Аналитическая справка о педагогической деятельности учителя русского языка и литературы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 14:22, методичка

Описание работы

На мой взгляд, одним из важнейших моментов в деятельности педагога является понимание оценки качества образования. В настоящее время нет единых критериев в оценке качества образования. За годы работы я выработала свои критерии качества. Для меня это, прежде всего, не отметка за урок, не количество баллов за ЕГЭ, как формальная оценка знаний и умений каждого ребенка.

Работа содержит 1 файл

мое развернутое представление.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

Аналитическая справка

 о педагогической деятельности

 учителя русского языка и  литературы

 МОУ образовательной Гимназии  № 4

 Ермолаевой Галины Андреевны

 

Я, Ермолаева Галина Андреевна, учитель МОУ общеобразовательной  гимназии №4, общий педагогический стаж 21 лет, из них 15 лет работаю в данном учреждении. Имею высшую квалификационную категорию учителя русского языка и литературы. За данный период времени накопила богатый опыт и хорошие результаты.

 

На мой взгляд, одним  из важнейших моментов в деятельности педагога является понимание оценки качества образования. В настоящее время нет единых критериев в оценке качества образования. За годы работы я выработала свои критерии качества. Для меня это, прежде всего, не отметка за урок, не количество баллов за ЕГЭ, как формальная оценка знаний и умений каждого ребенка. Это должен быть не просто набор полученных в школе или в ВУЗе знаний, умений, навыков, а усвоенные навыки учения, обеспечивающие постоянное стремление детей к самообразованию, саморазвитию, самоорганизации. Нельзя не согласиться с А. Фурсенко: «Наша задача – научить человека учиться, а для этого ему нужна прочная база знаний, на которую всегда можно опереться». Таким образом, не только знания должны становиться базой образования, но и неотрывные от них способы открытия знаний, методы познания.

Моя задача, как учителя, – выделить методологическую составляющую своего предмета и донести ее до ученика. Мой подход позволяет увидеть  сильные и слабые стороны образовательной  цепочки, оценить место своего предмета в учебном процессе, его образовательные и воспитательные возможности. Интеграция моего предмета с другими учебными дисциплинами школьной программы позволяет использовать междисциплинарные связи, формировать у школьников целостное восприятие мира. Осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир, сближение естественных и социальных наук, обмен их методами, а также широкое внедрение идей и методов синергетики в своей деятельности привело меня к компетентностной позиции в оценивании результатов работы учащихся.

Для ребенка очень  важно получать одобрение за каждый сделанный им шаг, видеть свое движение по направлению к желаемому результату. Поэтому я применяю модульно-рейтинговую  систему обучения и контроля, которая  позволяет каждому ученику видеть зону своего ближайшего развития и сравнить себя «вчерашнего» с собою «сегодняшним», строить планы на ближайшее будущее. Эта система основана на гласности и открытости, а главное на учете полученных результатов через электронный журнал в школьной сети, из которой видно, какая работа выполнялась и насколько успешно.

 

 

Нельзя не согласиться  с А. Фурсенко: «Наша задача –  научить человека учиться, а для  этого ему нужна прочная база знаний, на которую всегда можно  опереться».

Процентное соотношение  обучающихся на 4 и 5 к общему количеству учащихся за последние пять лет составляет:

 

Учебный год

Количество

обучаемых

предмет

Качество

обучения

2005-2006

79

Русский язык

66

литература

80

2006-2007

79

Русский язык

68

литератур

80

2009-2010

130

Русский язык

70

литератур

83


 

       Красноярский  край является активным участником  эксперимента по ЕГЭ в 11классе, а также по проведению ГИА  в 9классе. Подготовка к этому  экзамену стала одним из приоритетных  направлений в моей работе. Основная  задача не просто подготовить детей к сдаче экзамена, а обучить технологии решения заданий типа «А», «Б», «С». Работа, проведенная в этом направлении, дала положительный эффект: дети не просто хорошо сдали экзамен в форме ЕГЭ, но и получили высокие баллы. Эффективность выработанной системы обучения и мониторинга результатов подтверждается внешней экспертизой. Мои выпускники показали следующие результаты по итоговой аттестации:

 

класс

предмет

2005-2006

2006-2007

2009-2010

11

Русский язык

62,5

70

73

9

Русский язык

-------

--------

84


 

 

Данные результаты стали  возможными благодаря упорядоченной  системе действий, выполнение которых  приводит к достижению поставленных целей. К ним я отношу применение различных технологий в процессе обучения. Уже несколько лет я использую в своей работе технологию дифференцированного обучения. Причем дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дается меньший объем материала, а другим больший, а за счет того, что, предлагая учащимся одинаковый объем, я ориентирую их на различные уровни требований к его усвоению. Дифференцированное обучение на уроках русского языка – это работа по одной программе, но на разных уровнях сложности в рамках классно-урочной системы с целью развития личности каждого ученика посредством изучаемого предмета. На протяжении  пяти лет я активно использую технологию дифференцированного обучения на подготовительных курсах по русскому языку в Сибирском Федеральном Университете(площадка№3). В 2010 году  70% моих слушателей стали студентами СФУ.

                                       

Проблемное обучение – это одно из приоритетных направлений  в моей работе.  Решение учащимися  проблемы имеет огромное преимущество перед простым заучиванием готовой  информации. Преимущество заключается  в том, что при решении проблемы учащийся активно мыслит. А это приводит не только к прочности и глубине знаний, приобретенных самостоятельно, но и к ценнейшему качеству ума - умению ориентироваться в любой ситуации и самостоятельно находить пути решения любой проблемы. Я являюсь руководителем творческой группы по Проблемному обучению в Гимназии№4.В2010 году стала участником районного Педагогического фестиваля, посвященного Году учителя по теме «Проблемный метод обучения».

        В 2009 году    стала  применять  в своей работе элементы ТРИЗ. В основе ТРИЗА - функционально-системный подход, который успешно решает задачи проблемного и развивающего обучения Его применение вырабатывает у учащихся своеобразный стиль мышления, в основе которого - гибкость, оригинальность, чувствительность к противоречиям, умение осознанно моделировать идеальный эталон, психологически ориентировать мысль на его достижение и добиваться этого кратчайшим путем, что создает ощущение красоты интеллектуального процесса. ТРИЗ, таким образом, предлагает для развития мышления как материал, содержащий реальную проблему, так и методы осознанного овладения мыслительными операциями и приемами. Результатом стала работа учениц 9 класса «Системный подход при  изучении произведений художественной литературы (на примере изучения романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»»

 

        В своей педагогической деятельности нахожусь в режиме постоянного педагогического поиска и повышения своего мастерства. Переработала и активно использую на практике ряд спецкурсов, способствующих углублению и расширению гуманитарного образования гимназистов: «Искусство речи» (5-9 кл.), «Комплексный анализ текста» (5-11 кл.), «Стилистика языка и реёчи»(10-11 кл.), «Занимательная грамматика» (5-7 кл.). Результатом этой работы являются грамотная, выразительная речь моих учеников, их умение нестандартно мыслить и обеспечивает успешное участие школьников в районных, городских, всероссийских олимпиадах и конференциях.

       

2005 год

Районная олимпиада

II место по русскому  языку

Алебашина Екатерина

III место по литературе

Добровидова Ольга

2005 год

Краевая олимпиада

III место по русскому  языку 

Добровидова Ольга

2005 год

Всероссийская олимпиада  по русскому языку «Русский медвежонок»

I место по результатам  в крае

Добровидова Ольга

2006 год

Районный конкурс «Эрудит» для 5-х классов

«Мы славяне»

III место

команда учащихся 5-х классов  гимназии

2007 год

Районная олимпиада

III место по русскому  языку 

Марьина Юлия

2007 год

Городская конференция  «Шаг в будущее». Проект «Писатели  Сибири. Региональный компонент программной литературы»

II место

Алебашина Катя

Владимирова Наташа

2009 год

YIII Международная Интернет-Олимпиада среди образовательных учреждений «Эрудиты Планеты - 2009»

I место в отборочном туре

Гребельникова Катя

2010 год

Межрегиональная конференция – конкурс исследовательских и проектных работ «Первые шаги». Проект «Системный подход при изучении произведений художественной литературы (на примере изучения романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».)»

 

Майорова Наталья -9кл Минеева Елена -9кл

Участие, дипломы

  2010 год

Всероссийская дистанционная олимпиада «Шаг в будущее» по русскому языку и литературе

Алякринская Алена -9кл

Кулиева Зейнаб -9кл

Крупко Диана -9кл

Минеева Елена -9кл

Косенкова Валерия -9кл

Майорова Наталья -9кл

Михайлова Анна -11кл

Фомина Алена -11кл

 

  2010 год

Всероссийская  олимпиада  «Шаг в будущее» по русскому языку  и литературе в городе Москва

Алякринская Алена

Кулиева Зейнаб

Крупко Диана- (дипломы)


 

Работа с одаренными детьми, широкое использование межпредметных  связей для расширения и углубления знаний школьников позволяет мне реализовывать главную цель моей педагогической деятельности – всемерное развитие познавательных умений, интеллекта, творческого потенциала учащихся и воспитание на этой основе эстетически и нравственно зрелой личности.

Введение НРК в базисный учебный план образовательных учреждений нацелило меня на создание банка данных по предмету «Литература Красноярского  края». На сегодняшний день в него входят тексты литературный произведений, биографии писателей, фольклор, воспоминания современников, фотографический материал. Источником сбора материалов стали фонды музеев города, встречи с носителями национальных культур, писателями и поэтами Красноярского края. Занимаясь сбором материалов по НРК, его обработкой и использование на уроках опираюсь на Закон Красноярского края «О краевом (национально-региональном) компоненте, государственные образовательные стандарты общего образования Красноярского края» (от 25.06.04 № 11-2071) и Закон Красноярского края «Об установлении краевого (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае» (от 20.12.05 № 17-4256). В 2006 году была участником методического семинара среди учителей гимназии повещенному введению НРК. Выступила с вопросом о возможности использования технологии развивающего обучения в рамках предмета НРК. Мои ученицы Алебашина Екатерина и Владимирова Наталья работали над проектом «Создание электронной хрестоматии для 5-6 класса по литературе Красноярского края», представленным на городской научной конференции «Шаг в будущее» в 2006 году.

За годы работы в школе  мною накоплен значительный педагогический опыт,  которым делюсь с коллегами  в школе, районе через открытые уроки, мастер-классы, выступления на районном методическом семинаре учителей русского языка и литературы, педагогических  советах по следующим проблемам:

 

Форма распространения

Содержание деятельности по обобщению и распространению  опыта

Педагогическая мастерская районная

Мастер-класс по теме «Проблемное обучение на уроках русского языка и литературы»

Всероссийский ИНТЕРНЕТ-Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

интегрированный открытый урок в 11 классе по литературе, русскому языку и МХК на тему «Человек –  мир».

Выступление на МО учителей русского языка и литературы

Освоение методической темы гимназии: «Создание условий для повышения качества образования каждого ученика».

 

«Внедрение в образовательный  процесс компетентностного подхода.»

Выступление  на педагогических советах

«Толерантность в отношениях между педагогами и учащимися»

«Проблемный метод обучения» (сертификат)

Статьи 

В 2009 году Статья «Деятельность методического объединения русского языка и литературы Гимназии№4 в области компетентностно-ориентированного подхода в образовании»  на ЕМД.

 

В 2006 году в сборнике Федерального агентства по образованию ГОУ  ВПО «Красноярский государственный  педагогический университет им. В.П. Астафьева» «Материалы научно-практической конференции г. Красноярск, 31 марта 1006г.» представлена моя статья «Социальный заказ» - решение проблемы?»

Выступление на РМО учителей  гуманитарных наук

Деятельность методического  объединения русского языка и  литературы Гимназии№4 в области компетентностно-ориентированного подхода в образовании.

Конкурс лучших учителей России национального проекта «Образование»

Участвовала в конкурсе в 2007году.

 

Член конкурсной комиссии в 2009,2010 годах по отбору кандидатур в Конкурсе лучших учителей России национального проекта «Образование»

 

Член конкурсной комиссии в 2009 по отбору лучших учебных образовательных учреждений края.


 

Знакомясь с деятельностью  своих коллег, черпаю новые идеи и перекладываю их на свой педагогический опыт. Подготовила и провела интегрированный  открытый урок в 11 классе по литературе, русскому языку и МХК на тему «Человек – мир». В основу уроку легло изучение произведения В. Набокова «Облако, озеро, башня ». Данный урок, проведенный в форме сократовской беседы, получил высокую оценку гостей: учителей района, города, края. Цель данного урока: привлечь внимание учащихся к проблемам толерантности, альтруизма и нравственности. Ребята показали на уроке умение не только глубоко мыслить и анализировать, но и вести корректный открытый диалог, привлекая в него гостей урока. 2009-2010 с разработкой этого урока стала участницей Всероссийского конкурса «Открытый урок».

 

 

 

 

 

 

 

Внеклассную работу провожу  как в учебное, так и в каникулярное время, организую групповые и  индивидуальные тренинги, в ходе которых  осуществляю как предметную подготовку, так и психологическую.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

Одним из важных аспектов своей работы считаю классное руководство. В 2006 году мой класс был выпускным. С ребятами данного класса я работала в течение пяти лет. В классе обучалось 24 человека, из них 13 мальчиков и 12 девочек. Все ребята воспитывались в благополучных семьях. Этим во многом был обусловлен их высокий познавательный интерес, активность в урочной и внеурочной деятельности. Главной задачей, как классного руководителя, в работе с данным коллективом я считаю создание условий для оптимального, наибольшего раскрытия потенциала ребят и коллектива в целом. Стремилась не потерять, а приумножить положительные тенденции в развитии личности каждого ребенка и внутриколлективные отношения. Приоритетными направлениями в моей работе с классом стали:

    • Развитие гуманизма, терпимости, сочувствия как личностных черт, обеспечивающих толерантные отношения в коллективе.
    • Развитие интеллектуальных способностей через повышение осознанной мотивации к учебе и самообразованию.
    • Развитие гражданской компетенции: умения принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, слаженно работать в команде, простраивать коммуникации, иметь гражданскую позицию.

Слаженная работа меня, как  классного руководителя, в команде с учителями-предметниками привела к высокому качеству образования ребят класса. Средний бал аттестата моих выпускников составил 4,8. Трое ребят класса окончили гимназию с особыми успехами. Алсуфьев Артем с золотой медалью, Алебашина Екатерина и Владимирова Наталья с серебряной. Пятнадцать ребят класса получили похвальные листы за особые успехи в изучении отдельных предметов. Такие результаты не случайны. Ребята моего класса ежегодно становились участниками и призерами олимпиад различных уровней. Например: I место в районном конкурсе к 60-летию Победы в ВОВ и II место в городском конкурсе по этой же теме. В 2005 году I место на районном НОУ по географии, I место в районной олимпиаде по биологии в 2006 год., I место в олимпиаде района по английскому языку в 2006году и так далее. 100% ребят класса были охвачены проектной деятельностью в рамках разных учебных предметов.

Информация о работе Аналитическая справка о педагогической деятельности учителя русского языка и литературы