Внешняя среда организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 23:58, курсовая работа

Описание работы

В сегодняшнем сложном мире для эффективного выполнения управленческих функций необходимо понимать воздействие на организацию внешних переменных. В управленческой мысли представление о значении внешнего окружения и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации, появилось в конце 50-х гг. Это стало одним из важнейших вкладов системного подхода в науку управления, поскольку подчеркивалась необходимость для руководителя рассматривать свою организацию как целостность, состоящую из взаимосвязанных частей, в свою очередь опутанных связями с внешним миром. Ситуационный подход позволил расширить теорию систем за счет разработки концепции, согласно которой наиболее подходящий в данной ситуации метод определяется конкретными внутренними и внешними факторами, характеризующими организацию и влияющими на нее соответствующим образом.

Работа содержит 1 файл

среда.docx

— 73.18 Кб (Скачать)

Технология

 

    ТЕХНОЛОГИЯ  является одновременна внутренней переменной в внешним фактором большого значения. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать, на скорость устаревания продукта, на то, как можно собирать, хранить  и распределять информацию, а также  на то, какого рода услуги и новые  продукты ожидают потребители от организации.

    Их  влияние на организации часто  столь очевидно, что их считают  основным двигателем производственного — и шире — социального прогресса. Революционные технологические перемены и открытия последних десятилетий, например, производство с помощью роботов, проникновение в повседневную жизнь человека компьютеров, новые виды связи, транспорта, оружия и многое другое, представляют большие возможности и серьезные угрозы, воздействие которых менеджеры должны осознавать и оценивать. Некоторые открытия могут создавать новые отрасли промышленности и закрывать старые. Хороший пример — изобретение аудиодисков. Гигантские заводы, выпускавшие виниловые грампластинки, подобные подмосковному Апрелевскому, закрылись или перепрофилировались, а их рыночную нишу поделили между собой множество небольших производств аудиодисков.

    Воздействие технологических факторов можно  оценивать как процесс созидания  нового и разрушения старого. Ускоряющиеся технологические перемены укорачивают  среднюю продолжительность жизненного цикла продукта, поэтому организации должны предугадывать, какие перемены несут с собой новые технологии. Эти перемены могут воздействовать не только на производство, но и на другие функциональные области, например, на кадры (подбор и подготовка персонала для работы с новыми технологиями или проблема увольнения избыточной рабочей силы, высвобождающейся вследствие внедрения новых, более производительных технологических процессов) или, например, на маркетинговые службы, перед которыми ставится задача разработки методов продажи новых видов продукции.

Состояние экономики

 

    Руководство должно также уметь оценивать, как  скажутся на операциях организации  общие изменения состояния экономики. Состояние мировой экономики  влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Если, например, прогнозируется инфляция, руководство может счесть желательным  увеличение запасов поставляемых организации  ресурсов и провести с рабочими переговоры о фиксированной оплате труда  с тем, чтобы сдержать рост издержек в скором будущем. Оно может также  решить сделать займ, поскольку при  наступлении сроков платежей деньги будут стоить дешевле и тем  самым будут частично скомпенсированы  потери от выплаты процентов. Если же прогнозируется экономический спад, организация может предпочесть  путь уменьшения запасов готовой  продукции, поскольку могут появиться  трудности ее сбыта, сократить часть  работников или отложить до лучших времен планы расширения производства.

    Состояние экономики может сильно повлиять на возможности получения организацией капитала для своих нужд. Это, в  основном, обусловлено тем, что федеральное  правительство часто пытается сгладить последствия ухудшения экономической  обстановки, регулируя налоги, денежную массу и ставку процента, устанавливаемую  Федеральным резервным банком. Если этот банк ужесточает условия получения  кредита и повышает ставки процента, коммерческие банки должны сделать  то же самое, чтобы не оказаться вне  игры. В результате становится труднее  получить займы, и обходятся они  организации дороже. Подобным образом, снижение налогов увеличивает массу  денег, которые люди могут потратить  на цели не первой необходимости и, тем самым, способствовать стимулированию бизнеса.

    Важно понимать, что то или иное конкретное изменение состояния экономики  может оказать положительное  воздействие на одни и отрицательное  на другие организации. Из истории, к  примеру, известно, что киноиндустрия  процветала, когда экономика находилась в плачевном состоянии. Имеют  место и локальные вариации. Если при экономическом спаде магазины розничной торговли могут серьезно пострадать в целом, то магазины, расположенные, например, в богатых пригородах, вероятно, вообще ничего не почувствуют. Организации, ведущие дела во многих странах, зачастую считают состояние  экономики особо сложным и  важным для себя аспектом. Колебания  курса доллара относительно валют  других стран становились причиной мгновенного обретения или потери крупными фирмами миллионов долларов.

Социокультурные факторы

 

    Любая организация функционирует по меньшей  мере в одной культурной среде. Поэтому  социокультурные факторы, в числе  которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, влияют на организацию. Например, американская публика придерживается определенных ожиданий (экспектаций) и представлений  о ценности того, что конституирует  этичную практику ведения бизнеса. Дача взятки для получения выгодного  контракта или политических выгод, фаворитизм вместо поддержки компетентности, распространение порочащих конкурента слухов считаются действиями неэтичными и аморальными, даже когда их невозможно считать, по сути, противозаконными. В  некоторых других странах, однако, подобная практика считается нормальной и  принята на вооружение предприятиями, поскольку социокультурная среда  там иная.

    Еще один пример социокультурного влияния  на деловую практику — традиционный и злополучный стереотип, согласно которому женщины не склонны рисковать  и некомпетентны в качестве руководителей. Такая установка реализуется  в дискриминационной практике найма  и служебного продвижения женщин, и, хотя она противозаконна, избавиться от подобного отношения трудно.

    Согласно  недавним исследованиям доказано, что  установки рабочих изменяются. В  целом, сравнительно молодым рабочим  не по душе традиционные патерналистские  отношения (Патернализм (от лат. pater — отец) бывший, например, в 20-х годах официальной идеологией отношений руководителей — подчиненных на заводах Г. Форда, до сих пор доминирующей в японских отношениях на производстве и, фактически, присутствовавшей и в советской практике недавнего прошлого, — предполагает покорность и примерное поведение со стороны рабочих (как бы «детей») и умеренную строгость, мудрое наставничество и «отеческую» заботу о них со стороны руководства. (Прим. науч. ред.)), они хотят иметь больше независимости и социального взаимодействия на работе. Другие исследователи показывают, что многие (но не все) рабочие и служащие стремятся к работе, которая требует большей гибкости, создавая «вызовы», обладает большей содержательностью, не ущемляет свободу и пробуждает в человеке самоуважение. В отличие от «организационного человека», которого описал Уильям Ф. Уайт, многие современные работники не склонны считать какую бы то ни было организацию тем местом, где они намерены провести всю свою трудовую жизнь. Такое изменение установок непосредственно влияет на то, что работники считают честной практикой организации. Эти установки становятся особенно важными для менеджеров применительно к их существенной функции — мотивации людей с учетом целей организации. Именно эти факторы обусловили появление должности управляющего по общественным проблемам корпорации (пример 4.2.).

    Социокультурные факторы влияют также на продукцию  или услуги, являющиеся результатом  деятельности компании. Хорошим примером служит производство одежды. Люди зачастую готовы платить больше за предмет  туалета, на котором стоит имя  престижного модельера, вроде Ральфа Лорена или Глории Вандербильт, поскольку, как им кажется, это придает им дополнительный вес в обществе. Другой пример— это страсти по поводу АЭС, которые резко отрицательно сказались на соответствующих фирмах. Еще один пример: требование некоторых  групп населения уменьшить содержание сахара в кукурузных хлопьях к  завтраку и тщательно контролировать рекламу, обращенную к детям. Растущее осознание важности спорта и хорошего питания привели к быстрому распространению, например, спортивных кроссовок, витаминных добавок и центров избавления от избыточного веса.

Политические  факторы

 

    Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителей особое значение. Один из них — настроения администрации, законодательных органов и судов  в отношении бизнеса. Тесно увязанные  с социокультурными тенденциями, в  демократическом обществе эти настроения влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов  корпорации, установление налоговых  льгот или льготных торговых пошлин, требования в отношении практики найма и продвижения представителей национальных меньшинств, законодательство по защите потребителей, стандарты  на безопасность, стандарты на чистоту  окружающей среды, контроль цен и  заработной платы, соотношение силы трудящихся и управляющих фирмой. Во время президентства Рейгана  наблюдалась тенденция поддержки  бизнеса, что привело к нарушениям работы транспорта, систем телесвязи  и банков.

    Другой  элемент политической обстановки —  это группы особых интересов и  лоббисты. Все учреждения госрегулирования, например. Комиссия по торговле между  штатами и Федеральная комиссия по связи, являются объектами внимания лоббистских групп, представляющих организации, на которых сказываются  решения этих учреждений. Некоторые  лоббистские группы, например, «Матери  против пьяных водителей» выражают интересы и ценности не организаций, а объединения  людей.

    Большое значение для компаний, ведущих операции или имеющих рывки сбыта в  других странах, имеет фактор политической стабильности. В стране-хозяине для  иностранного инвестора или для  экспорта продукции политические изменения  могут привести к ограничению  прав собственности для иностранцев (даже к национализации иностранной  собственности) или установлению специальных  пошлин на импорт. Баланс платежей или  проблемы с обслуживанием внешнего долга могут затруднить получение  долларов, вывозимых в качестве прибыли. С другой стороны, политика может  измениться и в сторону, благоприятную  для инвесторов, когда возникает  потребность в притоке капитала из-за рубежа. Установление дипломатических  отношений может открыть путь на новые рынки, как это было в  Китае, однако в других странах бизнес обычно продолжается, несмотря на официальную  дипломатическую конфронтацию.

Отношения с местным населением

 

    Почти для всех организаций преобладающее  отношение к ней местной общины, в которой та или иная организация  функционирует, имеет первостепенное значение как фактор среды косвенного воздействия, если не говорить о факторе  действий федеральных властей. Почти  в каждой общине существуют конкретные законы и установки по отношению  к бизнесу, определяющие, где можно  развернуть деятельность того или иного  предприятия. Некоторые города, к  примеру, не жалеют усилий для создания стимулов, привлекающих промышленные предприятия в черту города. Другие, напротив, годами бьются в суде, чтобы  не допустить в город промышленное предприятие. В некоторых общинах  политический климат благоприятствует бизнесу, составляющему основу притока  средств местного бюджета от налогообложения. В других местах владельцы собственности  предпочитают взять на себя большую  долю расходов муниципальных органов  либо с целью привлечения новых  предприятий в данную общину, либо для оказания помощи предприятиям в  предотвращении загрязнения среды  и в решении других проблем, которые  может порождать бизнес вместе с  создаваемыми им новыми рабочими местами.

    Поэтому многие организации прилагают целенаправленные усилия для поддержания хороших  отношений с общинами, в которых  они функционируют. Эти усилия могут  выражаться в форме финансирования местных школ, благотворительной  деятельности или поддержке молодых  дарований в управлении вместо подношений сообществу наличными. Например, каждый год многие фирмы отряжают руководителей  высокого уровня для участия в  кампании «Единый путь». Многие театры и оркестры в общинах зависят  от пожертвований корпораций, что  отмечается в их программках. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    В данной курсовой работе была поанализирована  внешняя среда организации. В ходе изучения темы автором работы были сделаны следующие выводы на поставленные во введении задачи.

Разработка  стратегии деятельности любой организации  — коммерческой, общественной, муниципальной  — начинается с анализа внешней  среды. От того, насколько правильно  он проведен, зависит успех всех других действий по стратегическому  планированию и реализации стратегии.

     Менеджер должен учитывать внешнее окружение в целом, поскольку организация является открытой системой, зависящей от взаимообмена вводимыми ресурсами и результатами деятельности с внешним миром.

     Значение  внешних факторов меняется от организации  к организации и от подразделения  к подразделению в одной и  той же организации. Факторы, оказывающие  немедленное влияние на организацию, относятся к среде прямого  воздействия; все другие — к среде  косвенного воздействия. Все факторы внешнего окружения взаимозависимы и взаимодействуют между собой. Под сложностью внешнего окружения понимаются число и разнообразие внешних факторов, на которые организация вынуждена реагировать. Подвижность среды характеризуется скоростью, с которой в среде происходят изменения. Неопределенность среды является функцией имеющегося по конкретному фактору количества информации и уверенности в достоверности этой информации.

     Основными факторами среды прямого воздействия  являются поставщики материалов, трудовых ресурсов и капитала, законы и органы государственного регулирования, потребители  и конкуренты.

     Значимыми переменными среды косвенного воздействия  являются технология, состояние экономики, политическая обстановка и социокультурные факторы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Внешняя среда организации