Закон самосохранения и борьба за выживание

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 19:11, реферат

Описание работы

Возможность свободной конкурентной борьбы между рыночными субъектами – одно из условий реального существования рынка. Соответственно, наличие свободной конкуренции может рассматриваться как один из главных признаков рыночных отношений в экономике. Рыночная экономика, характеризующаяся высокой степенью неопределенности в поведении потребителей и конкурентов, а также будущих изменений в окружающей среде организации, определяет необходимость надежных ориентиров развития и адекватных обобщающих сравнительных оценок результатов деятельности организаций

Содержание

Введение 3
Глава I Понятие Организация 4
Глава II Закон самосохранения и борьба за выживание 7
2.1 Борьба за ресурсы 13
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Работа содержит 1 файл

теория организации.docx

— 36.37 Кб (Скачать)

приспосабливаться к внешней среде, уметь использовать происходящие в ней

изменения в  своих интересах.

     Для оценки «запаса прочности» деловой  организации необходимо

пользоваться  понятием устойчивого и неустойчивого равновесия баланса позитивных и негативных факторов.

Состояние устойчивого равновесия отличается тем, что если отрицательные возмущающие воздействия на организацию не превосходят некоторого порогового значения, то организация быстро приспособится к новым условиям окружающей среды и вновь вернется в устойчивое состояние.

     Организация, находящаяся в состоянии неустойчивого  равновесия, даже при незначительных возмущающих воздействиях теряет свою устойчивость.

     Устойчивое  состояние функционирования организации  является необходимым элементом  при создании инвестиционной привлекательности  деловой организации.

     Неустойчивость  функционирования организации может  быть обусловлена не только материальными, но и психологическими факторами, такими как высокий уровень конфликтности  коллектива, безынициативность менеджера и т. п., что затрудняет заключение долгосрочных партнерских отношений, предоставление кредитов, выделение инвестиций.

Для обеспечения  устойчивости функционирования организации  необходимо осуществлять мероприятия:

  1. Организационно-экономического характера:
  • создание резервного денежного фонда;
  • увеличение доли высоколиквидных материальных фондов;
  • использование диверсификации деятельности;
  • установление постоянных партнерских отношений;
  • использование контрактов форвардного типа;
  • совершенствование структуры управления;
  • автоматизация производства;
  • использование ноу-хау и освоение новых технологий работы;
  • активизация маркетинговых исследований с целью выявления

новых возможностей организации.

  1. Мероприятия социально-психологического характера:
  • разработка системы повышения профессиональной пригодности персонала;
  • регулярная оценка уровня профессиональной и психологической пригодности персонала;
  • улучшение социально-бытовых условий;
  • разработка системы мотиваций экономического и социального характера;
  • создание кадрового резерва из людей, входящих в состав организации и из внешней среды;
  • проведение мероприятий по борьбе с конфликтными ситуациями;
  • разъяснение сотрудникам значимости их труда в обеспечении устойчивого существования организации.

     При разработке мероприятий в первую очередь должно быть выполнено диагностическое обследование, при котором составляется перечень проблемных ситуаций, которые могут привести к краху в случае изменений условий существования.

     Составление списка потенциальных угроз существованию  организации, анализ этих угроз и предварительная разработка сценариев поведения в экстремальных ситуациях значительно повышают шансы выживания деловой организации.

 

2.1 Борьба за ресурсы

     В рыночной экономике действует следующий  исходный принцип: "Каждый субъект  вправе избирать для себя произвольную форму экономической, хозяйственной  деятельности, кроме запрещенных  законом,  ввиду их  общественной опасности". Следует отметить, что  в рынке реализуется  и принцип  всеобщности. Он обусловливает комплексность  рыночного хозяйства, где не должно быть структур, не пользующихся товарно-денежными  отношениями, которые являются наиболее важными атрибутами рынка в экономике.

     Есть  много организаций которые занимаются изготовлением одного и того же продукта или услуги. Между ними постоянно идет борьба за место на мировом рынке. Им приходится конкурировать между собой.

     Основным  фактором, определяющим функционирование и развитие организации, является конкуренция  за ресурсы. Как борьба за ресурсы  явилась основным условием эволюции жизни на планете, так и конкуренция  является движущей силой прогресса. По мере роста спроса на какой-либо ресурс, неизбежно возникает его  рынок, на котором закономерным образом, устанавливается равновесие между  спросом и предложением.

     Для выживания, организация должна успешно  конкурировать за ресурсы на каждом из трех основных рынков: рынке капитала, рынке рабочей силы и рынке  сбыта своей продукции. Конкурентные стратегии на рынке сбыта хорошо изучены и широко освещены в литературе по маркетингу. В то же время фактор конкуренции на рынке труда и  капитала осознается управленцами и  даже специалистами в области  менеджмента не в полном размере. Зачастую это выражается в подмене  понятий: провозглашаются теории социальной, научаемой или кооперативной  организации, в то время как суть этих теорий заключается в получении  максимального трудового ресурса  при наименьших затратах.

     Рынок капитала предлагает инвестиции в основной капитал и займы в обмен  на доходность выше среднерыночной, или  хотя бы перспективы получения такой  доходности в перспективе. Для обеспечения  максимальной прибыльности, организация  должна выстроить эффективную и  производительную структуру, разработать  оптимальный технологический процесс  и осуществлять рациональное управление финансами. Показателем конкурентоспособности  на рынке капитала всегда является низкая себестоимость продукции  и высокая доходность операций.

     Рынок трудовых ресурсов предлагает организациям выполнение различных работ. Здесь  важно разделять понятия "работник" и "работа", ведь одно и то же количество сотрудников может осуществлять разное количество работы, в зависимости  от квалификации, мотивированности или  физического состояния. Можно сказать, что работа предоставляется в  обмен на некое количество мотивирующих факторов, приносящих удовлетворение сотрудникам. Пытаясь быть конкурентоспособными на рынке труда, организации разрабатывают  различные схемы поощрения персонала, как материальные, так и нематериальные.

     Рынок потребителей представляет собой основную арену действий любой организации. Рынок предоставляет запросы  потребителей, подкрепленные денежными  средствами, в обмен на товары и  услуги, предоставляющие для потребителя  как можно более высокую ценность. Для завоевания рынка компании реализуют  маркетинговые программы, определяющие и реализующие реальные потребности  клиентов, путем разработки новых  и повышения ценности существующих товаров и услуг.

     Очевидно, что кроме описанных, на организацию  действуют и другие факторы конкуренции  окружающей среды, такие как борьба за основные средства, природные ресурсы, государственные преференции и  другие. Возможно, по мере роста конкуренции  и усиления борьбы за выживание, наличие этих ресурсов будет в большей степени определять жизнеспособность той или иной организации.

     Условия внешней среды заметно отличаются для разных видов деятельности. Под  их влиянием формируется структура  организации, ее оптимальный размер, механизмы управления и мотивации, комплекс маркетинга. В процессе конкуренции  выживают наиболее эффективные формы  управления, которые можно подразделить по вышеописанным признакам на роды и виды. В связи с этим бесполезно рассуждать о том, какие формы  организационного устройства являются наиболее прогрессивными, следует лишь говорить, что та или иная форма  наиболее приспособлена к конкретным условиям рынка. 

Заключение

     При условиях рыночной экономики предприятиям и организациям необходимо быстро реагировать  на изменения внешней среды и  адаптировать эти организационные  структуры к этим изменениям

     При рыночных отношениях и наличии острой конкурентной борьбы происходит естественный отбор организаций, наиболее приспособленных  к сложившимися условиям. Организации, не удовлетворяющие потребностям общественного  развития, обречены на гибель.

     Если  руководитель и подчиненные знают  о законе самосохранения это будет  благоприятно отражаться на организации. Все работники в рамках своих  полномочий и ответственности, заранее  предполагают, что организация в  условиях рыночной экономики может  оказаться в неблагоприятных  условиях. Дорожа своим рабочим местом, они в плановом порядке по степенно создают новые ресурсы, укрепляют старые связи, снижают отрицательные влияния или переводят их на пользу себе.  

Список  использованной литературы

  1. Зорин С.Ф. Эволюционные подходы в теории организации. – СПб. – 2005. – с.243
  2. Мильнер Б.З. Теория организаций. - М.:ИНФРА-М, 2005
  3. Смирнов Э.А. Основы теории организации. Учебное пособие для вузов. М.: Юнити, 2005.
  4. Шеметов П.Т. Теория организаций. Курс лекций. М.: ЮНИТИ. – 2004. – с.176
  5. Арутюнова Л. М.,. Пирогова Е. В. Теория организации: учебное пособие – Ульяновск: УлГТУ, 2007. – 110 с.
  6. Иванова Т. Ю., В. И. Приходько В. И. Теория Организации. Краткий курс. 2004
  7. Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организаций. Учебное пособие
  8. Электронный учебник Теория организации (http://de.ifmo.ru)
  9. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Учебник.Теория организации. Изд-во "Экзамен". 2002
  10. Игнацкая М.А. Курс лекций по курсу «Теория организаций» (http://www.humanities.edu.ru)

Информация о работе Закон самосохранения и борьба за выживание