Законы организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы проанализировать следующие законы организации:
• закон самосохранения;
• закон развития;
• закон композиции и пропорциональности;
• закон необходимого разнообразия.

Содержание

Введение
1. Понятия «закон», «закономерность», «зависимость»………………4
2. Закон самосохранения...………………………………………………5
3. Закон развития…………………………………………………………11
4. Закон необходимого разнообразия...…………………………………17
5. Закон композиции и пропорциональности…………………………...21
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 159.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение

1.     Понятия «закон», «закономерность», «зависимость»………………4

2.     Закон самосохранения...………………………………………………5

3.     Закон развития…………………………………………………………11

4.     Закон необходимого разнообразия...…………………………………17

5.     Закон композиции и пропорциональности…………………………...21

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Все решения и процессы, принимаемые человеком, или его поступки, так или иначе, подчиняются некоторым осознанным или неосознанным зависимостям. Из категории протекание процесса вытекает понятие закона.

Закон – это общепринятое правило, которое признается обязательным для исполнения. Все живое и неживое на земле подчиняется законам природы. Жизнедеятельность людей регламентируется законами общественного развития и постановлениями государственной власти. Конституция — основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и устанавливающий основы политической, правовой и экономической систем страны. Каждого человека в той или степени касается кодекс законов о труде. Существуют неписаные законы нравственности.

Применительно к социальным организациям под законом понимается устойчивая, объективная связь явлений или событий, присущая достаточно большому количеству организаций и обладающая неизбежной повторяемостью в сходных условиях. Социальные законы определяют отношения между людьми и группами и проявляются в процессе их деятельности. В соответствии с социальными законами складываются отношения между организациями и людьми, работающими в этих организациях. Многие из социальных законов фиксируются в форме законодательных актов либо нормативных документов, определяющих поведение больших групп людей.

В отличие от законов материального мира действие одного и того же социального закона может обладать различной степенью интенсивности в однотипных ситуациях, что вынуждает нас рассматривать социальный закон не как постоянную

характеристику или устойчивую связь явлений, а как некоторую тенденцию, имеющую определенную степень достоверности. Эта особенность действия социальных законов существенно отличает их от большинства законов, известных в естественных науках.

Законы играют решающую роль в теории организации, поскольку они образуют фундамент этой дисциплины, способствуют переходу от эмпирического к логическому методу познания, позволяют использовать в процессах управления конкретными организациями научно обоснованные методы предсказания дальнейшего развития событий.[1]

Организации - это 1) социальные системы, т.е. люди, объединенные в группы; 2) их деятельность интегрирована (люди работают вместе, сообща) и 3) их деятельность регулируется определенными законам.

Законы организации образуют теоретический фундамент и позволяют правильно оценить возникающую ситуацию, умело управлять деятельностью организации, сохранять достигнутого уровня развития и анализировать зарубежный опыт.

Учитывая вышеперечисленное, в настоящее время тема «Законы организации» является актуальной и требует дальнейшего рассмотрения.

Цель данной работы проанализировать следующие законы организации:

• закон самосохранения;

• закон развития;

• закон композиции и пропорциональности;

• закон необходимого разнообразия.

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятия «закон», «закономерность», «зависимость»

 

Упорядочивание организационных процессов соответствует определенным законам организации, основанным на закономерностях и зависимостях.

Закон — отражение объективных и устойчивых связей, проявляющихся в природе, обществе, человеческом мышлении. Эти связи могут носить всеобщий или частный, количественный или качественный характер, относиться к законам функционирования или законам развития, законам динамическим или законам статическим.

Близким, но не аналогичным понятию закон является понятие закономерность, отражающее логику и последовательность в явлениях, которые относятся к определенному месту и времени. В основе закономерностей лежат количественные и качественные зависимости между ними.

Зависимость — отношение одного явления к другому как отношение следствия к причине.

Таким образом, прослеживается явная взаимосвязь между зависимостью как причинно-следственным отношением одного явления к другому, закономерностью как объективно существующими устойчивыми связями между явлениями, их причинами и следствиями, и законами, отражающими общие, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями.

Все это непосредственно относится к законам организации и характеризует их как выявление устойчивых организационных связей целого.[2]

 

 

 

 

 

 

 

 

Закон самосохранения

Воздействие на организацию внешних и внутренних возмущений приводит к возрастанию энтропии, характеризующей меру беспорядка системы, меру вероятности пребывания ее в данном состоянии. Организация считается успешной, если она делает систему устойчивой относительно некоторого состояния равновесия.

Все организованные системы стремятся к равновесию. Но многим из них это не удается. Организация, переходя из любого состояния к состоянию равновесия, переходит от большого числа состояний (хаоса) к меньшему (порядку). Таким образом, система стремится к выживанию, самосохранению.

Теоретической основой для анализа и характеристики общего состояния организации служит закон самосохранения, а значит, закон выживания конкретной системы. Не случайно У. Эшби считает выживание основным критерием эффективности ее функционирования.

Закон самосохранения утверждает: организованная система стремится сохранить себя как целостное образование и использует для этого весь свой потенциал.

Однако следует иметь в виду, что организованные системы динамичны и поэтому для них характерно состояние подвижного равновесия. В рамках состояния подвижного равновесия имеют место замкнутые преобразования, когда параметрические характеристики системы в пространстве и во времени находятся в относительном равновесии, например, число работающих станков, численность занятого персонала, величина незавершенного производства, качество продукции, объем производства и т. д. Хотя очевидно, что значения названных параметров как в пространстве, так и во времени будут иметь незначительные допустимые колебания от некоторого среднего равновесного состояния.

Значения допустимых колебаний параметрических характеристик определяются величиной допустимых отклонений. Если эти отклонения превысят допустимые значения и достигнут некоторых пороговых величин своих переменных, то система в своем движении и развитии начнет уходить от своей жизнеспособной траектории. Например, если текучесть кадров возрастает, то это приводит к снижению качества и повышению себестоимости продукции. А качество и цена продукции— это главные факторы жизнеспособности и самосохранения организации в условиях рынка. Если качество продукции снижается, а цена возрастает, спрос на продукцию падает, организация перестает получать средства, необходимые для поддержания равновесия, жизнеспособности (например, нечем платить зарплату, не на что приобрести сырье и  материалы и т. д.), то предприятие в своем развитии достигает точки бифуркации и вынуждено выбирать новую траекторию развития, новую структуру организации либо прекратить свое существование.

Таким образом, действующая организация стремится к достижению равновесия, которому свойственно движение и развитие по некоторой восходящей траектории. В этом случае допустимо применять понятие равновесия, если система стабильно развивается по известному закону, например, если предприятие стабильно увеличивает объемы производства, повышает качество продукции, обеспечивает рост занятости населения и рост зарплаты, то можно считать, что фирма находится в состоянии равновесия.

При анализе общего состояния организации следует иметь в виду два вида равновесия: статическое и динамическое.

При статическом равновесии имеет место стабильный, плавный рост и развитие организации, например, темпы роста объема производства 10% в год. Организация находится в статическом равновесии, если его структура во времени не меняется.

При динамическом равновесии имеет место качественный скачок, резкий рост и развитие организации, например, темпы роста объема производства более 62% в год. При динамическом равновесии имеет место структурная перестройка, например, совершенствование производственной структуры цеха с одновременным частичным или полным обновлением структуры станочного парка и перестройкой структуры управления цехом.

Структурная перестройка, свойственная динамическому равновесию, качественно обновляет структуру элементного состава, их связи и взаимодействие. При этом качественно меняется движение материальных производственных и информационных потоков, что приводит к повышению экономического потенциала системы. Так, например, переход с технологической формы специализации участков цеха на предметную и подетальную способствует существенному улучшению следующих экономических показателей:

• производительность труда повышается на 20-40%;

• трудоемкость обработки снижается на 15-30%, а себестоимость - на 8-10%;

• длительность производственного цикла сокращается на 60-70%;

• объем незавершенного производства сокращается на 50-60%.

В этом случае мы наблюдаем переход системы из статического равновесия в динамическое. Для этого перехода характерны:

• структурные преобразования;

• динамическое равновесие;

• скачкообразный рост и развитие.

Важнейшей характеристикой системы, связанной с выживанием, является устойчивость.

Устойчивость — это способность системы эффективно функционировать в условиях внешних воздействий и внутренних возмущений.

Понятие устойчивости относится к трем составляющим системы функциональной, элементной и структурной. Функциональная составляющая должна обеспечить реализацию процессов, операций, решаемых задач, связанных с логикой функционирования системы. Элементная составляющая должна быть представлена необходимым набором элементного состава, обеспечивающим целостность системы. И наконец, структурная составляющая предполагает установление структуры системы, задание ясной и точной цели для каждой ее структурной части и реализацию задач, предписанных им (частям) функциональным назначением. Наличие структуры организации, объединяющей элементы в единое целое и определяющей правила и направленность (план) их взаимодействия (связи), является необходимым условием существования системы, ее самосохранения.

Способность системы сохранять функциональную, элементную и структурную устойчивость при внешних воздействиях и внутренних возмущениях может быть обеспечена за счет экстенсивных и интенсивных факторов.

К экстенсивным факторам обеспечения устойчивости системы относятся факторы, связанные с дополнительными затратами времени и ресурсов (финансовых, технологических и др.), например, увеличение числа станков, рабочих и т. п. Такой вид устойчивости соответствует статическому равновесию и ведет к увеличению числа элементов.

К интенсивным факторам обеспечения устойчивости относятся факторы, ориентированные на новые прогрессивные технологии, высокопроизводительное оборудование, более совершенные системы менеджмента, формы организации и планирования производства, передовые методы организации труда (многостаночное обслуживание, бригадная форма организации труда, совмещение профессий). Такой вид устойчивости в зависимости от состава и масштаба привлечения интенсивных факторов может соответствовать как статическому, так и динамическому равновесию, при котором возмущающие воздействия подавляются с помощью внутренней перестройки структуры, увеличения разнообразия элементов и напряженности связей и нового роста параметрических характеристик системы.

Однако способность системы поддерживать функциональную, элементную и структурную устойчивость при внешних возмущениях небезгранична. Например, если имеет место резкое падение спроса на производимую продукцию, в результате неожиданной интервенции аналогичной отечественной или зарубежной продукции, продаваемой на рынке по более низкой цене, то возмущающее воздействие такого рода не может быть компенсировано. Система не запрограммирована на такого рада отклонения. Аналогичная ситуация может возникнуть и в случае, если интенсивность поступления возмущающих воздействий превышает возможность ответных реакций системы. Следовательно, для любой системы существует область устойчивости. Способность системы обеспечить устойчивость ее функционирования называется живучестью системы.

Самой «живучей» системой является церковь, которая, несмотря на драматические эпизоды своего развития, продолжает свое существование.

Способность социальной системы эффективно функционировать в условиях внешних и внутренних случайных воздействий тесно связана с решением проблемы резервирования.

Резервы — это потенциальные (неиспользованные) конструктивно-технологические, планово-организационные, экономические и управленческие возможности дальнейшего роста и повышения эффективности функционирования системы.

Для обеспечения устойчивости системы она должна быть наделена определенным (нормативным) уровнем резервов.

Информация о работе Законы организации