Альтернативные технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 10:27, лекция

Описание работы

В поисках путей развития системы образования в науке и практике предлагается немало вариантов решения различных проблем. Одни варианты представляют технологии на основе модернизации существующей традиционной системы, другие называются альтернативными.
Под альтернативными технологиями в широком смысле понимаются такие, которые отличаются от традиционной системы обучения
по целям,
содержанию,
формам,
методам,
отношениям или позициям участников педагогического процесса.

Работа содержит 1 файл

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.docx

— 15.77 Кб (Скачать)

Альтернативті технологиялар.

 

Вольдорф педагогикасы «гуманистік педагогика» мен «еркін тәрбие» идеяларын іске асырудағы әр түрдің біреуі болып табылады. Ол мұғаліммен партнерлікке жекеліктің өз бетінше дауы мен тануы жүйесінде көрінуі мүмкін.

 

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 В поисках путей  развития системы образования  в науке и практике предлагается  немало вариантов решения различных  проблем. Одни варианты представляют  технологии на основе модернизации  существующей традиционной системы,  другие называются альтернативными. 

 Под альтернативными  технологиями в широком смысле  понимаются такие, которые отличаются  от традиционной системы обучения 

 

по целям,

 

 содержанию,

 

 формам,

 

 методам, 

 

 отношениям или позициям  участников педагогического процесса.

 

 С этой точки зрения  всякая инновация (обновление, модернизация ) может называться альтернативой.

 Однако в современной  педагогике альтернативными технологиями  называются такие, которые пересматривают, изменяют концептуальные, то есть  самые существенные (социальные, психологические,  философские) основания традиционного  педагогического процесса.

 Важнейшая консервативная  сторона традиционной системы  образования — классно-урочная  организация учебного процесса.

 (Подробная критика классно-урочной системы выложена на

http://rus.delfi.lv/forum/read.php?f=12&i=72&t=72

)

 Её альтернатива —  отказ от

 организационных атрибутов  классно-урочной системы, обязательности  посещения занятий и других  организационно-институциональных  характеристик школы, таких, как 

 экзамены,

 стандарты, 

 деление на классы  по возрасту и т.д.,

 некоторые формы дифференциации  и индивидуализации, деятельность  разновозрастных групп, 

 различные формы внеурочной  работы и другие.

 «Криминальной» особенностью  современной технологии традиционного  обучения, остро проявившейся в  последнее десятилетие, является  «насилие» над физической и  психической природой ребёнка  (непосильная умственная нагрузка, ограничение физического движения, игнорирование закономерностей  развития ребёнка и др.). Поэтому  второе, альтернативное направление  в модернизации образования объединяют  так называемые природосообразные технологии.

 Ещё одна из сущностных  характеристик традиционного обучения  — авторитарность, подчинённое положение  ребёнка по отношению к педагогу. Альтернатива этой системе —  свободное образование начало  складываться в конце XIX — начале XX века (Л. Толстой, М. Монтессори, А. Нил, К. Вентцель и др.). Оно провозглашает в качестве основной цели обеспечение ребёнку независимого свободного выбора деятельности в процессе образования.

 На волне критики  регламентированной, стандартизированной  классно-урочной системы, в обстановке  интенсивных поисков повышения  эффективности школьного обучения  и воспитания появились так  называемые открытые школы, основная  цель которых — более тесная  интеграция образования с окружающим  миром, замена стереотипа школьного  обучения другими организационными  формами. 

 В период острого  естественно-научного кризиса начала XX века, обострившего проблемы соотношения сознания и материи, ещё одной мощной альтернативой традиционной педагогики выступают развивающие технологии, основанные на субъектности позиции ребёнка в учебно-воспитательном процессе и приоритетности целей формирования мышления — (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.).

 Сегодня эти и другие  альтернативные идеи — один  из источников новой, рождающейся  парадигмы образования XXI века, целью  которого будет свободный творческий  человек. 

 Итак, альтернативы нужны  для возможностей рождения, обучения  и воспитания свободного, творческого  человека.

 Свободного строить свою жизнь самостоятельно и для себя.

 Не для оценки, не  для экзамена, не для диплома,  но исходя из собственных ресурсов  и собственных интересов , целей и задач, собственной миссии на Земле.


Информация о работе Альтернативные технологии