Влияние внешней среды на предприятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью работы является анализ влияние внешней среды на предприятие.
Для достижения цели исследования в работе поставлены и решены следующие основные задачи:
1. Рассмотреть современный рынок в описание внешней среды организации;
2. Изучить влияние внешней среды на конкурентоспособность предприятия в современных условиях;
3. Проанализировать внешнюю среду компании «ТЕХНИКА»;
4. Дать рекомендации по повышению эффективности стратегии «ТЕХНИКА» во внешней среде.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ, СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЕЕ ЧЕРТЫ……………………………………………………..5
1.1 Современный рынок в описание внешней среды организации……………5
1.2 Влияние внешней среды на конкурентоспособность предприятия в современных условиях………………………………………………………….19
ГЛАВА II. ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА РАБОТУ КОМПАНИИ «ТЕХНИКА»…………………………………………………….33
2.1 Краткая характеристика компании «Техника»…………………………...33
2.2 Анализ внешней среды компании…………………………………………35
2.3 Рекомендации по повышению эффективности стратегии ПП «ТЕХНИК» во внешней среде………………………………………………………………..41
Заключение……………………………………………………………………….47
Список использованной литературы………………………………………….49

Работа содержит 1 файл

Моя дипломка.docx

— 25.53 Кб (Скачать)

4. Васильев Ю.В.  Теория управления.-М.: Изд-во «Финансы  и статистика», 2005.

5. Внешние механизмы  корпоративного управления: некоторые  прикоадные проблемы. Институт экономики  переходного периода/ Научные  труды.-№10.-М.: ИЭПП, 2007.

6. Горбунова М.В.  Специфика системы управления  бизнесом в России// Менеджмент  в России и за рубежом.-№3, 2005.

7. Горшкова, Л.А.Анализ  внешней и внутренней среды  организации с использованием  методов эвристики//Экономический  анализ: теория и практика.-№24,2007.

8. Егорова Т.А., А.В.  Розмыслов. Диагностика и аудит  организационных систем: Учебное  пособие.-СПБ.: СПгИЭУ, 2003.

9. Журавлева В.Б.  Трансформация современной рыночной  системы: Теория и практика.-М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 2006.

10. Зуб А.Т. Стратегический  менеджмент: теория и практика:учебное  пособие для вузов.-М.: Изд-во «Аспект  Пресс», 2002.

11. Король, С.Внешняя  окружающая среда организации  как фактор роста ее эффективности//Проблемы  теории и практики управления.-№5, 2007.

12. Косливцева О.Ю.  Теория анализа внешней среды  организации.-СПб.: Питер, 2006.

13. Краева Т.А. Финансовый  мониторинг стратегии предприятия.-М.: Изд-во «ТЕИС», 2005.

14. Лагунова, Е.Стратегическое  управление предприятием: внешние  и внутренние факторы//Проблемы  теории и практики управления.-№9, 2007.

15. Лектер Шэрон  Л. Квадрат денежного потока.-М.: Изд-во «Дашко и К», 2005.

16. Михайлова, Е.  Внешняя и внутренняя среда  розничной торговли в двадцать  первом веке//Маркетинг.- № 1.-2005.

17. Михайлова, Е.Внешняя  и внутренняя среда розничной  торговли в двадцать первом  веке//Маркетинг.- №2.-2005.

18. Никифорова Н.Н.  Институциональные факторы экономического  развития. Авторееферат на соискание  ученой степени.-СПб, 2003.

19. Новости. Количество  банков в России нужно сократить  в 5 раз, считают эксперты//РосБизнесКонсалтинг, 2006.

20. Новости. Сдать  оружие//Чекист: информационно-аналитическое  издание, 2006.

21. Олейник А. Институционная  экономика.-М.: Изд-во «Инфра-М», 2000.

22. Попов, Б. Е.Современный  рынок в описании внешней среды  организации: его важнейшие признаки  и основы типизации//Маркетинг  в России и за рубежом.-№4, 2007.

23. Протасов, В.Ф. Анализ  деятельности предприятия (фирмы).-М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2003.

24. Пустовалов Д.И.  Влияние внешней среды предприятие.-М.: Изд-во «Инфра-М», 2007.

25. Семенов В.М.  Экономика предприятия.-СПб. : Питер  , 2007.

26. Титов, В.И. Экономика  предприятия.-М.: Изд-во «Дашков и  К», 2004.

27. Трохина С.В.Влияние  внешнего окружения на финансовое  состояние фирмы.-Финансовый менеджмен.- №4, 2002.

28. Усик Н.И. Теоретические  основы формирования конкурентной  среды в России. Автореферат на  соискание ученой степени.-СПб, 2007.

29. Фатхутдинов Р.А.  Инновационный менеджмент.-СПб.: Питер, 2007.

30. Фатхутдинов Р.А.Производственный  менеджмент:учебник для вузов. 4-6 изд.-СПб.: Питер, 2003.

31. Фолмер А.С Формирование  системы оценки финансовой устойчивости  коммерческих банков России.Автореферат.-Сургут, 2004.

32. Чернюк М.А.Стратегическое  планирование.-М.: Изд-во «Проспект», 2005.

33. Чуев, И.Н. Экономика  предприятия.-М.: Изд-во «Дашков и  К», 2007.

34. Чуева Л.Н. Экономика  фирмы.--М.: Изд-во «Дашков и К», 2007.

35. Шкардун, В.Внешняя  среда и выбор маркетинговой  стратегии фирмы//Маркетинг.-№4.-2000.

36. Ямпольская, Д.О.  Менеджмент.-СПб.: Нева, 2003.

Выдержка из работы 1.2 Влияние внешней среды на конкурентоспособность предприятия в современных условиях  

Глобализация, насыщение  рынков усиливают давление на организации  со стороны внешней среды: ужесточаются требования к качеству продуктов, выдвигаемые  потребителями, появляются требования со стороны общества и т.д. Система  управления предприятием вновь усложняется. Рамки внешней среды становятся значительно шире, а предсказуемость  изменений - меньше .

Высокий уровень  воздействия факторов внешней среды  на деятельность предприятий обуславливает  повышенный интерес к исследованию внешнего окружения. Своевременно полученные сведения позволяют адекватно реагировать  на происходящие и предполагаемые изменения, принимать необходимые решения, направленные на поддержание баланса  с внешней средой .

Прежде чем выделять отдельные элементы внешней среды  как системы, определять ее факторы, необходимо раскрыть ее сущностные признаки.

К характеристикам  внешней среды относят:

1. Взаимообязанность  факторов внешней среды - уровень  силы, с которой изменение одного  фактора воздействует на другие  факторы. Взаимосвязанность факторов  внешней среды приводит к необходимости  их комплексного, системного изучения.

2. Сложность внешней  среды - число факторов, на которые  организация обязана реагировать,  а также уровень вариантности  каждого из них. Предприятие,  имеющее более сложное производство, выпускающее большее количество  товаров, использующее больше  различных технологий, будет ощущать  на себе влияние и большего  числа факторов.

3. Подвижность среды  - скорость, с которой происходят  изменения в окружении организации.  Эта характеристика, как и все  остальные, будет специфической  для каждой организации (отрасли). Выявлено, что в фармацевтической, химической, электронной промышленности  скорость изменения технологий  выше, чем, например, в машиностроении.

4. Неопределенность  внешней среды - является функцией  количества информации, которой  располагает организация по поводу  конкретного фактора, а также  функцией уверенности в этой  информации. Если информации недостаточно  и есть определенные сомнения  в ее точности, внешняя среда становится менее определенной и принимать верные управленческие решения становится труднее.

Обобщая вышеперечисленные  признаки, с учетом взгляда автора на рассматриваемую проблему, можно  дать следующее определение внешней  среде как экономической категории: внешняя среда представляет собой  динамично изменяющуюся совокупность факторов и условий искусственного или объективно-независимого происхождения, которые организация не способна контролировать, но которые напрямую или косвенно оказывают на нее  положительное либо отрицательное  воздействие .

Перечисленные выше признаки сохраняют свое принципиальное значение для характеристики внешней  среды в условиях российской действительности, но требуют переосмысления, расширения и проекции на объект исследования. Содержание факторов внешней среды  определяется уровнем исследования (государство, регион, отрасль, предприятие, отдельная функция предприятия).

В настоящее время  отсутствует общепризнанная классификация  факторов внешней среды предприятия. Многие отечественные специалисты  в области менеджмента дают собственную  группировку факторов. При этом количество выделяемых групп редко превышает  три-четыре. А.Т. Зуб предложил классификацию  факторов, состоящую из четырех групп:

- политические и  правовые;

-экономические; 

-социальные и  культурные;

-технологические  .

Бланк выделяет общеэкономические, государственные, рыночные, прочие факторы.

Группировку факторов (элементов) внешней среды можно  представить следующим образом:

1. Политико-административные;

2. Законодательно-регулятивные;

3. Экономические; 

4. Институциональные  факторы; 

5. Общественная среда; 

6. Конкуренция; 

7. Научно-технические; 

8. Природные (географические);

9. Инфраструктура;

10. Социально-демографические  и социокультурные факторы; 

11. Международные; 

12. Факторы криминального  происхождения. 

Рассмотрим содержание каждой группы.

1. Политико-административные  факторы. Представляют собой особенности  взаимоотношений предприятия и  государства в лице федеральных,  региональных и местных властей.  Иностранные, национальные и местные  правительства могут быть для  ряда организаций основными регуляторами  их деятельности, работодателями  и покупателями.

Это может означать, что для данных организаций оценка политической обстановки может быть наиболее важным аспектом анализа внешней  среды. Такая оценка осуществляется через детализацию факторов, воздействующих на организацию. Таких факторов достаточно много, поэтому выделим и пере числим наиболее часто встречающиеся  при проведении анализа внешней  среды:

-характер взаимоотношений  с властными структурами; 

- возможность лоббизма  своих интересов и блокирования  интересов конкурентов; 

-уровень политической  стабильности;

-прочие.

2. Законодательно-регулятивные  факторы. Реализуются через регулятивную  функцию государства, результатом  чего являются нормативно-правовые  акты, регламентирующие ту или  иную сферу деятельности:

-лицензирование;

-квотирование;

-субсидирование;

-экологические ограничения; 

-прочие.

3. Экономические  факторы: 

-уровень развития  экономики; 

-темп роста экономики; 

-уровень инфляции;

-система налогообложения; 

-состояние торгового  баланса страны;

-угроза экономического  кризиса; 

-соотношение спроса  и предложения; 

-эластичность спроса;

-доступность кредитных  ресурсов;

-динамика валютных  курсов;

-уровень безработицы; .

-прочие.

4. Институциональные  факторы. Конкурентоспособность  базируется на эффективности,  а эффективность - на повышении  производительности, продуктивности  за счет инноваций. Внедрение  инноваций осуществляется 

в определенной конкурентной среде, которую характеризует институциональный  механизм . Поэтому рассматривать  проблемы формирования конкурентоспособности, не затронув институциональные особенности  экономики, невозможно. Институт, согласно определению, данному А. Олейником, представляет собой совокупность формальных и спонтанно выбираемых рамок, структурирующих  взаимодействие индивидов в экономической, политической и социальной сферах . Основная цель как формальных, так  и неформальных институтов - эффективное  функционирование и развитие экономической  системы . Оттого, на сколько эффективно действуют институты в том  или ином регионе или стране, будет  зависеть конкурентное положение организаций. В качестве примера можно привести следующие существенные институциональные  факторы:

-институт права  собственности; 

-институты, непосредственно  связанные с человеком; 

- наличие спектра  неформальных норм экономического  поведениям 

-институциональная  избыточность;

- прочие.

Общественная среда. Эти элементы внешней среды имеют  крайне важное значение для предприятия. Например, оказание давления недовольных  покупателей на организацию, чья  деятельность воспринимается как недопустимая, может существенно ухудшить деловую  репутацию фирмы и подорвать  доверие к ней со стороны прочих потребителей ее продукции. К факторам этой группы можно также отнести  деятельность:

-экологических организаций,  организаций по защите прав  потребителей;

-средств массовой  информации;

-профсоюзов .

Информация о работе Влияние внешней среды на предприятие