? Они отыгрывают, примеряют на себя роли взрослого, представляют себя на его месте. То же и с компьютером. Рассчитанные преимущественно на подростковую нишу, игры дают возможность почувствовать себя гонщиком, летчиком-истребителем, наемным солдатом. Ребенок хочет «попробовать себя» в этом, а иных средств, кроме мышки и клавиатуры, у него нет. (Слава богу, а то от мысли о группах вооруженных автоматами детей, бегающих по улицам, становится как-то не по себе).

Увлечение. С тем, что компьютерные игры затягивают, даже слишком, никто спорить не будет. Конечно, во всем нужна мера, и бледный, с воспаленными глазами подросток, проводящий перед экраном по 14 часов в день, внушает тревогу. Но ребенок как индивидуум и как член группы сверстников должен иметь свое хобби, что-то, существующее в его жизни помимо учебы. Подойдите к любому компьютерному клубу в вашем районе и посмотрите на выходящие оттуда стайки подростков: они о чем-то увлеченно спорят, что-то доказывают друг другу, кричат. Это не просто увлечение, игра - очень активный вброс в кровь адреналина, без которого нормальный подросток существовать не может.

Адаптация, признание в своей  среде. Когда подавляющее большинство сверстников «болеет» какой-то новой игрой, а ты в ней не то, что не разбираешься - даже не слышал, ты мгновенно становишься аутсайдером. А это, поверьте, для подростка самое страшное.

Об  увлечении компьютерными играми подростков можно долго говорить, придумывать разные классификации и теории. Но при этом ничего не изменится - дети будут играть, взрослые по-прежнему не понимать. Это еще одна ипостась проблемы непонимания «отцов» и «детей». Все так, если бы не одно «но».

В России число детей, сидящих перед экраном дома или в клубах, на порядок больше, нежели чем где-либо еще. Такая статистика отнюдь не утешительна. Это при условии, что в Европе или Америке технология позволяет играть на качественно ином уровне, нежели у нас: и клубы лучше, и Интернет быстрее, и компьютеры современней. Но играет именно наш подросток. Почему? Все очень просто, но эта простота не радует.

Во  времена Советского Союза достаточно широко была развита инфраструктура так называемого молодежного досуга. Кружки, секции, дома творчества юных - их было столько, что в детской среде существовал устойчивый стереотип: не ходить никуда после школы - аномалия. Кто-то занимался авиамоделированием, кто-то картингом, кто-то ходил в музыкальную или художественную школу, кто-то вышивал, вязал или выжигал по дереву. Сегодня такие места не исчезли, но их количество значительно уменьшилось или они стали платными. И постепенно становится уже исключением ребенок, занимающийся чем-то. Ситуация перевернулась. Но сидеть на одном месте, ничего не делая, ничем не «болеть» подросток не может. И тут появляются компьютерные клубы. Это хоть и платно, но для родительского кармана приемлемо, зато позволяет обрести свое увлечение и т.д. Перечислять бессмысленно, понято, что появился новый вариант «кружка». Отличие только в том, что клубное времяпрепровождение по большому счету бессмысленно: кроме затрат, потерянного времени и минутного интереса это ничего не развивает и не открывает нового. Реакцию можно развивать не только в виртуальных гонках, моторику руки отрабатывать не только на монстрах, ориентацию в пространстве - не только в мрачных подземельях или инопланетных лабиринтах. Есть способы другие, но для этого надо что-то организовывать, устраивать, вкладывать деньги, а это у нас, как водится, никто делать не хочет. И на таком «безрыбье» как цветы расцветают игровые клубы.

Одним словом, сегодняшняя ситуация с компьютерными  играми - это не только, технологический, возрастной феномен. Это еще достаточно серьезный социально-педагогический вопрос. Проблема, свидетельствующая о полном бессилии взрослых, которым остается только разводить руками, потому что сделать они ничего не могут. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баршай В.М. Активные игры для детей: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 320 с.

2. Григорьев А.И. Культура досуга. - Киев: Высшая школа, 1990. - С.92-108

3. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой  деятельности: Учебно-методическое  пособие для вузов культуры  и искусства. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Профиздат, 2002. - 288 с.

4. Кулагин И.Ю., Колюцкий В.Н. Возврастная психология: Полный жизненый цикл развития человека: Учебное пособие. - М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт-М», 2001.-С.163-400

5. Морозова Е.Я., Тихонова Э.Д. Экономика  и организация предприятий социально-культурной  сферы: Учебное пособие. - Санкт  Петербург: Изд-во Михайлова В.А., 2002. - 318 с.

6. Петрова З.А. Методология и  методика социологических исследований  культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. - М.: МГИК, 1990.- С.92-108

7. Селиванов В.С. Основы общей  педагогики: Теория и методика  воспитания. Учебное пособие для  студентов вузов. - М.: «Академия», 2000. - 336 с.

8. Сергеев И.С. Основы педагогической  деятельности. - Санкт Петербург:  Питер, 2004. - 316 с.

9. Смирнов С.А. Педагогика: Педагогические  теории, система, технологии. - М.: «Академия», 2000. - 512 с.

10. Дукачева Л.В. Планирование клубных мероприятий: Выявление досуговых предпочтений на основе социологических опросов // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2003. - №7.- С.79-86

11.Иванов  В. Смешно до горьких слез: Компьютерные  игры - опосное развлечение. Психологическая безопасность //ОБЖ. - 2003. - №4.- С.19-22

12. Клеппер Е.В. Положение об образовательно-культурном  центре: положение о новом типе  культурно-досуговом учреждении //Клуб. - 2003. - №8. - С.29

13. Карманов А. Межведомственные  культурно-досуговые центры открытого  типа // Социальная педагогика. - 2003.- №5. - С.61-67

14. Томашева Е.Н. Компьютерные игры: «умственный протез» или средство интеллектуального развития? Анализ компьютерных игр для детей, и их роль в детском досуге //Библиография. - 2002. -№4.- С.78-90

15. Филонов М.М. На благо успеваемости: Влияние компьютерных игр на  способности школьников //Знание - сила. - 2003. - №4. - С.33

16. Эльма Ю. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема: Компьютеризация // Директор школы. -2003. -№9,декабрь. - С.36-40.

Информация о работе Анализ компьютерных игр