Управление человеческим капиталом в корпорации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 23:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление особенностей реализации управления человеческим капиталом в корпорации.

Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:

- проанализировать сущность и роль человеческого капитала в системе управления персоналом в корпорации;

- раскрыть сущность и особенности человеческого капитала в корпорации, исходя из современных условий ее функционирования;

- проанализировать взгляды современников на теорию человеческого капитала;

- рассмотреть организацию управления человеческим капиталом на предприятии;

- проанализировать дифференциацию инвестиций в человеческий капитал на примере Севера России.

Содержание

Содержание

Введение 3
Глава 1. Человеческий капитал: взгляды и типы. Корпоративное управление 5
1.1. Анализ современных взглядов на теорию человеческого капитала 5
1.2. Индивидуальный и интеллектуальный человеческий капитал. Конкурентоспособность 9
1.3. Фрактальная теория корпоративного управления 12
Глава 2. Особенности управления человеческим капиталом в корпорации 16
2.1. Стратегическое управление человеческими ресурсами в корпорации 16
2.2. Организация управления человеческим капиталом на предприятии 22
2.3. Анализ дифференциации инвестиций в человеческий капитал на Севере
России 25
Заключение 34
Список использованных источников и литературы 36

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по теории управления.doc

— 863.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 

кафедра менеджмента 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по предмету «Теория управления» 

На тему «Управление человеческим капиталом в корпорации» 
 
 
 

Студентки III курса

Группа 84301

Флек  Ольги Сергеевны 

Научный руководитель:

к. г. н., доцент кафедры менеджмента

 Литвинас  Альгимантас Пятраса 
 
 
 
 
 
 

г. Петрозаводск

2009

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Капитал не случайно рассматривают в качестве основного элемента общественного богатства. В экономической энциклопедии капиталом называют "то, что способно приносить доход или ресурсы, созданные людьми для производства товаров и услуг, вложенный в дело, функционирующий источник в виде средств производства". Для профессора Р. Нуреева капитал в широком смысле слова - это любой ресурс, создаваемый с целью производства большего количества экономических благ.1

    Проблематика  человеческого капитала широко обсуждается  в научной, прикладной и учебной  литературе. Человеческий капитал как экономическая категория стал одним из общеэкономических стержневых понятий, позволяющих описать и объяснить через призму человеческих интересов и действий многие экономические процессы. Состав производительных сил и капитала, образование и распределение доходов, экономический рост и национальное богатство получают адекватное отображение в экономической науке с использованием категории «человеческий капитал».

     Актуальность темы исследования. Переход экономически развитых стран мира на путь постиндустриального развития тесно связан с процессом непрерывного наращивания человеческого капитала. В ходе реформирования российской экономики также существенно изменились людские представления о целях, критериях и механизмах функционирования социально-трудовой сферы, где человеческий капитал становится детерминирующим фактором экономического успеха как общества в целом, так и отдельной корпорации в частности. Его формирование, накопление и реализация в сфере производства приобретает большое теоретическое и практическое значение, становится одной из важнейших проблем выбора будущего России, так как в современных условиях знания и квалификация стали важнейшими факторами экономического и социального прогресса общества.

     Главное богатство любой страны составляют люди, потенциал которых реализуется в современных условиях в форме человеческого капитала. Если классики экономической теории В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс подчеркивали значение труда в производстве стоимости и прибавочной стоимости, то в работах А. Маршалла, Дж. С. Милля, И. Тюнена, У. Фаберра, Н. Фишера, и др. воспроизводству квалифицированного труда уже уделено значительное место. Соизмерение всех компонентов, характеризующих человеческий труд, представляет собой чрезвычайно важную методологическую проблему, для решения которой необходим глубокий теоретический анализ содержания его творческих производительных сил, которые в экономике рыночного типа реализуются в форме человеческого капитала. При этом следует отметить, что уже в работах В. Петти, А. Смита и Д. Рикардо, а также И. Фишера, Ж.Б. Сея интеллектуальные способности человека рассматривались как важнейший источник доходов и главный фактор экономического развития страны.2

     Таким образом, классики политической экономии определили основной понятийный аппарат теории человеческого капитала, положили начало научному анализу человеческих способностей к труду, их формированию, накоплению и эффективному использованию. Их главной заслугой явилось обоснование необходимости рассматривать человека и его производительные силы как капитал.

     Целью данной курсовой работы является выявление особенностей реализации управления человеческим капиталом в корпорации.

     Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:

- проанализировать сущность и роль человеческого капитала в системе управления персоналом в корпорации;

- раскрыть  сущность и особенности человеческого капитала в корпорации, исходя из современных условий ее функционирования;

- проанализировать  взгляды современников на теорию  человеческого капитала;

- рассмотреть  организацию управления человеческим капиталом на предприятии;

- проанализировать  дифференциацию инвестиций в человеческий капитал на примере     Севера России.

    Теоретической основой работы послужили фундаментальные положения теории человеческого капитала, научные труды классиков экономической теории. Существует большое количество авторов, которые осветили данную тематику, например, такие как, М. Бауэр, Е.С. Гвоздева, В. Щетинин, М. Шредер и другие. В работе широко используются материалы различных учебных пособий, средств периодической печати, словарей, материалы Интернет-сайтов. 
 
 
 
 

Глава 1. Человеческий капитал: взгляды и типы.

Корпоративное управление

              

    1. Анализ современных взглядов на теорию человеческого капитала

    Можно сказать, что последние полтора - два десятилетия управленческой науки прошли под двумя знаменами: “инновации” и “человеческие  ресурсы”. Это время можно охарактеризовать усложнением внешней организационной  среды, резким возрастанием темпов ее изменения и ужесточением конкуренции на мировых рынках. Все это потребовало поиска скрытых резервов и новых путей повышения эффективности. Из всех организационных ресурсов именно «человеческий ресурс» или «человеческий потенциал» стал ресурсом, скрывающим наибольшие резервы для повышения эффективности функционирования современной организации. “Человеческий фактор” стал рассматриваться как объект инвестиций не менее, а, быть может, и более важный, чем заводы, оборудование, технологии и т.п. В прошлом столетии были присуждены две Нобелевские премии в области экономики за разработку теории человеческого капитала - Теодору Шульцу в 1979 г. и Гэри Беккеру в 1992 г.

    Хотя  основной вклад в популяризацию  идеи человеческого капитала был  внесен Т. Шульцем, классикой современной экономической мысли стал одноименный трактат Г. Беккера. В своем анализе он исходил из представлений о человеческом поведении как рациональном и целесообразном, применяя такие понятия, как редкость, цена, альтернативные издержки и т. п., к самым разнообразным аспектам человеческой жизни, включая и те, которые традиционно находились в ведении других социальных дисциплин. Сформулированная в нем модель стала основной для всех последующих исследований в этой области.3

    Человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации. Первоначальные интересы исследователя заключались в оценке экономической отдачи от образования.

    Беккер  первым осуществил статистически корректный подсчет экономической эффективности  образования. Для определения дохода, например, от высшего образования  из пожизненных заработков тех, кто  окончил колледж, вычитались пожизненные заработки тех, кто не пошел дальше средней школы. Издержки обучения, наряду с прямыми затратами (плата за обучение, общежитие и т.д.), в качестве главного элемента содержат “упущенные заработки”, т. е. доход, недополученный учащимися за годы учебы. По существу, потерянные заработки измеряют ценность времени учащихся, затраченного на обучение, и являются альтернативными издержками его использования. Определив отдачу от вложений в учебу как отношение доходов к издержкам, Беккер получил цифру в 12-14% годовой прибыли.

Теория  человеческого капитала изучает  процесс качественного совершенствования  людских ресурсов, образуя один из центральных разделов современного анализа предложения труда. С  ее выдвижением связан настоящий  переворот в экономике труда. Наибольшее значение имели:

1) выделение  «капитальных», инвестиционных аспектов  в поведении агентов на рынке  труда; 

2) переход  от текущих показателей к показателям,  охватывающим весь жизненный  цикл работников (таким, как пожизненные  заработки);

3) признание человеческого времени в качестве ключевого экономического ресурса.

    Классикой современной экономической мысли  стал одноименный трактат Г. Беккера. В своем анализе он исходил  из представлений о человеческом поведении как рациональном и  целесообразном, применяя такие понятия, как редкость, цена, альтернативные издержки и т. п., к самым разнообразным аспектам человеческой жизни, включая и те, которые традиционно находились в ведении других социальных дисциплин. Сформулированная в нем модель стала основной для всех последующих исследований в этой области.

    Важный  вывод состоял в том, что общепринятые оценки экономического неравенства, основанные на измерении текущих, а не пожизненных  доходов, являются преувеличенными. Молодежь, инвестирующая в свое образование, сознательно отдает предпочтение низким текущим доходам с тем, чтобы получить впоследствии доступ к высокооплачиваемым рабочим местам. Более низкие заработки женщин во многом объясняются тем, что они относительно меньше инвестируют в навыки, имеющие рыночную ценность, и относительно больше - в навыки, имеющие ценность в домашнем производстве. Это заметно сужает поле для вмешательства государства. Аналогию между человеческим и "обычным" капиталом нельзя считать полной. Во-первых, в современном обществе человек - в отличие от станка или пакета акций - не может быть предметом купли-продажи (такое возможно лишь в рабовладельческой экономике). Как следствие, на рынке устанавливаются только цены за "аренду" человеческого капитала (в виде ставок заработной платы), тогда как цены на его активы отсутствуют. Это серьезно усложняет анализ. Во-вторых, человеческий капитал способен повышать эффективность деятельности как в рыночном, так и внерыночном секторе и доход от него может принимать как денежную, так и неденежную форму. В результате потребительские аспекты вложений в человека оказываются не менее важны, чем производственные. Тем не менее в главном человеческий капитал подобен физическому: он представляет собой благо длительного пользования; требует расходов по ремонту и содержанию; может устаревать еще до того, как произойдет его физический износ.

    Центральное место в теории человеческого  капитала принадлежит понятию внутренних норм отдачи. Они строятся по аналогии с нормами прибыли на капитал  и позволяют оценивать эффективность человеческих инвестиций, прежде всего - в образование и производственную подготовку. Теоретики человеческого капитала исходят из представления, что при вложении средств в подготовку и образование учащиеся и их родители ведут себя рационально, взвешивая соответствующие выгоды и издержки. Подобно "обычным" предпринимателям, они сопоставляют ожидаемую предельную норму отдачи от таких вложений с доходностью альтернативных инвестиций (процентами по банковским депозитам, дивидендами по ценным бумагам и т. д.). В зависимости от того, что экономически целесообразнее, принимается решение либо о продолжении учебы, либо о ее прекращении. Нормы отдачи выступают, следовательно, как регулятор распределения инвестиций между различными типами и уровнями образования, а также между системой просвещения в целом и остальной экономикой. Высокие нормы отдачи свидетельствуют о недоинвестировании, низкие - о переинвестировании. Различают частные и социальные нормы отдачи. Первые измеряют эффективность вложений с точки зрения отдельных инвесторов, вторые - с точки зрения всего общества.

    Существует  два основных подхода к расчету  норм отдачи. Первый основан на прямом измерении выгод и издержек. Например, доход от высшего образования  можно представить как разность в пожизненных заработках тех, кто окончили колледж, и тех, кто не пошли дальше средней школы. В состав издержек помимо прямых расходов включаются потерянные заработки, то есть доход, недополученный учащимися за годы учебы. (По существу, они измеряют ценность времени учащихся, затраченного на формирование человеческого капитала.) На потерянные заработки приходится до двух третей суммарных издержек обучения. Внутренняя норма отдачи будет представлять собой такую ставку дисконта, при которой приведенные величины выгод и издержек образования окажутся равны.

    Второй  подход исходит из оценки параметров так называемой «производственной  функции заработков», которая описывает  зависимость заработков человека (точнее - их логарифма) от уровня его образования, трудового стажа, продолжительности отработанного времени и других факторов. Разработка этого класса функций связана с именем Дж. Минцера, доказавшего, что в рамках подобной модели коэффициент перед образовательной переменной будет эквивалентен показателю внутренней нормы отдачи. Это существенно упростило оценку эффективности вложений в образование.

Информация о работе Управление человеческим капиталом в корпорации