Актуальные проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 17:59, контрольная работа

Описание работы

В нравственном воспитании значительную роль играет прочность эмоционального фундамента, возникающего в ситуациях с моральным смыслом (сопереживание, стыд, чувство собственного достоинства, гордости), которые рассматривали А. В. Запорожец, А. Ю. Кошелева, Я. 3. Неверович как психологический механизм, при помощи которого личность начинает воспринимать требования общества как свои собственные.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3

2.Определения понятий «нравственное воспитание», «мораль, «этика», «нравственность»…………………………………………………………………………...........4
3.Содержание нравственного воспитания. Особенности понятия «общечеловеческие ценности». Современный подход к содержанию нравственного воспитания……………….4
4.Приоритетные средства и методы нравственного воспитания дошкольников………………7
5.Мини – система воспитания нравственного качества (формирование этических представлений, чувств, нравственных норм, привычек, нравственного поведения). Обоснование необходимых методов и средств…………………………………………………8
6. Литература………………………………………………………………………………………...19

Работа содержит 1 файл

К Р нрав восп.doc

— 227.50 Кб (Скачать)
 

                                                                 

                                                                Контрольная работа по

                                                               учебной дисциплине

                         «Дошкольная педагогика»

                                                          Студент: Сибгатуллина Светлана Петровна

                                                               Курс – 1,    группа – 11

                                                              Преподаватель: Нижникова В.Г. 
 
 
 
 
 
 

ТЕМА: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 
 
 
 
 
 
 
 
 

624315

Свердловская  область

П. Баранчинский

ул. Коммуны, 55 - 43 
 

СОДЕРЖАНИЕ

  1.    Введение…………………………………………………………………………………………3

  1. Определения понятий «нравственное воспитание», «мораль, «этика», «нравственность»…………………………………………………………………………...........4
  2. Содержание нравственного воспитания. Особенности понятия «общечеловеческие ценности». Современный подход к содержанию нравственного воспитания……………….4
  1. Приоритетные средства и методы нравственного воспитания дошкольников………………7
  1. Мини – система воспитания нравственного качества (формирование этических представлений, чувств, нравственных норм, привычек, нравственного поведения). Обоснование необходимых методов и средств…………………………………………………8

    6.  Литература………………………………………………………………………………………...19                                                                                                          

          7. Приложения 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                                                              
 

                                                                
 
 
 

                                                         

                                                              

                                                             ВВЕДЕНИЕ

          В наше время проблема нравственного воспитания дошкольника выдвинулась в ряд наиболее важных и злободневных вопросов. Интерес к этой проблеме проистекает из потребностей приспособить человека нового времени к  структуре и организации современного общества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума. От утраты морали, совести, от наглости и хамства общество уже достаточно настрадалось. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их.  Это реализуется на специальных занятиях в старшем дошкольном возрасте. Проблема нравственного воспитания занимает значительное место в научных исследованиях Р.С. Буре, П.С. Выготского, Р.И. Жуковской, В.Г. Нечаевой, Л.А. Пеньевской и других.  
 Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности. Поэтому тема нравственного воспитания очень актуальна в настоящее время.

       В нравственном воспитании значительную роль играет прочность эмоционального фундамента, возникающего в ситуациях с моральным смыслом (сопереживание, стыд, чувство собственного достоинства, гордости), которые рассматривали А. В. Запорожец, А. Ю. Кошелева, Я. 3. Неверович как психологический механизм, при помощи которого личность начинает воспринимать требования общества как свои собственные.

         В дошкольном возрасте дети начинают осваивать нравственную ценность норм, правил поведения, у них развивается нравственное сознание, значительно расширяется опыт поведения, отражающий отношение к окружающим людям. В работах Л.В. Запорожца, В.К. Котырло, Я.3. Неверович, Р.Б. Эльконина, С.Г. Якобсон и других доказано, что ребенок дошкольного возраста способен управлять своим поведением на основе знаний нравственных норм и правил поведения, нравственных представлений.

 
         
          ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЙ ПО ТЕМЕ «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ»

   Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

   Понятия «мораль», «этика», «нравственность», с одной стороны взаимосвязаны, с другой - имеют различия.

     Мораль — это традиционная содержательная форма общественного сознания и отношений между людьми, одобряемая и поддерживаемая групповым, классовым, общенародным общественным мнением. Мораль определяется характером общественных отношений. Она содержит в себе общепринятые нормы, правила, законы, заповеди, табу, запреты, которые с раннего детства внушаются растущему человеку.

   Мораль, как и право, представляет собой способ общественного принуждения человека к определенным формам и нормам поведения.

   Мораль обеспечивает приспособление ребенка к условиям общественной жизни, удерживает его в рамках общепринятых норм и правил поведения.

   Нравственность — это личные интеллектуально-эмоциональные убеждения, вырабатываемые самостоятельно, определяющие направленность личности, духовный облик, образ жизни, поведение человека.

   Этика — это учение о нравственности и морали. Различают нормативную и теоретическую этику.

    СОДЕРЖАНИЕ  НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ  

    Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью и динамизмом, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора с чувством ответственности за свои действия. Такими качествами может обладать молодёжь воспитанная по принципу развития потенциала личностного развития и способности к самоорганизации, предполагающего свободу выбора. Успех в воспитании свободной личности зависит от исходной методологической позиции.

    В содержание нравственного воспитания дошкольников входят следующие смысловые блоки:

  • воспитание гуманности (сочувствия, сопереживания, отзывчивости, доброты) как качества личности;
  • воспитание трудолюбия, умения и желания трудиться (самообслуживания, ручного и художественного труда, хозяйственно-бытовых качеств );
  • воспитание патриотизма, гражданственности (ответственности, желания и умения трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, любви и привязанности к родному дому к своей стране);
  • воспитание коллективизма (коллективных взаимоотношений: взаимопомощи, отзывчивости, культуры поведения).

     В каждом из смысловых блоков необходимо решить задачу по двум взаимосвязанным направлениям:

1. Воспитывать у ребенка соответствующие нравственные качества.

2. Создавать условия для проявления детьми этих качеств в отношении друг друга и остальных людей.

     В нашей отечественной дошкольной педагогике, в отличие от американской, не ставится задача воспитания счастливого ребенка. В отечественной концепции воспитания ребенка, даже в современных условиях, большинство взрослых (бабушки, дедушки, родители, педагоги) выстраивают перспективу по принципам: слушаться старших; хорошо учиться; получать дополнительное образование, например музыкальное, потому что так надо и т.д. - и тогда станешь счастливым человеком.

     В американской педагогике на протяжении нескольких лет существует принцип - «воспитывать счастливую личность». Человек должен быть счастлив уже потому, что он родился, что он живет. То есть, в  американской концепции воспитания   ребенка, выстроена перспектива по обратным принципам: ты родился счастливым человеком и поэтому можешь хорошо учиться, весело жить, у тебя все получится, тебе все по плечу.

      Следовательно, современный подход к содержанию нравственного воспитания должен рассматриваться с точки зрения воспитания счастливого ребенка. Счастье и любовь просматриваться как ведущие принципы в содержании воспитания. Можно выделить много качеств, которые составляют образ счастливого ребенка. Счастливый ребенок уверен в себе, он легко и с удовольствием, открыто и доверчиво общается с людьми - взрослыми и детьми. Он оптимистичен, все воспринимает с радостью. Он любознателен и т.д. Но воспитать такого ребенка можно при условии, если и родители, и воспитатели проникнуты глубоким уважением к личности ребёнка и научат его очень важному: чувству собственного достоинства и умению жить среди людей, которое неразделимо связано с процессом усвоения и формирования общечеловеческих ценностей.

      Общечеловеческие (свойственные всем людям, всему человечеству) ценности (культурные, духовные, материальные) - это та сила, которая задает направление в развитии человека, делает жизнь полной, способствует раскрытию всего заложенного потенциала.

   Многообразие  подходов к исследованию общечеловеческих ценностей порождает множественность их классификаций по различным критериям. В связи со структурой бытия отмечают общечеловеческие ценности природные (неорганическая и органическая природа, полезные ископаемые) и культурные (свобода, творчество, любовь, общение, деятельность). Соответственно структуры личности общечеловеческие ценности бывают биопсихологического (здоровье) и духовного порядка.

   По  формам духовной культуры общечеловеческие ценности классифицируют:

     на нравственные (смысл жизни и счастье, добро, долг, ответственность, совесть,                                 честь, патриотизм, достоинство);

     эстетические (прекрасное, возвышенное);

     религиозные (вера);

     научные (истина);

     политические (мир, справедливость, демократия);

Информация о работе Актуальные проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста