Жизненный цикл организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Цель – рассмотреть на примере конкретной организации концепцию жизненного цикла.
Задачи: рассмотреть понятие и стадии жизненного цикла организации; осветить основные модели организационного развития; охарактеризовать развитие деятельности ОАО «МегаФон» в соответствии с концепцией жизненного цикла организации, выявить существующие проблемы, а также предложить направления совершенствования управления этой компанией на основе жизненных циклов организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1 Понятие и стадии жизненного цикла организации 5
1.2. Модели организационного развития 11
2. АНАЛИЗ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «МЕГАФОН») 19
2.1. Общая характеристика ОАО «МегаФон» 19
2.2. Анализ развития ОАО «МегаФон» за 1993-2008 гг. в соответствии с концепцией жизненного цикла организации 23
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОАО «МЕГАФОН» В СООТВЕТСТВИИ С ТЕОРИЕЙ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Работа содержит 1 файл

Жизненный цикл организации Курсовая.doc

— 233.50 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

      Жизненный цикл организации – ее предсказуемые изменения с определенной последовательностью состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходит организация, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными.

      Актуальность  темы определяется тем, что, рассматривая организацию как экономическую  систему с позиции стадий ее жизненного цикла, можно достаточно точно прогнозировать будущие характеристики организации  в целях оптимизации управленческого воздействия. Изучение жизненного цикла организации позволяет с определенной долей вероятности осуществлять прогнозирование наступления кризисных ситуаций и выбирать инструменты, позволяющие наиболее эффективно нейтрализовать их негативные последствия.

      Цель – рассмотреть на примере конкретной организации концепцию жизненного цикла.

      Задачи: рассмотреть понятие и стадии жизненного цикла организации; осветить основные модели организационного развития; охарактеризовать развитие деятельности ОАО «МегаФон» в соответствии с концепцией жизненного цикла организации, выявить существующие проблемы, а также предложить направления совершенствования управления этой компанией на основе жизненных циклов организации.

      Объект – ОАО «МегаФон».

      Предмет – жизненный цикл организации.

      Курсовая  работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. В первой главе приводятся теоретические основы изучения жизненного цикла организации, вторая глава посвящена анализу деятельности ОАО «МегаФон» в рамках рассматриваемой концепции, а в третьей главе рассматриваются направления совершенствования управления организацией. 

      Исследованиям жизненного цикла организации посвящено  большое количество литературы. Однако наиболее комплексно данная проблематика исследована в учебнике Б.З. Мильнера, Т.Ю. Базарова, Г.Р. Латфуллина, А.В. Райченко. Кроме того, для написания данной курсовой работы широко использовались данные отчетов ОАО «МегаФон» и материалы Интернета.

 

      1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ

      1.1 Понятие и стадии  жизненного цикла организации

 

      Рост  фирмы на рынке сопряжен с изменением ее организационных состояний, называемых стадиями жизненного цикла организации.

     По  мнению Мильнера, жизненный цикл организации  представляет собой совокупность предсказуемых изменений с определенной последовательностью состояний в течение времени [2, с. 194].

      В соответствии с концепцией жизненного цикла организации ни одна фирма (предприятие) не может слишком долго  оставаться в одном и том же состоянии, а всегда проходит несколько этапов своего развития, каждый из которых сменяется следующим, но зачастую не просто, а с переживанием трудностей, противоречий.

      Полный  жизненный цикл организации обязательно  включает такие стадии, как формирование организации, ее интенсивный рост или «размножение», стабилизацию и кризис (спад). Причем последняя стадия вовсе не обязательно должна завершаться «смертью» или ликвидацией организации. Вполне возможным считается и вариант ее «возрождения» или «преображения» (рис. 1.1). При этом периоды, проживаемые фирмой в рамках однотипных ценностных установок и фиксирующие, в первую очередь, специфику управленческих задач в определенный период функционирования организации, называются стадиями; а периоды, в которых организация принципиально изменяет внутренние ценности и ориентации, - циклами развития.

      Первая  стадия развития организации – ее формирование. На этой стадии для организации  важно найти тот товар, который  может быть предложен потребителю. Если организации удается найти свое место на рынке, «раскрутить» свой товар, то она может перейти в следующую стадию - интенсивный рост [5, с. 162].

1 - формирование  организации, 2 - интенсивный рост, 3 - стабилизация, 4 - кризис.

Рис. 1.1 Жизненные циклы организации

      На  второй стадии развития организация  растет, увеличивается объем продаваемого товара, увеличивается число персонала, количество филиалов, подразделений, направлений деятельности. Если организации удается удержаться на волне, стабилизировать источники дохода, закрепиться на рынке уже в качестве полноправного агента, то она может перейти к третьей стадии – стабилизации.

      На  третьей стадии для организации  важно максимально стабилизировать свою деятельность. Для этого она старается снизить себестоимость продукции за счет сокращения издержек и максимального нормирования собственной деятельности. Обычно в связи с изменчивостью рынка, потребителя цикл жизни товара, предлагаемого организацией, ограничен, что сказывается и на стадийности развития организации. После стадии стабилизации организация закономерно может перейти в следующую стадию – кризис, который характеризуется, как правило, снижением эффективности деятельности ниже границ рентабельности, потерей места на рынке и, возможно, гибелью организации [5, с. 163].

      Организация может сохраниться и перейти  вновь к следующему циклу развития только в том случае, если она  сможет найти новый, привлекательный  для потребителя товар, занять новое место на рынке. Если это удалось, то она уже в превращенном виде может вновь пережить стадии формирования, интенсивного роста и стабилизации, которые неизбежно будут сменены новым кризисом. В развитии организации кризисы неизбежны. По данным консультантов по управлению, даже самые консервативные компании, характеризующиеся устойчивым положением на рынке, переживают кризисы не реже чем раз в 50-60 лет, а в российских условиях – намного чаще.

      На  каждой стадии организация реализует  специфическую стратегию развития. Взгляд на организацию сквозь призму стадий развития позволяет более точно идентифицировать ее основные целевые и стратегические установки и ориентации. Более того, возникает возможность определить, в какой степени они адекватны внутренней ситуации в организации (табл. 1.2).

Таблица 1.2 - Соотнесение стадий жизненного цикла, типов стратегии организации  и особенностей персонала

Стадия. Цель Тип стратегии. Краткое описание Краткая характеристика стратегии Характеристика  особенностей персонала
1 2 3 4
Формирова-ние. “Заявка” на рынке товаров/ услуг Предпринима-тельская. Привлечь вни-мание к товару, найти своего потребителя, организовать продажу и сервис, стать привлека-тельным для клиента Принимаются проекты  с высокой степенью финансового риска, минимальным количеством действий. Ресурсы недостаточны для удовлетворения всех требований заказчика. В центре внимания - быстрое осуществление ближайших мер Работники должны быть новаторами, инициативными, контактными, с долговременной ориентацией, готовыми рисковать, не боя-щимися ответствен-ности. Малая сменяемость ведущих сотрудников
Интенсивный рост. Динамический  рост. Нарастающий Степень риска - меньшая. Постоянное сопоставление  текущих целей и создание Организационная закрепленность, тесное взаимодействие,
       
Продолжение табл. 1.1
1 2 3 4
“Размноже-ние  систем” рост объемов  и качества услуг и соответственно числа структур фундамента  для будущего. Письменная фиксация политики фирмы и основных процедур гибкость в  изменяющихся условиях, проблемная ориентация персонала
Стабилиза-ция. Закрепление на рынке, достижение максимального уровня рентабель-ности Прибыльность. Поддержание системы в равновесии В центре внимания - сохранение существующего уровня прибыльности. Минимизация затрат, возможно прекращение найма. Хорошо развита управленческая система. Созданы и действуют различного рода процедурные правила Служащие, достигающие  максимальных результатов (количества и качества) при невысоком уровне затрат и низком уровне риска
Спад. Прекращение нерентабельного, зат-ратного производства Возрождение Ликвидация. Ликвидация части производства, продажа с максимальной выгодой, как финансовой, так и психологической Продажа активов, устранение возможных убытков, в  будущем - сокращение работающих Работники, не приверженные фирме, готовые работать короткое время, узко ориентированные
  Предпринима-тельская/Ликвидация. Снижение объемов, поиск нового продукта и путей оптимизации деятельности Основное - спасти предприятие. Осуществляются действия по сокращению затрат с целью выжить в ближайшее время и обрести стабильность на длительную перспективу Гибкость к  изменяющимся условиям, ориентация на долгосрочные цели, самоотверженность, готовность переносить временный дискомфорт в условиях и оплате труда
 

      Организации проходят еще один временной цикл, более длительный по сравнению со стадийным, в котором можно выделить четыре различных типа ценностных установок [5, с. 163].

     Установка, характерная для цикла развития организации “тусовка”, ставит во главу ценности межличностного общения, создания внутрифирменной целостности на базе личных контактов, приверженности общим принципам коммуникации и подобным человеческим особенностям.

     Установка, характерная для цикла развития организации под названием “механизация”, связана с пониманием ценности упорядочивания, определенности деятельности, внутренней организации. Именно на данном цикле развития организация впервые сталкивается с необходимостью замены сотрудников, которые хорошо вписываются в личностную, неформальную структуру, но не могут быть эффективными специалистами.

     Установка, проявляющаяся в период цикла  развития “внутреннее предпринимательство”, провозглашает необходимость максимального  участия каждого из сотрудников  в “предпринимательском процессе”. Такое представление о ценностях говорит о том, что любой сотрудник организации должен подходить к реализации своей деятельности как предприниматель, который представляет товар на рынке. А поэтому любой сотрудник должен хорошо знать своего клиента (и внутрифирменного также), его потребности и работать так, чтобы его продукт находил сбыт.

     Установка, характерная для этапа “управление  качеством”, связана с всемерной  ориентацией всех и каждого на качество. В рамках данного цикла  каждый сотрудник организации должен озаботиться проблемой качества (соответствия представлениям заказчика о желаемом) итогового продукта, а для этого каждый из промежуточных продуктов (полуфабрикатов) должен быть максимально качественным. Хотя сама проблема понимания качества также будет требовать уточнения - что понимать под качеством конкретного товара.

      По  мнению Мильнера, организации имеют  некоторые исключительные характеристики, которые требуют определенной модификации понятия жизненного цикла. Один из вариантов деления жизненного цикла организации на соответствующие временные отрезки предусматривает следующие этапы (рис. 1.2) [2, с. 195].

      1. Этап предпринимательства. Организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели являются еще нечеткими, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения ресурсами. 

Рис. 1.2. Жизненный цикл организации 

      2. Этап коллективности. Развиваются инновационные процессы предыдущего этапа, формируется миссия организации. Коммуникации и структура в рамках организации остаются, в сущности, неформальными. Члены организации затрачивают много времени на развитие механических контактов и демонстрируют высокие обязательства.

      3. Этап формализации и управления. Структура организации стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Органы по выработке и принятию решений становятся ведущими компонентами организации. Возрастает роль высшего руководящего звена организации, процесс принятия решений становится более взвешенным, консервативным. Роли уточнены таким образом, что выбытие тех или иных членов организации не вызывает серьезной опасности.

      4. Этап выработки структуры. Организация увеличивает выпуск продукции и расширяет рынок оказания услуг. Руководители выявляют новые возможности развития. Организационная структура становится более комплексной и отработанной. Механизм принятия решений децентрализован.

      5. Этап упадка. В результате конкуренции, сокращающегося рынка организация сталкивается с уменьшением спроса на свою продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Увеличивается потребность в работниках, особенно наиболее ценных специальностей. Число конфликтов нередко увеличивается. К руководству приходят новые люди, предпринимающие попытки сдержать тенденцию к упадку. Механизм выработки и принятия решений централизован.

      1.2. Модели организационного развития

 

     Существуют  различные модели организационного поведения и развития. Общим в них является то, что для организаций, как и для продуктов или услуг существуют свои жизненные циклы. Как и в случае продуктов, жизненные циклы для различных типов организаций могут быть разными. Определенный интерес представляют собой модели, обобщающие основные этапы жизненных циклов.

     Одна  из самых ранних моделей была предложена 1951 г., с тех пор появилось довольно большое количество самых разнообразных  моделей, содержащих от 3 до 10 стадий организационного развития.

     Одна  из теорий жизненных циклов предложена американским исследователем И. Адизесом в конце 1980-х годов. Теория И. Адизеса концентрирует внимание на двух важнейших параметрах жизнедеятельности организации - гибкости и контролируемости (управляемости). Молодые организации очень гибки и подвижны, но слабо контролируемы. Когда организация взрослеет, соотношение меняется - контролируемость растет, а гибкость уменьшается [9, с. 15].

Информация о работе Жизненный цикл организации