Активизация познавательной деятельности глубоко умственно отсталых детей на уроках математики при обучении устному счету

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 08:37, доклад

Описание работы

В настоящее время определены основные пути и направления работы с умственно отсталыми младшими школьниками. В этой коррекционно – педагогической системе важная роль принадлежит формированию элементарных математических представлений. Овладение математическими представлениями является эффективным средством коррекции недостатков умственного развития школьников, поскольку процесс счета, сравнения и преобразования множеств предполагают осуществление целенаправленных интеллектуальных действий.

Работа содержит 1 файл

ДОКЛАД.docx

— 98.80 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный

педагогический  университет»

Институт  специального образования

Кафедра методики преподавания школьных дисциплин

 

 

 

 

Доклад

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛУБОКО УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ УСТНОМУ СЧЕТУ

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Исполнитель: Пряничников Д.А.

                                                               Группа: 501

                                                                  Преподаватель: Чебыкин Е.В.

 

 

 

     

 

      В настоящее время определены основные пути  и направления работы с умственно отсталыми младшими школьниками. В этой коррекционно – педагогической системе важная роль принадлежит формированию элементарных математических представлений. Овладение математическими представлениями является эффективным средством коррекции недостатков умственного развития школьников, поскольку процесс счета, сравнения и преобразования множеств предполагают осуществление целенаправленных интеллектуальных действий.

       Поэтапное формирование математических  знаний оказывает корректирующее  воздействие на наиболее слабые  стороны психической деятельности  детей, содействует развитию различных  сторон восприятия и мышления, а следовательно всей познавательной системы в целом.

  Математическая  подготовка детей с нарушением  интеллекта имеет исключительную  практическую важность, поскольку  человеку в обыденной жизни  постоянно приходится оперировать  арифметическими выражениями, осуществлять  счет и различные операции  с числовыми величинами. Овладение  ребенком математическими представлениями,  знаниями и умениями является  немаловажным фактором его социализации.

        В коррекционной педагогике накоплен  определенный опыт работы по  формированию элементарных математических  представлений у умственно отсталых  младших школьников, например обучение  решению арифметических задач,  формированию временных представлений,  развитие пространственной ориентировки. В течении дочислового (пропедевтического) периода, учащихся учат осуществлять группировку и упорядочение предметов на основе определенного качественного признака; сравнивать множества путем наложения, приложения или составления пар; преобразовывать множества путем увеличения, уменьшения и уравнивания их количества.

  У детей формируют представления о количестве: один – много – мало, пустой – полный; о количественных отношениях: больше – меньше – поровну; о сохранении количества.

  Вся эта  работа создает необходимые предпосылки  для овладения в дальнейшем  представлениями о числе и  счете. Именно от того, насколько  успешно будет усвоен материал  в пропедевтический период, зависит  дальнейшее математическое развитие. Этапы развития количественных  представлений и усвоения счета  у умственно отсталых школьников  во многом сходны с тем путем, которым идет нормально развивающийся ребенок, хотя при умственной отсталости наблюдается более замедленный темп в усвоении математических знаний.

     Общими причинами, задерживающими формирование представлений о количестве у умственно отсталых детей, являются: инертность, тугоподвижность нервных процессов, что ведет к снижению работоспособности, повышенной утомляемости и отвлекаемости, отсутствие целенаправленных действий, снижению интереса к окружающему; низкий уровень ориентировочной деятельности; недоразвитие моторики, с чем связано ограничение практического чувственного опыта; недостаточная деятельность, несовершенство взаимодействия анализаторов, что затрудняет накопление сенсорного опыта; позднее и нарушенного развития речи (бедность словаря, трудности в формировании собственных высказываний, непонимание обращенной речи). Однако дело не только в отставании по срокам, суть прежде всего, в качественных различиях. Математические представления у умственно отсталых учащихся имеют качественное своеобразие, связанное с особенностями их психического развития.  

 На первый  план выступает слабость мыслительных  операций при выполнении элементарных  математических заданий. У детей  этой категории нарушены процессы  обобщения и абстрагирования,  анализа и синтеза, наблюдается  инертность, косность мышления. Затруднения  в мыслительных операциях приводят  к тому, что непосредственное, конкретное  восприятие доминирует, препятствуя  усвоению элементарных математических  представлений. Отмечается большая  зависимость количественных представлений  от ярких качественных характеристик  (величины, формы, названия) и пространственного  расположения предметов.     

  Счётной деятельности умственно отсталых учащихся присуще «соскальзывание» пересчёта на оценивание величины или расположение предметов в пространстве. У них  затруднён перенос имеющихся знаний и умений в новые условия.

Так, например, учащиеся  начальных классов при пересчёте в пределах пяти, различают большие и маленькие предметы по величине, знакомы с определениями «больше-меньше». Однако если им предложить  задание на сравнение по количеству двух групп предметов: 1 большой кубик, 2 маленьких, 2 больших яблока и три маленьких – то большинство детей дают неверные ответы.

  Они также могут сравнивать две группы предметов и определять каких  предметов больше, меньше или поровну, но испытывают затруднения при оперировании множества: увеличение, уменьшение, уравнивание.

  Они способны вести пересчёт однородных предметов, расположенных  в ряд, но допускают ошибки при пересчёте и определении результата счёта разнородных предметов, а также предметов имеющих различные пространственные расположения, кроме того, на восприятия количества так же сильное влияние оказывает порядок размещения и размер предметов.

  Урок математики для умственно отсталых детей является одним из труднейших и по этой причине многие учащиеся не любят этот предмет.

  В задачи учителя на уроках математики входит не только обучение вычислительных приёмов, но и развитие логического мышления.

Опытный учитель  постарается преодолеть равнодушие, умственную инертность школьников.

  Устный счёт – расширяет кругозор, является обязательным элементом на уроке математики.

  Учитель знает, как важно, чтобы урок с самого начала «заладился», если хорошо проведён устный счёт, с известной долей уверенности можно ждать, что урок и дальше пойдёт успешно, дети будут активны.

  Для активизации внимания использую различные задания и игры. Например, в 1 классе провожу игру « Заметь всё». На наборном полотне выставляю в один ряд картинки с изображением различных предметов (слон, мяч, яблоко).

Открываю  и предлагаю рассмотреть предметные картинки. Затем закрываю и предлагаю детям перечислить предметные картинки в том   порядке, в каком они были выставлены на наборном полотне. Данная игра  имеет несколько вариантов. Можно заменить, например, геометрическими фигурами.

 

 

                       ТРЕУГОЛЬНИК              КРУГ                   КВАДРАТ

 

 

Задаю вопросы: Какие фигуры изображены? Сколько  их? Какого они цвета? В какой последовательности расположены фигуры?

  Затем учащиеся закрывают глаза, а я меняю местами первую и последнюю фигуры или убираю одну из них и спрашиваю: «Что изменилось?»

  По мере знакомства с числами 1-го десятка на доске выставляю карточки с цифрами 4,5,…,1. Дети в течение 6-10 сек. смотрят на карточки, затем я закрываю карточки и задаю вопросы:

  • Какие цифры вы запомнили?
  • Сколько всего цифр выставлено на наборном полотне?
  • Назовите две первые цифры.

 

 «Продолжи счет».

Используя данную закономерность, продолжи ряд  чисел:

 

  1, 3, 5, 7….                  2, 4, 6, 8 ….

 

Постепенно  задания усложняю. На доске показано три ряда чисел:

 

  2, 4, 6, 8.                          4, 7,10,13.                        1, 3, 5, 7.

 

 

 Предлагаю внимательно рассмотреть ряды чисел и ответить на вопросы:

- Какие  числа показаны в первом ряду?

- Какие  числа показаны во 2-м ряду?

- Какие  числа показаны в 3-м ряду?

  При решении не сложных задач часто включаю в условие лишнее данное или, наоборот пропускаю какое-либо важное слово в задаче, спрашиваю о том, что уже дано в условии.

  Например:

  1. Для полива огорода принесли 2 ведра воды и одну лейку. Сколько вёдер воды принесли?
  2. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут надо варить 5 яиц?
  3. На одной ветке росло 6 яблок, а на другой 3.

Сколько всего яблок росло на 2-х ветках?

     4. Боря гостил в деревне неделю  и два дня. Сколько всего  дней гостил   Боря  в деревне?

  На устный счёт, на каждом уроке отвожу от 5 до 10 минут и стараюсь проводить его в форме игр, чтобы учащимся было интересно. Для успешного обучения детей с нарушением интеллекта необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность. С этой целью использую разнообразные методы и приемы преподавания математики, используя различные наглядные пособия, которые придумываю сама, чем вовлекаю учащихся в практический процесс овладения предметом.

    Применение различных приёмов проведения устного счёта, использование элементов игры, соревнования, несложных  наглядных пособий и технических средств делают учебный процесс более интересным, дети чаще проявляют свою активность, находчивость, сообразительность и добиваются порой высоких для себя результатов.

  Наглядные пособия:

     1. « Ромашка».

     Расположи ромашки по порядку.

11 + 9


6 - 1

0 + 21

4 + 3

15 + 7

20 + 30

28 + 0


 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. «Зажги свою звезду на небе» (с наибольшим ответом и назови её своим любимым именем.

 

3 + 6 =

14 - 10 =

10 + 5 =

9 + 11

     3. «Мальчики».

 В  одном городе жили-были неразлучные  друзья: Коля, Толя, Миша, Сережа. Коля – самый высокий, Толя – самый толстый, Миша – самый тонкий, Сережа – самый низкий.

Теперь скажите, кто самый толстый? Самый низкий? Самый высокий? Самый тонкий?

       4. «Смелей в поход!»

8


3

6

30

+

+

-

=


 

    

 

 

 

 

 

5. «Расположи шарики последовательно» (в последовательности изменения величины, цвета: красный, коричневый, синий, оранжевый).

Сколько шариков всего? Менялось ли количество шариков от того, что мы по-разному  их размещали?


 

 

 

 

 

 

 

    6.  «Память на числа».

В жизни  нам приходится часто запоминать адрес, номер телефона, посчитать  деньги при покупке. И всегда в  этих случаях нам надо запомнить  числа. Вот и сейчас мы будем запоминать числа на слух. Я вам их медленно прочту, а вы должны их назвать, не нарушая  порядка следования: 1, 7, 9, 2, 3, 5.

 

 

     7.   Устрой грозу! Пусть пойдет дождь!

 

18 - 10 =

25 – 20 =

41 – 11 =

19 + 10 =

30 + 20=

23 + 7=

                                                                                                                                                                                                      

 

 

 

 

      


Информация о работе Активизация познавательной деятельности глубоко умственно отсталых детей на уроках математики при обучении устному счету