Актуальность педагогики в деятельности сотрудников ОВД

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 22:00, контрольная работа

Описание работы

Общество всегда таково, ка¬ковы его граждане. Оно может быть лучше, совершеннее только тогда, когда лучше и совершеннее формирует лучший тип лично¬сти. Педагогика - наука о целенаправленном формировании личности и человеческих общностей, что и определяет ее общест¬венную значимость.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...2 стр.
1. Основные виды связей правоохранительной деятельности с педагогикой…………………………………………………………………...3стр.
2. Педагогика в деятельности разных специалистов правоохранительных органов………………………………………………………………………5 стр.
Заключение………………………………………………………………….17 стр.
Список использованной литературы………………………………………18стр.

Работа содержит 1 файл

педагогика Антонов.docx

— 42.82 Кб (Скачать)

Вариант №1

Актуальность  педагогики в деятельности сотрудников  ОВД.

Содержание: 
Введение……………………………………………………………………...2 стр. 
1. Основные виды связей правоохранительной деятельности с педагогикой…………………………………………………………………...3стр. 
2. Педагогика в деятельности разных специалистов правоохранительных органов………………………………………………………………………5 стр. 
Заключение………………………………………………………………….17 стр. 
Список использованной литературы………………………………………18стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Общество всегда таково, каковы его граждане. Оно может быть лучше, совершеннее только тогда, когда лучше и совершеннее формирует лучший тип личности. Педагогика - наука о целенаправленном формировании личности и человеческих общностей, что и определяет ее общественную значимость. Первоначально педагогика занималась только работой с детьми в специальных образовательных и воспитательных системах (детские сады, школы, семья). Сегодня она становится все больше наукой в работе с любыми категориями граждан и в любых, связанных с решением педагогических проблем, системах и условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Виды связей правоохранительной деятельности с педагогикой

Педагогические  аспекты имеют место в деятельности всех категорий работников правоохранительных органов. Существуют четыре области  соприкосновения правоохранительной деятельности с педагогикой.

В деятельности разных специалистов правоохранительных органов широта, богатство, содержательные особенности соприкосновения с  педагогической действительностью  не одинаковы, а поэтому и требования к профессионально-педагогической подготовленности их разные. По этому  признаку выделяются три группы видов  правоохранительной деятельности, которые  объективно требуют от сотрудников  разной профессионально-педагогической подготовленности.

Первая  группа представляет собой разновидность  настоящей педагогической деятельности, а именно — юридико-педагогической. Для нее характерно наличие подлинно педагогических задач, форм, методов, условий  и методических приемов работы, причем имеющих приоритетное значение и  определяющих главные показатели ее успешности. Это деятельность сотрудников кадровых аппаратов, ответственных за социальную и воспитательную работу с персоналом, сотрудников отделов профессиональной подготовки, инспекторов по профилактике преступлений несовершеннолетних, сотрудников органов, исполняющих наказания, сотрудников служб по воспитанию граждан, преподавателей юридических образовательных учреждений и учебных центров, руководителей факультетов и курсов, учебных отделов и др. Хорошо, когда эти специалисты имеют педагогическое или психологическое образование. Однако и оно, как показывает опыт, еще не показатель профессионализма, а лишь основание его. Во всех случаях профессионализм связан с юридико-педагогической образованностью, обученностью, воспитанностью и развитостью, которые нужны как дополнительные к юридической основе их профессионализма.

Для второй группы деятельности специалистов, должностных  лиц и служб правоохранительных органов характерно наличие отчетливо  выраженной педагогической функции, существующей наряду с другими: юридическими, управленческими, организаторскими, техническими и пр. У них решение педагогических задач имеет параллельный или  обслуживающий достижение главной  профессиональной цели характер. Это деятельность всех категорий руководителей (начальников, командиров), судей, прокуроров, работников управленческих аппаратов, участковых инспекторов, сотрудников профилактических структур, работников оперативных служб, служб по связям с населением и средствами массовой информации, оперативно-розыскных аппаратов, автоинспекторов и др. При осуществлении педагогической функции им необходимо активно использовать педагогические принципы, формы работы, методы, приемы, рекомендации (в числе других — правовые, организационные и пр.), компетентно подходить к организации и реализации педагогической функции в процессе решения основных профессиональных задач. Таким сотрудникам нужна углубленная профессионально-педагогическая подготовленность.

Третья  группа отличается присутствием в ней  социально-педагогических влияний  и частичным использованием педагогических воздействий. Это влияния внешнего вида самих сотрудников на граждан, их поведения, действий, общения, решений, применяемых санкций и пр., а  также педагогически направленных мер разъяснения, убеждения, требования и др.

 

 

 

  1. Педагогика в деятельности разных специалистов правоохранительных органов.

 

Педагогика  в деятельности сотрудников патрульно-постовой службы. Патрульно-постовая служба милиции выполняет функции охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на улицах, объектах транспорта и иных общественных местах. Ее главными задачами являются обеспечение личной безопасности граждан; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; участие в раскрытии преступлений и задержании преступников. Для несения службы используются различные виды нарядов: патруль, патрульная группа, пост, наряд сопровождения, контрольно-пропускной пункт, контрольный пост, заслон, резерв и другие,

В общении с окружающими  сотрудники патрульно-постовой службы обязаны быть внимательными, тактичными и вежливыми, их действия - законными я понятными гражданам. Они обязаны вести себя в духе верности Присяге, самоотверженности и постоянной готовности к выполнению своего служебного долга, ответственности за обеспечение правопорядка, непримиримости к правонарушителям, с высоким профессионализмом. Их задача - предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения, своевременно предостерегать граждан от совершения противоправных действий и разъяснять им недопустимость антиобщественного поведения, свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, не допускать споров и действий, оскорбляющих личное достоинство граждан, не отвечать грубостью на грубость, оказывать помощь пострадавшим гражданам, при применении предусмотренных законом мер к правонарушителям разъяснять им, в соответствии с каким нормативным актом и за какое нарушение они применяются. Если правонарушитель на сделанное ему замечание реагирует возбужденно, дать ему время успокоиться, предоставить возможность объясниться, после чего разъяснить неправильность его поведения со ссылкой на соответствующие законы и правовые акты. Замечания нарушителям, имеющим при себе детей, рекомендуется делать по возможности так, чтобы дети это не слышали. Замечания детям делать с учетом их возраста и уровня развития1.

При совместном несении  службы с представителями общественных формирований патрульные обязываются обучать их методам работы по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений.

Нарядам милиции дается право применять в предусмотренных  Законом и Уставом патрульно-постовой службы милиции случаях специальные средства: резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, светозвуковые средства отвлекающего действия, средства разрушения преград, средства принудительной остановки транспорта, водометы и бронемашины, специальные окрашивающие средства, а также оружие. Важно оценить правильно обстановку, которая дает права на их применение и точно, исключая ошибки, оценить обстоятельства, запрещающие их применять.

При  подготовке к обеспечению  общественного порядка и общественной безопасности в условиях  проведения массовых мероприятий проводятся инструктажи и тренировки с личным составом по изучению нормативных актов, регламентирующих права и обязанности милиции, мер ответственности организаторов и участников этих мероприятий, а также приемов несения службы в условиях осложнения обстановки.

.Профессиональное общение патрульного, постового милиционера с гражданами представляет собой обусловленный правом, актами основ государственного управления, служебным этикетом процесс воздействия на граждан, позволяющий успешно решать задачи по охране общественного порядка и борьбы с преступностью. Основной задачей его, как считают некоторые специалисты, является психолого-педагогическое воздействие на правосознание граждан, а основным методом — убеждение, сочетающееся с принуждением2. Его общение с гражданами оставляет след в их правосознании3, а само общение требует специальной психолого-педагогической подготовки4. В процессе и но результатам общения у граждан складывается представление о работниках милиции, о их работе, о наличии или отсутствии у них справедливости, честности, культурности, возникает уважение или неудовлетворенность ими, желание выполнять их требования или вступать в конфронтационные отношении. Суетливость, окрики, угрожающие жесты, знаки и другие унижающие граждан действия обостряют взаимоотношения, снижают авторитет милиции5.

Педагогика  в деятельности сотрудников ГИБДД. Деятельность этих сотрудников предполагает воспитание участников дорожного движения — водителей и пешеходов, В интересах соблюдения дисциплины на дорогах, правил, уважения других участников движения. Достижимо это не только применением административных мер, но и разъяснениями, убеждениями, советами, устными порицаниями, оказанием помощи. Подходя индивидуально, они призваны учитывать педагогические особенности участников дорожного движения, оценивая их по поведению и в ходе общения. Педагогические соображения должны лежать при определении степени вины, которая не должна сводиться к стандартной причине — недисциплинированности, ибо причиной может быть и недостаточная обученность, опытность, неумышленный просчет, вынужденная ошибка и др. Неумение делать это приводит к конфликтам, к непониманию требований инспектора, негативной оценке деятельности ГИБДД в целом. Непродуманные в воспитательном плане действия сотрудников дорожно-патрульной службы по организации дорожного движения могут провоцировать граждан на нарушения дисциплины на дороге.

Воспитательные и обучающие  воздействия, учет педагогических особенностей людей нужны и при проведении технических осмотров, дознания, разборов дорожно-транспортных происшествий, административных правонарушений.

Ответственны педагогические задачи сотрудников ГИБДД в профилактике детского травматизма и гибели детей и подростков на дорогах. При внимательном и плодотворном участии их в обучении и воспитании детей положительные результаты ощутимы.

Велико социально-педагогическое влияние примера поведения и решений инспекторов, с которыми имеют частые контакты миллионы, десятки миллионов граждан пешеходов и водителей. Примеры аморального поведения, мздоимства порождают у них правовой нигилизм, распространяющийся за пределы дорожного движения.

Воспитание водителей  целесообразно осуществлять и при  проведении технического осмотра автомобилей, который должен сопровождаться убеждением граждан в необходимости содержания автотранспорта в исправном состоянии и своевременности проведения технического осмотра.

Особое место в деятельности ГИБДД занимают службы, осуществляющие педагогическую по своей сути работу, хотя термины «педагогика», «воспитание», «обучение» в нормативных актах не употребляются. Таково, например, обучение детей и подростков правилам безопасного поведения на дороге, оказание воспитательного воздействия на нарушителей Правил дорожного движения, пропаганда безопасности дорожного движения, прием теоретических и практических экзаменов на право управления автомобилем, деятельность контрольно-профилактических подразделений. Решение всех перечисленных задач требует от работников ГИБДД хорошей профессионально-педагогической подготовленности.

Педагогика  в деятельности участковых инспекторов  милиции. Участковые инспектора решают многие десятки задач и их деятельность насыщена педагогической работой. Она характерна воспитательно-профилактическим содержанием основных служебных направлений работы участкового инспектора: правовым воспитанием населения, проведением профилактических мероприятии, рассмотрением жалоб и заявлений граждан, работой с подучетными лицами, использованием помощи общественности и др.

Педагогическая профилактика осуществляется участковым инспектором при работе с неблагополучными семьями, при оказании помощи родителям в воспитании детей. Индивидуальная работа с детьми включает правовое, нравственное, трудовое, эстетическое, патриотическое воспитание. Правильно организованная работа с детьми и подростками может оказывать помощь участковому инспектору, так как несовершеннолетние часто владеют информацией, представляющей оперативный интерес.

Педагогика  в деятельности сотрудников оперативно-розыскных аппаратов. Эти сотрудники решают оперативно-поисковые и профилактические задачи, проводят профилактическую работу с населением, в школах, что имеет выраженный педагогический аспект (см. параграф 3.3). Они должны уметь ориентироваться в оперативной обстановке и факторах, влияющих на нее, среди которых есть и педагогические. Им надо хорошо разбираться в людях, оценивать их особенности, в том числе и педагогические (особенности правосознания, правовой грамотности, педагогической запущенности и др.), учитывать их. Подбор и расстановка негласного аппарата, работа с ним включает задачи его обучения и воспитания. Раскрытие преступлений малоэффективно, если оперработники действуют в одиночку, не имеют поддержки у населения. Нужно укрепление оперативных позиций на обслуживаемой территории, включающее в себя правовое воспитание и обучение граждан. Раскрытие конкретных преступлений сопряжено нередко и с необходимостью инструктирования, дополнительного обучения лиц, привлекаемых к нему.

Педагогика  в деятельности следователей. Следователи имеются во многих правоохранительных ведомствах — прокуратуре, МВД, ФСБ и др. Следователь как юрист в рамках своих профессиональных функций обязан так подготовить уголовное дело, чтобы при его судебном рассмотрении свершилось правосудие, чтобы не была допущена несправедливость, чтобы не пострадали невиновные. Осуществляя предварительное расследование, он обязан не упускать возможности воспитательного воздействия на всех лиц, привлекаемых к расследованию, воспитывать граждан в духе неуклонного соблюдения Конституции РФ и законов, уважения правил общежития и норм нравственности,

Его задача - не только раскрыть преступление, собрать по делу полные и достаточные доказательства, но и по возможности добиться того, чтобы преступник осознал неправильность своего поведения, искренне раскаялся, пришел к убеждению о необходимости жить по-новому6. Следователь должен стремиться для успеха своего дела воспитывать и у проходящих по делу лиц гражданскую позицию, чувство долга в борьбе с преступностью, честность и активность в изобличении виновных, повышать уровень их правовой осведомленности. Он призван разъяснять гражданам требования законов, права и обязанности, переубеждать, воспитательными воздействиями добиваться искренности и раскаяния. Расследование преступлений связано с выполнением различных следственных действий: осмотром места происшествия, допросом, очной ставкой, выемкой, следственным экспериментом и др. Каждое из них связано с теми или иными обучающими и воспитательными воздействиями, консультированием, дачей советов, разъяснениями.

Информация о работе Актуальность педагогики в деятельности сотрудников ОВД