Актуальные направления организации воспитательной системы в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната №104, VIII вида

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:45, статья

Описание работы

Характерной особенностью сегодняшнего времени стало повышение социального статуса воспитания. Преобразования, происшедшие в нашем обществе, оказали существенное влияние на идеологию, содержание, способы и средства воспитания детей. Это нашло свое отражение в Законе РФ «Об образовании», Национальной доктрине образования РФ до 2025 года, а также Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

Работа содержит 1 файл

статья наша.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

                                                                                  Заместитель директора по УВР

                                                                                   Ю.Г Ездакова

                                                                                   Заместитель директора по ВР

О.М Недашковская

г. Кемерово

Актуальные направления  организации воспитательной системы  в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната №104, VIII вида.

 

Характерной особенностью сегодняшнего времени стало повышение социального статуса воспитания. Преобразования, происшедшие в нашем обществе, оказали существенное влияние на идеологию, содержание, способы и средства воспитания детей. Это нашло свое отражение в Законе РФ «Об образовании», Национальной доктрине образования РФ до 2025 года, а также Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

В федеральной программе  развития воспитания подчеркнуто: «Воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно- ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении». Этим положением особо подчеркивается роль системы образования и образовательного учреждения в воспитании подрастающего поколения.

Целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, может  быть эффективна и продуктивна только в рамках организованной воспитательной системы. С точки зрения современной теории воспитания, воспитательная система - упорядоченная совокупность компонентов воспитательного процесса (целей, субъектов воспитания, их деятельности, отношений), взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у образовательного учреждения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности ребенка (Караковский В.А.,Новикова Л.И., Селиванова Н.Л.)

Эффективность функционирования воспитательной системы во многом зависит от условий образовательного учреждения, квалификации педагогов, отношения к процессу воспитания родителей и степень участия в этом процессе самих воспитанников. Здесь уместнее сказать о возможности коррекции дефекта «особого ребенка».

Специальная (коррекционная) школа-интернат № 104 работает с детьми с нарушением интеллекта. Категория интеллектуальной недостаточности представляет собой аномалию в психофизиологическом развитии ребёнка,  имеющую значительные различия в структуре, степени тяжести и возможностях  коррекции (компенсации) дефекта. Эти дети обладают значительной общностью психического дефекта, проявляющегося в недостаточности развития познавательной, эмоционально-волевой сферы, активности личности в целом, что вызывает определённые трудности в процессе обучения в школе.

Основной дефект –  нарушение познавательной деятельности – вызван органическим повреждением коры головного мозга.

Данная категория детей  чаще всего воспитывается в неблагоприятных  социальных условиях, которые определённым образом  также опосредуют их психическое развитие. И как следствие – как правило, не готовыми к нему мотивационно, по запасу знаний и представлений, по степени сформированности учебных навыков, по уровню развития воли, саморегуляции, т.е.наблюдается общая психическая незрелость личности.

 В школе обучается 180 детей. 75% обучающихся имеют умственную отсталость в лёгкой степени дебильности. 104 ребёнка являются инвалидами детства. В учреждении организовано обучение детей со сложной структурой дефекта. На данный момент в таких классах обучается 38 детей – это 5 классов. Согласно социальному заказу в школе-интернате созданы все условия для воспитания и обучения с ограниченными возможностями здоровья. Это учитывается при организации воспитательно-образовательного процесса.

На наш взгляд, воспитание в  условиях специального коррекционного учреждения должно идти в направлении «социализации», как необходимого компонента дальнейшей интеграции «особого ребенка» в общество. В современных условиях наиболее оправданным является такой подход к воспитанию, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека. Воспитанник должен сам на основе выработанных ценностных отношений формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных решений. Речь идет о личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.

Идея воспитательной системы - «социализация» воспитанника возможна только в условиях открытого воспитательного пространства всеми субъектами взаимодействия.

Субъекты взаимодействия – это дети, родители, педагоги различных  специальностей, специалисты различных служб, студенты- практиканты, волонтеры, школьные и внешкольные учреждения, медицинские, культурные, общественные, религиозные, благотворительные организации, детские и юношеские объединения, попечители, спонсоры, муниципальные органы управления и самоуправления и др.

Воспитательное пространство – это пространство воспитания, которое функционирует не только в рамках образовательного процесса, но и широко взаимодействует с социальным, культурным и природным окружением для реализации общей цели воспитания.

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №104 функционирует, организуя сотрудничество с образовательными учреждениями разного  уровня: Кемеровский университет  искусства и культуры (кафедры: Социально-культурная деятельность (СКД) и кафедра «народных инструментов», Муниципальное детское образовательное учреждение Детский сад № 49, ГОУ профессиональное училище № 48, Губернаторское училище народных промыслов, Городская  станция юных натуралистов, Дворец творчества Ленинского района, ЦДБ им.Береснева, филиал ЦДБ «Колокольчик», Городской центр детского технического творчества, которые помогают решать проблемы трудовой адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями.

Основная цель воспитательной системы школы-интерната № 104-формирование личности воспитанника средствами образовательного процесса с использованием ресурсов существующего воспитательного пространства для его дальнейшей успешной социализации и интеграции в общество.

Под образовательным  процессом мы понимаем всю совокупность условий целенаправленного формирования личности: обучение, нравственно-правовое, гражданско-патриотическое воспитание, самовоспитание, самообразование,  трудовое, правовое, экологическое, эстетическое воспитание, развитие познавательной деятельности, охрана здоровья и физическое развитие.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих  основных задач:

- подготовить выпускника  образовательного учреждения, способного  включиться в самостоятельную жизнь;

- прогнозировать конечные  результаты деятельности в соответствии  с моделью выпускника;

-создавать условия  для педагогов школы-интерната,  обеспечивающих образовательно-воспитательный  процесс и предоставлять возможность  повышения квалификации;

- поддерживать развитие  научно-методических исследований  на базе школы-интерната;

- органически сочетать  в образовательно-воспитательном  процессе школы-интерната урочные  и внеурочные виды деятельности  воспитанников;

- развивать правовую базу образовательного учреждения, регулирующую правоотношения с профессиональными училищами;

- привлекать для развития  образовательного учреждения дополнительные  внебюджетные средства.

Обязательным условием реализации является то, что

Воспитательная система является составляющей образовательного процесса школы-интерната № 104

Основополагающие принципы реализации:

  • Целенаправленность воспитательного процесса
  • Принцип комплексности воспитательного воздействия
  • Принцип «деятельностного» подхода (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев)
  • Принцип партнерских отношений «воспитание-сотрудничество»
  • Принцип  системности и систематичности
  • Принцип интеграции коррекционного компонента в воспитательный процесс
  • Принцип воспитывающего образования
  • Принцип сознательности и активности воспитанников
  • Принцип учета индивидуальных особенностей
  • Принцип привлечения к обучению ближайшего социального окружения (родителей, родственников, врачей, педагогов);
  • Принцип создания благоприятного эмоционального фона в процессе воспитания
  • Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов, как те, которые являются наиболее развитыми на данный момент, так и на те, что отстают в развитии;
  • Принцип «ненасильственного воспитания»

Функции воспитательной системы

    1. Интегрирующая – содействует соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий.
    2. Регулирующая – связана с упорядочением педагогических процессов и их влиянием на формирование личности ребенка, ученического и педагогического коллективов.
    3. Защитная – направлена на повышение уровня социальной защищенности воспитанников и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов на личность ребенка и процесс его развития.
    4. Компенсирующая – направлена на создание условий в школе-интернате для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей.
    5. Корректирующая – направлена на осуществление педагогически целесообразной коррекции поведения и общения ребенка с целью уменьшения негативного влияния на формирование его личности.
    6. Развивающая – направлена на стимулирование положительных изменений в личности ребенка и педагога, поддержку процесса самовыражения способностей детей и взрослых, обеспечение развития педагогического и ученического коллективов.

Реализация воспитательной  системы возможна при соблюдении целого комплекса требований:

      • Предоставление права на свободу выбора.
      • Учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка.
      • Оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков.
      • Владение способностью сочувствовать каждому ребенку, смотреть на проблему его глазами.
      • Осознание и признание права личности быть непохожей на других.
      • Безоговорочное принятие ребенка, устойчивое, положительное отношение к нему.
      • Проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом.

Содержание воспитательной работы строится по нескольким направлениям:

Учебно- воспитательное

Охрана здоровья и физическое развитие

Личностное развитие

Коррекционно-развивающее

Работа с родителями

Межведомственное взаимодействие в структуре социума

 

В дальнейшем, реализация воспитательной системы будет осуществляться по этим направлениям.

 


Информация о работе Актуальные направления организации воспитательной системы в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната №104, VIII вида