Афазия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:57, реферат

Описание работы

Речь – это процесс использования языка в целях общения людей. Язык и речь неразрывно связаны между собой, и эта связь выражается в том, что язык как орудие общения существует до тех пор, пока люди говорят на нем. Как только люди перестанут говорить на нем, такой язык становится мертвым – примером могут служить латинский и старославянский языки.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………….3
1.Классификация расстройств речи…...……..…………………………………..7
2.Понятие афазии…………………………………………………………..……..8
3.Классификация афазий…………………………………………………………9
4.Нарушения речи при поражениях правого полушария…..........................…18
5.Проблема афазий у левшей…………………………………............................20
Заключение…………………………………………………………………….…21
Список литературы………………………………………………….…………...22

Работа содержит 1 файл

речь.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

    Содержание.

    Ведение…………………………………………………………………………….3

        1.Классификация расстройств речи…...……..…………………………………..7

2.Понятие афазии…………………………………………………………..……..8

    3.Классификация афазий…………………………………………………………9

    4.Нарушения речи при поражениях правого полушария…..........................…18

    5.Проблема  афазий у левшей…………………………………............................20

    Заключение…………………………………………………………………….…21

    Список  литературы………………………………………………….…………...22 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение.

          Речь – это процесс использования языка в целях общения людей. Язык и речь неразрывно связаны между собой, и эта связь выражается в том, что язык как орудие общения существует до тех пор, пока люди говорят на нем. Как только люди перестанут говорить на нем, такой язык становится мертвым – примером могут служить латинский и старославянский языки.

    Формирование  высших психических функций и  чувств у человека осуществляется только благодаря речи. Если речь у человека не развивается, то ни моральные, ни эстетические, ни интеллектуальные чувства даже в самом примитивном виде не формируются.

       Существует два относительно самостоятельных вида речи.

       1.Экспрессивная (громкая, выразительная, рождаемая) речь – начинается с мотива и замысла (прграммы высказывания), проходит стадию внутренней речи, обладающую свернутым  характером, и переходит в стадию высказывания; ее разновидность – речь письменная, которая по осуществлению, в свою очередь, может быть самостоятельной или под диктовку.

      2.Импрессивная (понимающая) речь – начинается с восприятия речевого высказывания через слух или зрение (через чтение), проходит стадию декодирования (выделения информативных компанентов) и завершается формированием во внутренней речи общей смысловой схемы сообщения, ее соотнесением с семантическими (смысловыми) структурами и включениями в определенный смысловой контекст (собственно понимание), без которого даже грамматически правильные предложения могут становиться непонятными.

       Устная речь и устное речевое высказывание формируется до 2-3 лет, в то время как письмо и чтение, связанные с овладением грамотой – существенно позднее. В возрасте 4-5 мес возникает «лепетная речь», к 6 мес в речи ребенка начинают встречаться фрагменты, благодаря ударению и мелодике напоминающие слово. Этапами формирования речевой коммуникации ребенка являются овладение произвольной слухоречевой памятью и восприятием, использование в целях коммуникации интонационных средств речи, а также формирование фонематического слуха. Заменяя более ранний сенсорный и моторный опыт, знания об окружающем мире, благодаря речи, начинают базироваться на операциях с символами. В возрасте 5-7 лет начинается формирование внутренней речи, которая помимо собственно мыслительной стороны, несет нагрузку программирования как замысла высказывания, так и сложного поведения. Эти различия в генезе и психологической структуре разных форм гностической деятельности находят свое отражение и в их мозговой организации. Начало исследований мозговой организации речевой деятельности человека было предложено работами Брока и Вернике. Они показали структурную дифференцированность нарушении речи в случаях локальной патологии мозга, а не общее снижение речевых возможностей. Исторически первым названием зарегистрированного снижения речевой деятельности по предложению Брока стал термин «афемия», но в 1864г. Труссо предложил для подобных расстройств термин «афазия», который и закрепился в науке. К речевым зонам, помимо 41-го первичного поля слухового анализатора, относят вторичные отделы височной коры, некоторые отделы конвекситальной поверхности левого полушария, а также лобные доли мозга, при поражении которых делается малодоступным понимание сложных форм речи и, там более, подтекста сложных высказываний. Кроме того, некоторые исследователи особо выделяют небольшое дополнительное моторное поле, расположенное в верхней части медиальной поверхности лобных долей, которое активируется при поражении других речевых зон.

       Несмотря на относительное территориальное разобщение, все речевые зоны объединены внутрикорковыми связями и действуют как единый механизм. Кооперация различных речевых областей происходит следующим образом. После прохождения по слуховым путям, акустическая информация попадает в первичную слуховую кору и для выделения в ней смысла передается в зону Вернике, расположенную в непосредственной близости от третичных полей, где при необходимости осуществляются операции абстракции и формирование системы отношений между лингвистическими единицами внутри фразы.

       Для произнесения слова необходимо, чтобы представление о нем через группу волокон, называемых дугообразным пучком, из зоны Вернике поступило в зону Брока, расположенную в нижней лобной извилине. Следствием этого является возникновение детальной программы артикуляции, которая реализуется благодаря активации части моторной коры, управляющей речевой мускулатурой. Экспрессивно – эмоциональное окрашивание высказывания, как и интонационное различение речи, требует связи левой коры с ресурсами правого полушария. Для осуществления сложного закономерного высказывания, как упорядоченной во времени последовательности моторных действий, необходимо привлечение лобных конвекситальных отделов. Если речевая информация поступает через зрительный анализатор, то пришедшие сигналы после первичной зрительной коры направляются в область угловой извилины, которая обеспечивает ассоциацию зрительного образа слова с его акустическим аналогом, с последующим извлечением смысла в зоне Вернике. Вместе с тем, только внутрикорковой обработки информации для обеспечения целостности речевой деятельности недостаточно, поскольку рассечение коры между речевыми зонами не приводит к ее заметным нарушениям. По-видимому, это объясняется тем, что взаимодействие между указанными зонами происходит не только по горизонтали, но и по вертикали – через таламо-кортикальные связи.

         Из клинического опыта известно, что наиболее выраженные речевые расстройства возникают при левосторонних поражениях коры, что традиционно трактовалось в пользу соответствующей полушарной доминантности по речи. Однако ряд фактов – отсутствие речевых двигательных расстройств при повреждениях зоны Брока во время удаления части лобных долей, восстановление речи у больных с нарушенной двигательной активностью после удаления в правом полушарии зоны, симметричной зоне Брока и др. – явились прецедентами, указывающими на роль взаимодействия полушарий. Кроме того, было установлено, что при возникновении патологии в различных участках коры, отвечающих за речь, их функции берут на себя сохранившиеся отделы как левого, так и правого полушария. Таким образом, благодаря широте распределенности в мозгу речевых структур, можно говорить об их известной полифункциональности, причем принципиально важным является не роль какой-либо ограниченной зоны, а сохранение возможности их полноценного взаимодействия. При этом участие одной из них в том или ином звене речевого акта является обязательным. Таким звеном, без которого осуществление речевого акта невозможно, у взрослого человека и яаляется левополушарная кора.  

    В контрольной работе мы рассмотрим речевые  нарушения. Для этого мы рассмотрим классификацию речевых нарушений, причины их возникновения, а также проявления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Классификация речевых расстройств.

    В детском возрасте речевые расстройства в зависимости от причин их возникновения  можно разделить на следующие  группы:

    1.Речевые расстройства, связанные с органическим поражением центральной нервной системы. В зависимости от уровня поражения речевой системы они делятся на:

    1)афазии – распад всех компонентов речи в результате поражения корковых речевых зон;

    2)алалии  – системное недоразвитие речи в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде;

    3)дизартрии  – нарушение звукопроизносительной  стороны речи в результате  нарушения иннервации речевой  мускулатуры. В зависимости от  локализации поражения выделяют  несколько форм дизартрий.

    2.Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями центральной нервной системы:

    1)заикание;

    2)мутизм  и сурдомутизм.

    3.Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата (механические дислалии, ринолалия).

    4.Задержки речевого развития различного происхождения (при недоношенности, при тяжелых заболеваниях внутренних органов, педагогической запущенности и т. д.). 1 
 
 
 
 
 

    Понятие афазии.

    Афазии  – речевые расстройства при локальных поражениях левого полушария и сохранности движений речевого аппарата, обеспечивающего членораздельное произношение, при сохранности элементарных форм слуха. Их надо отличать от: дизартрий – нарушений произношения без расстройства восприятия речи на слух, аномий – трудностей называния, возникающих при нарушениях межполушарного взаимодействия, дислалий – расстройств речи в детском возрасте в виде исходного недоразвития всех форм речевой деятельности и мутизма – молчания, отказа от общения и невозможности речи при отсутствии органических нарушений ЦНС и сохранности речевого аппарата. При всех формах афазий, помимо особой симптоматики, обычно регистрируют нарушения рецептивной речи и слухоречевой памяти. Существуют различные принципы классификаций  афазий, обусловленные теоретическим взглядами и клиническим опытом их авторов. В соответствии с 10-й Международной классификацией болезней принято выделять две основные формы афазий – рецептивную и экспрессивную. Действительно, к этим двум смысловым акцентам и формализации речевых нарушений тяготеет большинство регистрируемой симптоматики, но не исчерпывается ими. 2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Классификация афазий.

       Классификация разработанная Лурией.

       1.Сенсорная афазия – связана с поражением задней трети верхней височной извилины левого полушария у правшей (зона Вернике). В ее основе лежит снижение фонематического слуха, то есть способности различать звуковой состав речи, что проявляется в нарушении понимания устного родного языка вплоть до отсутствия реакции на речь в тяжелых случаях. Активная речь превращается в «словесную окрошку». Одни звуки или слова заменяются другими, сходными по звучанию, но далекими по смыслу, правильно произносятся только привычные слова. Это явление носит название парафазии. В половине случаев наблюдается речевое недержание – логорея. Речь становится бедной на существительные, но богатой на глаголы и вводные слова. Нарушается письмо под диктовку, однако понимание читаемого лучше, чем услышанного. В клинике встречаются стертые формы, связанные с ослаблением способности понимать быструю или зашумленную речь и требующие для диагностики применения специальных проб. Принципиальные основы интеллектуальной деятельности больного остаются сохранными.

       2.Эфферентная моторная афазия – возникает при поражении нижних отделов коры премоторной области. При полном разрушении зоны больные произносят только нечленораздельные звуки, но их артикуляционные способности и понимание обращенной к ним речи сохранены. Часто в устной речи остается лишь одно слово или сочетание слов, произносимых с разной интонацией, что является попыткой выразить свою мысль. При менее грубых поражениях страдает общая организация речевого акта – не обеспечивается его плавность и четкая временная последовательность. Этот симптом входит в более общий синдром премоторных нарушений движений – кинетической апраксии.3 В подобных случаях основная симптоматика сводится к нарушениям речевой моторики, характеризующимся наличием двигательных персевераций – больные не могут переключиться от одного слова к другому и в речи, и на письме. Паузы заполняются вводными, стереотипными словами и междометиями. Возникают парафазии. Другим содержательным фактором эфферентной моторной афазии являются трудности в использовании речевого кода, приводящие к внешне наблюдательным дефектам амнестического типа. На всех уровнях устной самостоятельной речи, чтения и письма забываются законы языка, в том числе и орфографии. Стиль речи становится телеграфным – используются преимущественно существительные в именительном падеже, исчезают предлоги, связки, наречия и прилагательные. Зона Брока имеет тесные двухсторонние связи с височными структурами мозга и функционирует с ними как единое целое, поэтому при эфферентной афазии встречаются и вторичные трудности в восприятии устной речи.

Информация о работе Афазия