Жизненный цикл организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - анализ предприятия в условиях их жизненного цикла, так как существуют эталонные стратегии поведения на стадиях жизненного цикла.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

- изучить литературу по данной теме;

- изучить понятие жизненного цикла организации;

- проанализировать модели жизненного цикла;

- исследовать анализ моделей жизненного цикла;

- проследить основные этапы жизненного цикла ОАО «Уйский сыродельный завод»;

- провести анализ поведения ОАО «Уйский сыродельный завод» на стадии зрелости;

- изучить стратегию для конкуренции ОАО «Уйский сыродельный завод»;

- разработать направление совершенствования данной организации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

1. Теория о жизненном цикле организации…………………....…………..5

1.1. Понятие жизненного цикла организации………………………..5

1.2. Этапы жизненного цикла организации……………………….…7

2. Модели жизненного цикла организации……………………………….18

2.1. Модели развития организации………………………………….18

2.2. Анализ моделей жизненного цикла…………………………….25

3. Анализ жизненного цикла на примере ОАО «Уйский сыродельный завод».............................................................................................................................28

3.1. Основные этапы жизненного цикла ОАО «Уйский сыродельный завод»…………………………………………………...............………….….28

3.2. Анализ дальнейшего поведения ОАО «Уйский сыродельный завод» на стадии зрелости…………..……….…………………………....……….32

3.3. Стратегия ОАО «Уйский сыродельный завод»……….......…..34

Заключение……………………………………………...………….………40

Список использованной литературы и источников.……………………..43

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 274.50 Кб (Скачать)

       Усиление  внимания снижению издержек. Ужесточающаяся конкуренция вынуждает фирмы сокращать издержки на единицу продукции. Такие усилия могут быть направлены на различные сферы деятельности: фирмы могут добиваться более выгодных цен у поставщиков, переключаться на использование дешевых компонентов, более экономично осуществлять разработку продукта, могут ликвидировать малоэффективные и дорогостоящие звенья в цепочке ценностей, увеличивать производственную и сбытовую эффективность и проводить реорганизацию внутрифирменного управления.

       Увеличение  продаж существующим потребителям. На рынке, находящемся в стадии зрелости, рост за счет переманивания клиентов у конкурентов не столь привлекателен по сравнению с повышением продаж своим потребителям. Стратегии по увеличению продаж собственным клиентам могут включать в себя подарки от фирмы, поиск новых возможностей применения товаров или предоставление дополнительных услуг. Так, продуктовые магазины увеличили средний объем продаж одному покупателю путем организации пунктов проката видеокассет, использования автоматических банковских счетчиков и т. д.

       Приобретение  фирм-конкурентов по низкой цене. Иногда складывается ситуация, что можно  дешево приобрести потерпевшие крах компании-конкуренты. Приобретение по выгодным ценам фирм может обеспечивать низкие издержки, если оно также обеспечивает возможности увеличения эффективности производства. Кроме того, к компании переходит клиентура приобретенного конкурента. Самыми выгодными приобретениями являются те, которые существенно усиливают конкурентные позиции фирмы-покупателя.

       Выход на международные рынки. По мере того как национальный рынок переходит в стадию зрелости, фирмы начинают искать пути выхода на зарубежные рынки, где еще наблюдается растущий спрос на их товар и не столь сильно давление конкурентов. Некоторые производители из развитых промышленных стран находят стратегию интернационализации весьма привлекательной, так как производственное оборудование, которое уже морально устарело на внутреннем рынке, может быть использовано на предприятиях менее развитых иностранных государств (путь, который позволяет снизить издержки при выходе на зарубежный рынок).

       Такая возможность возникает, когда:

       1) иностранные потребители не слишком  привередливы и не слишком  требовательны к новизне и  характеристикам товара;

       2) иностранные конкуренты слабее, не представляют большую угрозу  и не в состоянии следовать  в производстве последнему слову  техники. 

       Стратегия интернационализации приобретает  особый смысл, когда имя и репутация  фирмы, а также ее товары уже известны на зарубежном рынке.

       Наверное, самой большой ошибкой, которую  фирма может совершить при  определении своей стратегии  в тот период, когда отрасль  находится в стадии зрелости, является выбор чего-то среднего между низкими издержками, дифференциацией и фокусированием. Такой стратегический компромисс гарантирует, что, в конце концов, у фирмы не будет возможности завоевать конкурентное преимущество, базирующееся либо на низких издержках, либо на дифференциации; создать у покупателей благоприятное мнение о фирме; вырваться в группу лидеров отрасли. Другие стратегические ошибки заключаются в жертвовании прочными конкурентными позициями ради сиюминутной прибыли, в слишком медленном реагировании на изменение цен, в задействовании больших мощностей при замедлении темпов роста отрасли, в больших расходах на маркетинговые усилия по увеличению продаж, в невозможности достаточно быстро обеспечить снижение издержек.

       В ОАО «Уйский сыродельный завод», как, впрочем, и в любой другой организации, идеология отвечает на главный вопрос: «Зачем мы всем этим занимаемся?», придавая организационной деятельности смысл. Выделим четыре важные функции идеологии фирмы:

       - она определяет цель, к которой  всем необходимо стремиться;

       - мобилизует персонал;

       - задает четкий критерий принадлежности к данному коллективу (принцип разделения «мы - они», или, в более конкретной формулировке из военного лексикона, «свой - чужой»);

       - формирует систему ценностей,  которая, в свою очередь, позволяет  выбрать допустимые методы для достижения поставленной цели.

       Говоря  об успешности применения тех или  иных стратегий, отметим специфику  российского рынка, что у него свои парадоксы, которые необходимо учитывать.

       И в современных условиях успеха на стадии зарождения добились лишь компании, которые и использовали эту специфику. Невозможно представить ни одну западную компанию, которая бы одиннадцать лет ждала того момента, когда её товар опять станет конкурентоспособным. ОАО «Уйский сыродельный завод» смогли, и в итоге получилась преуспевающая компания.

       Очевидно, что на этом этапе компания нуждается в больших кредитах и резком снижении издержек производства. Но если последнее ей удается, она оказывается хозяином на уже большом и стабильном рынке, стабильном потому, что от полезной и ставшей привычной вещи потребителю отказаться очень сложно.

       Рискуют ли они при этом? Конечно, рискуют, но другого пути, похоже, и нет, прежде всего, из-за конкуренции, В том, что  этот процесс финансируется кредитом, нет абсолютно ничего страшного: капитал только для того и существует, чтобы создавать новую стоимость, и только пока он пользуется спросом со стороны рискованных предпринимателей, может быстро расти богатство страны.

 

       Заключение 

       Главный вывод, который можно сделать: организация  – это реально существующее, но преходящее и “смертное” образование, которое функционирует не просто во времени, но в определенных временных рамках. Эти временные рамки могут “сжиматься” и “растягиваться” в зависимости от конкретного временного интервала (периода), в котором существует определенная фирма (от дней и месяцев до десятков и даже сотен лет).

       Таким образом, в жизненном цикле организации  отчетливо выделяются четыре этапа:

       I. Этап создания – период становления  организации, осознания своих  целей, творческого подъема (цели  двусмысленны, высокий творческий подъем).

       II. Рост. Этап коллегиальности –  период быстрого роста организации,  осознание своей миссии и формирование  стратегии развития (неформальные  коммуникации и структура, высокие  обязательства).

       III. Этап зрелости – период стабилизации  роста (развития) (формализация ролей, стабилизация структуры, акцент на эффективность).

       IV. Упадок – период замедления роста и резкого падения сбыта, период структурных изменений, дифференциация товаров (рынков), организация ищет новые возможности и пути удержания рынков (высокая текучесть кадров, нарастание конфликтов, централизация).

       Кривая  жизненного цикла характеризует  основную тенденцию изменений (исторического развития) организации. Эту закономерность необходимо учитывать при разработке стратегических и тактических планов развития организации, совершенствовании ее структуры и системы управления.

       Основными факторами, влияющими на средний  срок жизни экономической организации (фирмы), являются: размер фирмы, отрасль приложения, тип товара, степень комбинирования, диверсификации, горизонтальной и вертикальной интегрированности, технический уровень, общее состояние общенациональной и мировой рыночной конъюнктуры, успешность менеджмента (структура, стратегия, имидж, корпоративная идеология, корпоративная культура, уровень издержек и проч.) и многие другие.

       В работе были рассмотрены созданные в течение десятилетий разными авторами модели эволюции организации, причем в основе каждой из них лежит особая уникальная идея. Тем не менее, все модели в той или иной степени отражают сущность эволюции компании, описываемые с разных точек зрения.

       Отсутствие  единой объективной модели обусловлено  тем, что авторами не были произведены  полноценные длительные исследования, объектом которых стали бы организации, прошедшие полный жизненный цикл. Сложность подобных экспериментов помимо прочего состоит в том, что некоторые стадии могут занимать до нескольких лет и изучение подобных процессов в разных организациях может дать отличающиеся результаты. Однако в работе обозначены основные критерии, по которым возможно диагностирование организации на предмет пребывания ее на том или ином этапе эволюции.

       Успешное  развитие рассматриваемой мной компании свидетельствует лишь об одном – в России есть люди способные управлять. Да, именно люди. Ведь никакая стратегия, даже самая успешная, не позволит вам стать лидером рынка, если ваши рабочие будут вас не понимать, если вы не сможете найти общего языка с кредиторами и просто, если вы не умеете управлять.

       Если  же говорить о стратегиях применяемых ОАО «Уйский сыродельный завод», на стадиях жизненного цикла, то можно с уверенностью сказать, что на данный момент они являются успешными. При этом не идёт прямое копирование с книжки или с уст западных экспертов. Российский менеджер старается сделать её именно такой, чтобы она имела успех именно на российском рынке.

       Ближайшая перспектива развития завода – это  расширение производственных площадей, создание новых технологий и видов молочной продукции, отвечающих современным качественным требованиям, и в первую очередь, для широких, малозащищенных слоев населения по доступным ценам.

       Руководство завода учитывает передовой опыт других предприятий, но в большей  степени ориентируется на самостоятельный  анализ ситуации. Исходя из этого, приоритетными направлениями работы на предприятии являются улучшение профессиональной подготовки сотрудников, постоянное повышения качества выпускаемой продукции, соблюдение их социальных гарантий и прав, улучшение условий труда, разработка системы мотивации и вознаграждения.

       В целом, можно сделать вывод о том, что цель курсовой работы достигнута и поставленные задачи решены.

 

       Список  использованной литературы и источников 

       1. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. / Р. Акофф. М., Прогресс, 2005, 139 с.

       2. Беляев, А. А. Системология организации / А. А. Беляев, Э. М. Коротков. М., ИНФРА-М, 2000, 176 с.

       3. Лафта Дж. К. Теория организации: учеб. пособие. М., Проспект, 2006, 416 с.

       4. Мильнер Б.З. Теория организации: учебник. М., Инфра-М, 2002, 180 с.

       5. Смирнов Э. А. Основы теории организации. М., ЮНИТИ, 2000, 175 с.

       6. Щербина В. В. Социальные теории организации. М., ИНФРА-М, 2000, 246 с.

       7. Байбурин А. М. Уйский сыродельный завод [Электронный ресурс] / А. М. Байбурин. Режим доступа: http://usz74.ru/

       8. Моргунов, Е. Б. Модели жизненного цикла организации [Электронный ресурс] / Е. Б. Моргунов. Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/198166.html

       9. Сентюрева Н. А. Понятие и этапы жизненного цикла организации [Электронный ресурс] / Н. А. Сентюрева, С. В. Богданов. Режим доступа: http://www.standard-company.ru/standard-company27.shtml

       10. Теория организации на partnerstvo.ru. Жизненный цикл организации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://partnerstvo.ru/lib/to/node/36

Информация о работе Жизненный цикл организаций