Жизненный цикл организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 12:17, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: определение инструментария управления процессом развития предприятий в современных условиях хозяйствования на основе анализа жизненных циклов.

Содержание

Введение
1. Жизненный цикл организации
1.1. Этап предпринимательства. Становление
1.2 Стадия развития. Этап коллегиальности
1.3 Стадия зрелости. Этап формализации деятельности.

Работа содержит 1 файл

контрольная работа.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

     21

     Цель  работы: определение инструментария управления процессом развития предприятий  в современных условиях хозяйствования на основе анализа жизненных циклов.

     Задача  работы:

     Обосновать  целесообразность применения модели жизненных  циклов как инструмента управления изменениями на предприятиях.

     Провести  анализ различных видов жизненных  циклов и исследовать их взаимосвязи  на соответствующих уровнях управления экономикой.

     Предметом работы является совокупность теоретических, методологических и практических вопросов развития предприятий в современных условиях, динамика процессов изменений, диагностика и управления.

 

      Введение 

     1. Жизненный цикл организации

     1.1. Этап предпринимательства. Становление

     1.2 Стадия развития. Этап коллегиальности

     1.3 Стадия зрелости. Этап формализации деятельности.

     Введение 

     В теории менеджмента развивается  направление, в рамках которого исследователи  рассматривают организацию как  развивающийся во времени объект, имеющий жизненный цикл. Предполагается, что проектирование, развитие и поведение организаций может быть описано с помощью моделей, которые основываются на одной из процессных теорий - теории жизненных циклов. В основе теории жизненных циклов организации (ЖЦО) лежит аналогия с биологическими объектами. Однако, как отмечают российские исследователи, следует подчеркнуть ограниченность этой аналогии. Биологические организмы начинают умирать с первой минуты своего рождения. Смерть - это неизбежное будущее биологического объекта. Однако то же нельзя сказать об организации, поскольку никакая организационная жизнь сама по себе не подразумевает неизбежную смерть организации.

     Жизненный цикл организации - ее предсказуемые  изменения с определенной последовательностью  состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходит организация, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными.

     Жизненный цикл организации используется для  объяснения того, как продукт проходит через этапы рождения или формирования, роста, зрелости и упадка. Организации имеют некоторые исключительные характеристики, которые требуют определенной модификации понятия жизненного цикла. Один из вариантов деления жизненного цикла организации на соответствующем временном отрезке предусматривают определенные этапы:

     Таким образом, модель жизненного цикла принимает  следующий вид: зарождение и становление  организации, развитие, подразумевающее  заполнение выбранного рынка, зрелость, заключающаяся в удержании захваченной  части рынка, и старение, сопровождающееся вытеснением с рынка конкурентами или исчезновением рынка.

     Окончание жизненного цикла может состоять не только в упадке и исчезновении вида/организации, но и в распаде  на новые виды/организации, которые  в зависимости от начальных условий могут сразу оказаться на этапе зрелости или развития.

     1.  
Жизненный цикл организации

     1.1. Этап предпринимательства.  Становление

     Организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели еще нечеткие, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения.

     В эту стадию входят следующие явления: зарождение идеи, поиск единомышленников, подготовка к реализации идеи, юридическое  оформление организации, набор операционного  персонала и выпуск первой партии продукта. Уже на этом этапе организация является социосистемой, так как она состоит из людей, принадлежащих единой или сходным парадигмам. Каждый член организации обладает собственными культурными представлениями и системой ценностей. Совместная деятельность, которую начинают вести члены организации, запускает процессы формирования знаний на индивидуальном онтологическом уровне, когда опыт, получаемый каждым членом организации, перерабатывается в соответствии с личными убеждениями и представлениями. На этом же этапе начинается «ярмарка» знаний, когда в ходе совместной деятельности каждый член коллектива вольно или невольно демонстрирует собственную систему представлений, умения и навыки. Фирмы возникают добровольно, потому что они представляют более эффективный метод организации производства. На первом этапе своего развития фирма ведет себя как "серая мышка" - подбирает зернышки, которые упускают из виду более крупные рыночные структуры.

     На  этапе возникновения фирмы очень  важно определить стратегию конкурентной борьбы: Первая стратегия-силовая, действующая в сфере крупного производства товаров и услуг. Вторая стратегия - приспособительная: Задачи таких фирм: удовлетворять индивидуальные потребности конкретного человека. Третья стратегия нишевая глубокая специализация производства - то , что организация может делать лучше других.

     1.2 Стадия развития. Этап коллегиальности

     Этап  коллегиальности -- период быстрого роста  организа-ции, осознание своей миссии и формирование стратегии разви-тия (неформальные коммуникации и структура, высокие обяза-тельства).

     Происходит  рост компании: идет активное освоение рынка, рост интеграции особенно интенсивны. Успешность развития организации на этом этапе зависит:

     · от того, насколько полно понимают идеи лидера члены организации;

     · от того, насколько члены организации обогащают лидера идеями;

     · от готовности членов организации реализовывать  решения лидера;

     · от того, насколько эффективно построена  коллективная работа.

     Если  отбросить индивидуальные особенности как лидера, так и членов организации, то все эти факторы определяются групповыми представлениями и ценностями -- тем, что образует базис организационной культуры. Этот этап можно условно назвать периодом формирования базиса организационной культуры. На нeм успех и неудачи организации активно перерабатываются на всех уровнях организации: индивидуальном, групповом, организационном. Опыт, накопленный на предыдущей стадии, проходит через активную проработку. Процессы экстернализации и комбинации знаний выходят за рамки индивидуального онтологического уровня и поднимаются до уровня группового и организационного: ценности отдельных членов коллектива трансформируются в групповые ценности, согласовываются цели, происходит формирование видения организации как отдельной сущности, осознание еe взаимоотношений с внешней средой, формируются правила взаимного сосуществования как членов организации между собой, так и по отношению к субъектам внешней среды. Для максимально разностороннего и быстрого развития организации на этой стадии особое внимание следует уделять процессам комбинации и интернализации знаний на организационном уровне. Это обеспечит распространение элементов организационной культуры среди всех членов организации.

     1.3 Стадия зрелости. Этап формализации деятельности.

     Этап  формализации деятельности -- период стабилизации роста (развития) (формализация ролей, стабилизация структуры, акцент на эффективность).К  этой стадии компания приходит с багажом  прошлого опыта. Представления, показавшие свою адекватность и эффективность, связываются в единую картину мира, охватывая разнообразные стороны социальной жизни. На этом этапе, на организационном онтологическом уровне наиболее интенсивны процессы интернализации, когда знания, полученные и переработанные организацией на предыдущих этапах, получили свое выражение через провозглашенные ценности: миссию организации, цели и символы (артефакты) и проходят процесс индивидуального осознания.

     Зрелость  организации означает, что ей удаeтся  сохранять устойчивое положение во внешней среде; показывает, что остальные процессы переработки опыта и встраивания его в существующую систему представлений имеют явное выражение в базисных представлениях организационной культуры и подкреплены мощно влияющими на членов организации артефактами. Эти артефакты обеспечивают широкое распространение парадигм организации среди еe членов и передаются новичкам как история успеха. Если на предыдущих этапах развития организационная культура сильно подвержена любому влиянию со стороны культуры лидеров, внешней среды, то на этапе зрелости она становится обычным правом, оказывающим влияние на все стороны жизнедеятельности организации.

     1.4 Этап реструктуризации

     период  замедления роста и структурных изменений, дифференциация товаров (рынков), предвидение новых потребностей (стремление к комплексности, децентрализация, диверсифицирование рынков).

     1.5 Стадия старости. Этап спада.

     Этап  спада - период, характеризующийся резким падением сбыта и снижением прибыли; организация ищет новые возможности и пути удержания рынков (высокая текучесть кадров, нарастание конфликтов, централизация).

     Стадию  старости организации определяется как противоречие между ней и  окружающей средой, которое выражается или в появлении конкурентов, вытесняющих организацию с занятого рынка, или в исчезновении рынка.

     В такой ситуации получаемый организацией реальный опыт не фиксируется в существующих знаниях организации. В результате базовые представления перестают  адекватно интерпретировать реальные события, а провозглашенные ценности членами коллектива не воспринимаются как ценности.

     Это означает, что механизмы, обеспечивавшие трансформацию знаний организации, по каким-либо причинам исчезают и происходит разрыв в цепочках формирования знаний. Происходит накопление неформализованных  знаний, которые между тем никаким образом не встраиваются в существующую систему представлений.

     2.0 Методика анализа жизненного  цикла организации

     Время от времени любые организации, даже наиболее успешные, вынуждены приостанавливать свой бег, чтобы взглянуть на себя со стороны, оценить сложившуюся ситуацию, осмыслить собственный опыт и ответить на ряд важных вопросов: - Что представляет собой наша организация сегодня? 
- Чего мы достигли, чего - нет?

     - Какие у нас накопились противоречия  и трудности?

     - Почему их не удается в полной мере преодолеть?

     - Что нужно изменить для того, чтобы эти проблемы и трудности  преодолевались легче и быстрее?

     Жизненный цикл организации (ЖЦО) - точки "перелома": причины и антикризисные (инновационные) действия. Использование методики анализа ЖЦО производится для определения направления изменений в деятельности организации. Модель жизненных циклов является одним из инструментов менеджмента, наиболее объективно отражающим процесс развития предприятия. Согласно концепции жизненного цикла организации ее деятельность проходит пять основных стадий:

     1. рождение организации: главная  цель заключается в выживании;  руководство осуществляется одним  лицом; основная задача - выход  на рынок; 

     2. детство и юность: главная цель - получение прибыли в ближайшей перспективе и ускоренный рост; стиль руководства жесткий; основная задача - укрепление позиций и захват рынка; задача в области организации труда - планирование прибыли, увеличение заработной платы, предоставление различных льгот персоналу;

     3. зрелость: главная цель - систематический сбалансированный рост, формирование индивидуального имиджа; эффект руководства достигается за счет делегирования полномочий; основная задача - рост по разным направлениям деятельности, завоевание рынка; задача в области организации труда - разделение и кооперация труда, премирование в соответствии с индивидуальными результатами;

     4. старение организации: главная  цель - сохранение достигнутых результатов;  эффект руководства достигается  за счет координации действий, основная задача - обеспечить стабильность, свободный режим организации труда, участие и прибылях;

     5. возрождение либо исчезновение: главная цель состоит в обеспечении  оживления всех функций; рост  организации достигается за счет  сплоченности персонала, коллективизма; главная задача - омоложение, внедрение инновационного механизма, внедрение научной организации труда и коллективное премирование.

     Организационная диагностика проводится в несколько  этапов с помощью специальных  методов.

     1.Анализ  характеристик организации

Информация о работе Жизненный цикл организации