Адаптация студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 14:03, реферат

Описание работы

Потребности современного общества породили новые требования к человеку. Социуму необходимы люди, которые, в первую очередь, готовы в полной мере реализовать свой потенциал. Индивидуальный подход к личности учащегося в системе образования предполагает необходимость поиска оптимальных путей адаптации человека к постоянно меняющимся условиям жизни.

Работа содержит 1 файл

адаптация студентов.docx

— 21.10 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ  КАЗАХСТАН

ГУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 2

Реферат

ПРОБЛЕМА  АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КУРСА  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ 

Руководитель: Святочевская М.А. 

    Потребности современного общества породили новые  требования к человеку. Социуму необходимы люди, которые, в первую очередь, готовы в полной мере реализовать свой потенциал. Индивидуальный подход к личности учащегося  в системе образования предполагает необходимость поиска оптимальных  путей адаптации человека к постоянно  меняющимся условиям жизни.

    Существует  много определений феномена адаптации. В обобщенном виде адаптация описывается  как приспособление, необходимое  для адекватного существования  в изменяющихся условиях, а также, как процесс включения индивида в новую социальную среду, освоение им специфики новых условий. Большинство исследователей специфику адаптации человека видят в его способности активного сознательного воздействия на окружающую среду. По сравнению с различными видами животных адаптационные возможности человека, имеющего не только биологическую, но и развитую социальную базу, определяются наиболее широким спектром «гибких звеньев». Социальная адаптация представляет собой процесс интегрирования индивида в социальную группу, предполагающее принятие им групповых норм, ценностей, стандартов, стереотипов и требований.

    В современной социологии и психологии понятие адаптации рассматривается  как процесс и результат установления гармоничных взаимоотношений между  личностью и социальной средой. Так, по мнению Ж. Г. Сенокосова, «сущность адаптации — приведение субъекта адаптации в оптимальное соответствие с требованиями среды (объекта адаптации). При нарушении стабильности (перемещении субъекта в другую среду, другие условия или при изменении самой среды) наступает рассогласование взаимодействия субъекта и объекта в системе, что приводит к функциональному расстройству, потере целостности. В результате возникает адаптивная ситуация, когда система (или ее отдельные элементы) стремится к восстановлению нарушенного равновесия. Такая ситуация характерна для всех видов адаптации человека, понимаемой как активный, целенаправленный процесс разрешения противоречий, возникающих при взаимодействии его с новой природной и социальной средой».

    В. А. Якунин понимает под адаптацией процесс  взаимодействия человека и окружающей среды, в результате которого у него возникают модели и стратегии  поведения, адекватные меняющимся в  этой среде условиям. Автор считает  возможным применение данного общего определения к условиям образовательной  среды[1].

    В процессе адаптации личность приспосабливается  к изменениям социальной среды путем  подбора или перестройки стратегий  поведения. Так, например, критерий оптимального соответствия личности условиям изменяющейся социальной среды был использован  Д. В. Колесовым для построения модели стадиальности адаптационного процесса, содержащей следующие стадии.

    Уравновешивание — установление равновесия между  средой и индивидом с проявлением  взаимной терпимости к системе ценностей  и стереотипам поведения.

    Псевдоадаптация — сочетание внешней приспособленности к обстановке с отрицательным отношением к ее нормам и требованиям.

    Приноравливание — признание и принятие основных ценностей новой среды.

    Уподобление — психическая переориентация индивида, трансформация прежних взглядов, ориентации, установок[2].

    Предложенная  модель является достаточно условной, при этом описанные стадии могут  накладываться друг на друга, выступать  одномоментно или взаимозаменяться.

    Достижение  определенного уровня адаптированности зависит от того, какие стратегии адаптивного поведения выбирает человек в ситуации взаимодействия с окружающей средой и как эти стратегии сочетаются между собой.

    Н. Н. Мельникова называют следующие стратегии  адаптивного поведения:

    активное  изменение среды;

    активное  изменение себя;

    уход  из среды и поиск новой;

    уход  от контакта со средой и погружение во внутренний мир;

    пассивная репрезентация себя;

    пассивное подчинение условиям среды;

    пассивное выжидание внешних изменений;

    пассивное ожидание внутренних изменений.

    По  мнению многих ученых, наилучший адаптивный эффект может наблюдаться лишь при  сочетании стратегий, направленных на активное и одновременное изменение  себя и окружающей среды[3].

    Каждый  преподаватель профессионального  учебного заведения на собственном  опыте знает, что работа с учащимися 1 курсов имеет свои отличительные  особенности, обусловленные психофизиологическими  особенностями возраста и социальными  факторами.

    Выделяют 3 блока факторов, оказывающих наибольшее воздействие на адаптацию учащихся профессиональных учебных заведений:

  1. Социологические
  2. Психологические
  3. Педагогические

    Вчерашние 9-классники погружаются в совсем другую, не знакомую им жизнь. Для удачной адаптации в новых условиях необходимо выделить типичные проблемы, с которыми сталкиваются «перваши». При помощи опроса мы выделили наиболее значимые проблемы первых месяцев обучения (на основе данных 100 опрошенных):

    заметно возросший объем учебной нагрузки (15% респондентов);

    сложность усвоения новых учебных дисциплин (55% респондентов);

    сложности в отношениях с товарищами по учебе (15% респондентов);

    выстраивание  новой системы отношений с  преподавателями (5% респондентов)

    решение личностных проблем (10% опрошенных).

    Так как первые месяцы адаптации учащихся в профессиональном лицее уже  прошли, мы попросили их ответить на вопрос, что в наибольшей степени  помогло им адаптироваться. Были получены следующие результаты:

    собственные черты характера и способности, такие, например, как общительность, доброжелательность, чувство юмора (20%);

      товарищи по группе (25%);

    поддержка психолого-педагогической службы (30%);

    помощь  классного руководителя, мастера  производственного обучения (25%).

    Таким образом мы видим, что систему педагогического сопровождения адаптации первокурсников необходимо совершенствовать, привлекая к этому вопросу высококвалифицированную психолого-педагогическую службу и опыт  ученых по следующим направлениям:

    изучение  личностных особенностей первокурсников;

    выявление трудностей адаптационного периода  и особенностей «вхождения» обучающихся  в студенческую жизнь;

    анализ  и обобщение полученных данных;

    подготовка  на основе данных исследований рекомендаций для кураторов и преподавателей, работающих со студентами первых курсов, направленных на оптимизацию адаптационного периода;

    увеличения  количества классных часов и в целом времени, проводимого классным руководителем и мастером вместе с группой;

    возможно  уменьшение нагрузки как на учащихся в первые месяцы обучения, так и  на мастеров производственного обучения и классных руководителей первых курсов;

    усиленный курс «Самопознания»;

    повышение педагогического мастерства классных руководителей.

    В дальнейшем нами планируется расширить  исследование и отследить вопрос адаптации учащихся первых курсов на протяжении трех лет по следующим  показателям:

    Количество  учащихся полностью адаптировавшихся к профессиональному учебному заведению;

    Количество  учащихся, готовых с удовольствием  продолжать учебу;

    Помощь  в период адаптации со стороны  товарищей;

    Помощь  в период адаптации со стороны  классного руководителя;

    Помощь  в период адаптации со стороны  психолого-педагогической службы;

    Студенты  характеризуют свои взаимоотношения  с преподавателями как хорошие  и др. 
 

    Список  использованной литературы:

  1. Андреева Д.А. О понятии адаптация. //Человек и общество: ЛГУ, 1973, с. 62-69
  2. Аболенцева Р.А. Программы организации учебного процесса с различными группами учащихся // Журнал Завуч. – 2004. – №8. –С. 67-76.
  3. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-познавательного процесса. // Просвещение, 1982. – 192 с.

Информация о работе Адаптация студентов