Внутренняя среда организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 10:33, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является изучение составляющих внутренней среды организации и практического значения.
Задачами данной курсовой работы являются
Изучить теоретические аспекты понятия внутренняя среда организации. Выделить и проанализировать её основные составляющие.
Провести анализ внутренней среды ЗАО фирмы «Система». Проследить тенденции внутренней среды в данной компании.
Разработать систему мероприятий, по совершенствованию отдельных составляющих внутренней среды фирмы, с расчетом их эффективности.

Работа содержит 1 файл

Глава 1.docx

— 83.51 Кб (Скачать)

- перспектива  приобрести новые знания и  навыки;

- обогащение  содержания труда (предоставление  более интересной работы с  перспективами должностного и  профессионального роста).  

       Морально-психологические методы  мотивирования включают в себя:

- создание  условий, способствующих формированию  профессиональной гордости, личной  ответственности за работу (наличие  известной доли риска, возможность  добиться успеха);

- присутствие  вызова, обеспечение возможностей  выразить себя в труде;

- признание 

- высокие  цели, воодушевляющие людей на  эффективный труд (любое задание  должно содержать в себе элемент  вызова);

- атмосфера  взаимного уважения, доверия. 

     Своеобразным  комплексным методом мотивации  является продвижение в должности. Однако этот метод внутренне ограничен.

     В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и  их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо  использовать в управлении предприятием все три группы методов. Для достижения максимальной эффективности необходимо применение духовной мотивации.

      1. Системы классификации технологий организации.

     С точки зрения технологии организация  — это место, где производится определенного вида работа, где энергия  участников направлена на трансформацию  материалов или информации.

     Понятию “технология” приписывают обычно три значения.

  1. Технология представляется как система физических объектов соединенных между собой определенным образом, для выполнения поставленных перед организацией целей.
  2. Технология часто понимается в узком, “механическом” смысле.
  3. Термин  «технология»  используется для обозначения совокупности знаний о процессах, протекающих в данной сфере функционирования организации. Технологию в таком понимании можно трактовать как систематизированное знание о наиболее полезных практических действиях.

     Применение  технологий в организации во многом связано с социальными и социально-психологическими факторами, поскольку наиболее эффективные  действия в рамках определенной технологии зависят от системы установок  и степени восприятия нормативных  технологических образцов членами  организации. Для понимания проблем технологии в организации нужно классифицировать основные технологические подходы и понять их социальное значение.

     Классификация технологии по Дж. Вудвард.

     Данная  предложена английским социологом Дж.Вудвард и коллективом ее сотрудников на основе исследования 100 промышленных предприятий в Южном Эссексе (Англия). Эти предприятия существенно различались по размеру, областям деятельности, управленческим структурам, по объему управления. Вудвард применяла методы интервьюирования, наблюдения и анализа операций. При этом фиксировались: назначение предприятия, цели и значительные события в его истории; используемые технологические процессы и методы производства; результаты деятельности предприятия, включая изменения в доле рынка, рост в области ее специализации и колебания в стоимости акций. На основании полученных данных была построена технологическая шкала (приложение 3). В ходе исследований Вудвард выделила три основных типа технологий производства в порядке возрастания сложности: штучное производство; массовое; перерабатывающее.

       Организационно наиболее простыми  оказались предприятия, осуществляющие  штучное и мелкосерийное производство. При увеличении сложности растут  требования и к прямым исполнителям, и к работникам, обслуживающим  процесс производства, участвующим  в переналадке старых и разработке новых, более сложных технологических цепочек. При этом возрастает количество операций и число людей, обслуживающих технологические линии, в связи с чем неизбежно возникает проблема усиления управленческого контроля (приложение 3.1) Недостаток классификации Вудвард — полная привязка к определенным видам производства, что резко ограничивает возможности общей оценки перерабатывающих технологий.

     Классификация технологий Дж. Томпсона.

       Американский исследователь Дж.Томпсон предложил классифицировать организационные технологии по степени снижения неопределенности в деятельности исполнителей, имея в виду следующее: технологии, построенные по принципу постоянных технологических цепочек (последовательности операций), могут полностью исключить технологическую неопределенность, но это сопровождается максимальным разделением труда и соответственно отчуждением работников, а технологии, основанные на коротких и изменяемых технологических цепочках, характеризуются максимальной технологической неопределенностью, но предполагают большую свободу и творчество для членов организации.

     Всего, по мнению Томпсона, существуют три  основных вида технологий9: [107. С. 296].

    1. Многооперационные технологии - позволяют осуществлять производственный процесс за счет выполнения работниками последовательных операций, составляющих непрерывную и неизменяемую цепочку действий, когда каждая последующая операция полностью зависит от первой и не может быть выполнена на последующих стадиях технологического процесса.

     Это предполагает наличие жестко формализованной  структуры с высокой степенью управленческого контроля. Такие  технологии достаточно уязвимы.

    1. Посреднические технологии характеризуются коллективной, или параллельной, зависимостью и переплетением нескольких технологических процессов. При этом параллельные технологические процессы связаны между собой по принципу обратной связи10 [34. С. 99].
    2. Интенсивные технологии отличаются большим количеством коротких технологических цепочек, которые сходятся на изготовлении одного сложного продукта. Подобного рода технологии обладают большой гибкостью и приспособляемостью к изменениям во внешней среде организации. Они «представляют собой адекватную реакцию на различные непредвиденные обстоятельства»11 [107. С. 297]. Гибкость реакции на воздействие внешней среды, приспособляемость при интенсивных технологиях во многом определяются тем обстоятельством, что каждая технологическая цепочка достаточно короткая и относительно автономная. Интенсивная технология наиболее эффективна в организационной структуре, характеризующейся высокой горизонтальной дифференциацией, слабой централизацией и формализацией.
 

     Классификация технологий Ч. Перроу.

     Американский  ученый Ч. Перроу предложил классификацию технологий, основанную на соединении методов изготовления продукта, принятия решений и учете влияния социальной структуры. Под технологией в данном случае понимаются «действия, которые осуществляет индивид над объектом при помощи или без помощи орудий и других приспособлений с целью изменить данный объект»12 [34. С. 94]. Перроу выявил два параметра, характеризующих все существующие технологии по их содержанию: количество исключений - изменчивость задания13 [107. С. 295]; степень аналитичности задания, т.е. возможность анализа задания исполнителями с целью разработки алгоритма — строгой последовательности выполнения операций, учитывающей вероятность исключений. Перроу выделяет следующие виды технологий.

     1. Ремесленные технологии.

     2. Рутинные технологии характерны  для организаций с высокой  степенью стандартизации, максимальным  разделением труда по операциям  и обязательным наличием частичных  рабочих. 

     3. Инженерные технологии - характеризуются высокой степенью расчета всех исключений из правил, составлением сложных алгоритмов действий в измененных ситуациях, составлением рабочих программ, усложненных технологических цепочек, предусматривающих возможности изменения рабочих мест и содержания операций. Этот подход считается наиболее прогрессивным в современных условиях, и его использование особенно перспективно в информационных технологиях, характеризующихся большим количеством нестандартных случаев, которые необходимо предвидеть и включить как часть в технологический процесс.

     4. Нерутинные технологии. Эти технологии требуют от исполнителей нестандартных решений, постоянного поиска нового. Развивающаяся организация, использующая последние достижения современной науки; проникающая в малоисследованные области деятельности, связанная с быстро изменяющимся рынком, применяют нерутинные технологии. Данные технологии относятся к разряду рискованных, их стараются использовать только в периоды формирования организации и ее адаптации к внешней среде или в тех случаях, когда само производство продукта связано с постоянным поиском новых технологических цепочек, новых организационных форм, новых норм взаимодействия между членами организации и т.д.

     Надо  заметить, что рациональное  использование  и сочетание различных технологий оказывают влияние не только на производственный процесс, но и на персонал. Любая  даже самая инновационная технология не воплотится в жизнь, без участия  человека, т.е. персонала организации.

       Нельзя недооценивать роль внутренней среды, так как именно она и является основой существования любой организации.

    1. Методы анализа внутренней среды организации.
  

    Глубокий  и тщательный анализ внутренней  среды является необходимой предпосылкой  принятия управленческих решений. 

     Экономическая информация – это конкретное выражение  происходящих внутри фирмы процессов. Без такой информации и ее анализа невозможно эффективное функционирование и развитие производственно-сбытовой деятельности фирмы.

     Анализ  сильных и слабых сторон фирмы.

       Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, как: сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны - это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них.

Дж. Пирсом и Р. Робинсоном14 (Pearce and Robinson, р. 187) был выделен набор ключевых внутренних факторов, которые могут быть источником как силы, так и слабости организации. Анализ этих факторов позволяет составить комплексное представление о внутренней среде организации и о ее слабых и сильных сторонах. (приложение 4)

     Совершенно  очевидно, что внутренняя среда организации  представляет собой стратегический ресурс ее развития. Как и любая  система, организация допускает  описание ее содержания с помощью  различных языков (экономического, технического, управленческого, социологического, экологического и т.д.) и представление  ее с помощью различных подсистем. Вследствие этого анализ внутренней среды организации всегда индивидуален, неповторим. Но общим для всех организаций является многофакторность. Иногда анализ проводят по функциональному принципу, когда объектом анализа выступают функциональные подразделения организации, но такой подход может не обеспечить требуемые полноту и целостность результата.

     ТРиМ анализ - анализ трансформации Ресурсов и Менеджмента.

     Анализ  внутренней среды организации целесообразно  проводить по двум направлениям: анализ эффективности трансформации основных видов ресурсов организации в  готовую продукцию и анализ уровня менеджмента в организации ( приложение 5).

     В качестве ресурсов целесообразно рассматривать  время, энергию, финансы, материалы, информацию и людские ресурсы. Анализ характеристик менеджмента в организации состоит из анализа уровня стратегии, качества торговой марки, организационной структуры, имиджа, структуры затрат и инновационности организации.

     Также существуют такие методы анализа  как STEP анализ, SMART анализ и SMART анализ целей, но эти методы рассматривают организацию  с внешней среды, и оценивают  факторы, непосредственно  влияющие на деятельность организации.

     Важным  показателем уровня организации является организационная культура. Её анализ – это отражение внутреннего социального состояния фирмы и места, которое компания занимает в совокупности конкурентных ей компаний. Анализ организационной культуры будет произведён в следующий главе, на примере ЗАО фирмы «Система» 

Информация о работе Внутренняя среда организации