Трудовая миграция в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:12, реферат

Описание работы

В эпоху глобализации национальные экономики, по существу, вовлекаются в единый мировой воспроизводственный процесс. При этом функционирование глобальной экономики во многом зависит от формирования международного рынка труда (МРТ). МТМ традиционно выступает в качестве одного из важнейших механизмов развития МРТ. Она органично включается в контекст глобальных процессов, превращаясь в неотъемлемую часть современной системы мирового хозяйства, характеризующую «социальное лицо глобализации».

Работа содержит 1 файл

теория организации населения.docx

— 62.52 Кб (Скачать)
"text-align:justify">· рост масштабов международной  трудовой миграции.

 

· разно направленность основных потоков миграции рабочей силы. Это миграция в развитые страны из развивающихся стран; перекрестная трудовая миграция в рамках развитых стран мира; трудовая миграция между развивающимися странами; миграция высококвалифицированных кадров из развитых в развивающиеся страны. Миграция приобретает транснациональной характер. Она переносит экономические и политические проблемы из одной страны в другую;

 

· рост доли молодежи, женщин и детей в миграционном процессе. Так, доля молодежи в общем числе  мигрантов достигает 50% в Бельгии, Нидерландах. В других странах она  также значительна и зачастую превышает долю молодежи среди коренного  населения. Доля женщин в трудовой миграции в странах Западной Европы существенно  выросла, что позволяет говорить о феминизации иммиграции;

 

· увеличение продолжительности  пребывания мигрантов в стране занятости. В Западной Европе средняя продолжительность  пребывания иммигрантов превышает 10 лет. В Германии. иммигрантов проживает  больше 20 лет.;

 

· снижение степени активности международной трудовой миграции с 80-х годов, что было связано с  переходом к политике ограничения  этого процесса и ухудшением экономической  ситуации;

 

· миграция ученых, высококвалифицированных  специалистов из различных регионов мира в развитые страны, а также  из этих стран в развивающиеся  страны.

 

Международная миграция высококвалифицированных  кадров получила название «утечки мозгов».

 

Формы утечки мозгов различны[11]:

 

1)  непосредственная эмиграция  – выезд на постоянное местожительство;

 

2)  выезд за рубеж  на контрактной основе;

 

3)  наем на работу  ученых и специалистов иностранными  компаниями, совместными предприятиями  с иностранным участием, находящимися  на территории страны–донора;

 

4)  полная аренда зарубежной  фирмой научного центра, учреждения  страны–донора. В этом случае  фундаментальные и прикладные  исследования осуществляются по  программе зарубежной фирмы и  в ее интересах.

 

Лидерство в конкуренции  за преимущественное обладание интеллектом  как носителем и генератором  современных научных знаний и  высоких технологий принадлежит  США.

 

Исходя из всего выше сказанного в целом можно отметить следующие  тенденции складывающиеся на мировом рынке труда:

 

· рынок международной  рабочей силы сужается из-за наплыва  работников из стран Восточной Европы и республик бывшего СССР;

 

· повышение входного барьера  проникновения на международный  рынок рабочей силы;

 

· усиление конкуренции между  продавцами рабочей силы;

 

· продолжает существовать дискриминация мигрантов;

 

· активизируется деятельность профсоюзов, стремящихся отстоять интересы отечественной рабочей силы.

 

Организация по Экономическому Сотрудничеству и Развитию (OECD) отметила в своем докладе следующие  основные миграционные тренды последних  лет:

 

1.  Рост количества  беженцев и трудовых мигрантов,  стремящихся в процветающие страны, включая страны – кандидаты  (Чехию, Венгрию, Польшу).

 

2.  Постепенное превращение стран Центральной и Восточной Европы из транзитных в страны приема; введение ими пограничного режима с транзитными странами; введение зон свободной торговли (особенно в приграничных территориях, в частном секторе, что способствовало увеличению занятости иностранцев).

 

3.  Смена эмиграции  на временную миграцию, увеличение  миграционного обмена между странами  Центральной Европы.

 

4.  Рост нелегальной  миграции и борьба с ней.  Основным направлением борьбы  с нелегальной миграцией является: сотрудничество со странами исхода. Оно предусматривает общий контроль  границ (распространение информации  между странами о миграционной  ситуации); связи с агентствами  по рекрутменту трудовых мигрантов; меры по интеграции мигрантов.

 

5.  Существенные послабления  в возможностях трудоустройства  в западноевропейских странах  для стран – кандидатов.

 

По мнению экономистов  из OECD использование иностранной  рабочей силы не оказывает влияния  на безработицу среди коренного  населения принимающих стран, так  как трудовые мигранты занимают весьма специфические ниши занятости и  не конкурируют на рынке труда  с местными жителями.

 

Анализ миграционных процессов  и миграционной политики западноевропейских стран показывает, что до начала 70-х годов политика набора «гостевых  рабочих» на временной основе работала успешно. Требования рынка труда  и политика в отношении миграции соответствовали друг другу, что  способствовало нормальному развитию экономики этих стран.

 

После нефтяного кризиса 70-х, несмотря на то, что все страны заморозили прием иностранных рабочих, в страны исхода вернулась только половина. Уже вразрез с политикой  западноевропейских государств и требованиями экономики росла численность  иностранцев за счет воссоединения  семей (по данным ОЕСD 50% всех миграций в европейские страны идет по линии семейных обстоятельств; кроме того, численность мигрантов растет и за счет более высоких показателей их фертильности)[12]. Страны приема в течение 20 лет упорно старались не замечать возникновения и становления так называемых «новых меньшинств».

 

В 90-х годах, когда демографические  процессы и требования рынка труда  вошли в противоречие с запретительной миграционной политикой западноевропейских правительств, последняя стала пересматриваться в сторону более дифференцированного, избирательного подхода к разным категориям стран и видам специальностей. Возросла роль «новых меньшинств»: государства  были вынуждены признать, что закрывать  глаза на проблемы иностранцев –  не значит решить их. Объективный процесс  роста доли населения «новых меньшинств»  со своей миграционной сетью дает основание думать, что запретительные меры будут мало эффективны. Европа нуждается в рабочей силе, в основном неквалифицированной, сезонной, для специфичных отраслей, и рынок труда диктует свои правила. Поскольку легальная миграция более предпочтительна, чем нелегальная (даже с точки зрения получения налогов), страны Евросоюза в настоящее время находятся в процессе мучительного поиска золотой середины между разрешительными и ограничительными мерами миграционного контроля.

 

Международная миграция, однако, стала не только мощным инструментом перераспределения мировых трудовых ресурсов, но и сферой, которая генерирует тенденции, осложняющие межгосударственные отношения и внутреннюю ситуацию во многих странах. Интенсивность людских  потоков, пересекающих государственные  границы, нарастает не только вследствие трудовой миграции, но также за счет вынужденного переселения, вызванного политической нестабильностью и  конфликтами.

 

Прогрессирующая нелегальная  миграции способствует формированию криминальных сетей, занимающихся контрабандной  транспортировкой людей и работорговлей. Уже сейчас, по самым скромным оценкам, численность нелегальных мигрантов в развитых странах превышает 10 млн. человек[13]. Одновременно растут и масштабы нарушений прав мигрантов (среди них – прежде всего детей и женщин), еще более усиливающие напряженность миграционной ситуации. Неурегулированность многих вопросов, связанных с правовой защитой мигрантов, повышает уровень социального неравенства в трудовых отношениях, обеспечении доступа к услугам образования, здравоохранения и др. Международная миграция приводит к серьезному дисбалансу численности населения между странами в отдельных регионах. Сфера миграции чутко реагирует на все катаклизмы и кризисы международной и общественной жизни.

 

 

2. Рынок труда в РФ. Трудовая миграция населения  в РФ: тенденции и проблемы

 

 

 

2.1 Анализ трудовой миграции  в Российской Федерации

 

Рассматривая тенденции  миграционных процессов в России, которые мы наблюдаем в настоящее  время, отражающие неустойчивость и  непредсказуемость многих сторон нашей  жизни, обусловленных политическими, национальными, экономическими, социальными  и другими факторами, необходимо разграничивать тенденции, являющиеся результатом естественного хода развития общества, сформировавшиеся ранее и имеющие как положительные, так и отрицательные черты, и  тенденции, носящие промежуточный, конъюнктурный характер, а также  определить новые тенденции, складывающиеся как адекватное отражение перехода к рыночным отношениям, если они складываются, или же к интенсивному типу развития экономики, если они, рыночные отношения, еще незначительны.

 

Интеграция России в международный  рынок труда означает усилившийся  за последние десятилетия международный  трудовой обмен. Для России здесь  существенна трудовая миграция в  дальнее зарубежье. Если въезд из ближнего зарубежья намного превышает  выезд, то с дальним зарубежьем все  наоборот. Эмиграцию из России можно  условно разделить на следующие  группы: этническая (евреи, немцы, греки, армяне) – на постоянное жительство; массовая трудовая – найти приемлемую работу или временно, или постоянно[14].

 

Изменение социально-экономических  условий – кризис экономики, разрыв хозяйственных связей, сокращение производства, ухудшение жизненного уровня значительных категорий населения, усилившаяся  региональная дифференциация уровня жизни  – нашло отражение в структурных  изменениях миграционного потенциала и характере миграционных процессов. Важную роль для формирования и развития миграционного потенциала стали  играть следующие моменты: высвобождение  трудовых ресурсов в результате сокращения производства, и, как следствие, появление  безработных, возвращение в Россию мигрантов из республик бывшего  Союза.

 

Внутренние миграции населения  являются доминирующим компонентом  в миграционных процессах регионов страны, их объемы и направления  оказывают заметное влияние на перераспределение  численности населения субъектов  Российской Федерации. Передвижения внутри страны, связанные со сменой места  жительства, в общем миграционном обороте в 2009 г. составляли 85%. На переселения  из одного субъекта Российской Федерации  в другой приходится 45% внутрироссийских миграций[15].

 

 

 

Рис. 2.1. Внутрироссийская миграция, 1998–2009 гг.

 

По данным текущего учета  после Всероссийской переписи населения (за 2003–2009 гг.) во внутрироссийских миграциях участвовало почти 15 млн. человек или каждый десятый житель России.

 

В 2001–2008 гг. передвижения внутри страны практически стабилизировались  на уровне 1,9 – 2 млн. человек. Однако в 2009 г. число мигрантов, сменивших  место жительства в пределах страны, сократилось по сравнению с 2008 г. на 227 тысяч человек, или на 12% и  составило 1,7 млн. человек. В 2008 г. во внутренних миграциях участвовало на 63,6 тыс. человек (на 3,2%) меньше, чем в 2007 г. (в 2007 г. – на 62,3 тыс. человек или  на 3,2% больше, чем в 2006 г.)[16] (рис. 2.1.).

 

Во внутренних миграциях  поток ориентирован с севера и  востока в центр. В отличие от прошлого межпереписного периода, когда привлекательными для жителей России были также юго-западные территории, в последние 8 лет положительный миграционный прирост сложился в Северо-Западном федеральном округе. Два округа образуют миграционные полюса – Центр, который стягивает население со всей территории страны, и Дальний Восток, который во все регионы население отдает. В 2003–2009 гг. на Центральный округ приходилось 86% населения, перераспределенного между округами. При этом практически весь положительный миграционный прирост, получаемый округом во внутрироссийских миграциях, аккумулируют Москва и Московская область (93%)[17].

 

Сибирь и Дальний Восток потеряли более 350 тыс. своих жителей, что составляет более половины (52%) перераспределенного между округами населения. Почти 70% общего сокращения численности населения Дальневосточного федерального округа и 40% – Сибирского федерального округа сложилось за счет миграционного обмена населением между  округами.

 

Внешняя миграция в 2009 г. составляла всего 15% от общего миграционного оборота, однако именно она оказывает влияние  на изменение численности населения  России в целом.

 

На учитываемые статистикой  объемы международной миграции в  большой степени сказываются  изменения в законодательстве. В  частности, резкое сокращение числа  прибывших в 2001 г., по-видимому, объясняется  введенными ограничениями приема граждан  стран СНГ. В последующие годы в статистический учет попадали все  граждане России, прибывшие на постоянное жительство из-за пределов страны и  иностранные граждане и лица без  гражданства, получившие вид на жительство.

 

Такая ситуация привела к  минимизации потоков учитываемых  иммигрантов – в 2004 г. их численность  была наименьшей за последние 50 лет. С начала 2007 г. в статистический учет попадают иностранные граждане и лица без гражданства, впервые получившие разрешение на временное проживание. В результате число иммигрантов увеличилось более, чем на 100 тыс. человек, или на 54%. При этом в 1,5 раза возросли как потоки из стран – участников СНГ (на 96,7 тыс. человек), так и из стран дальнего зарубежья (на 3,9 тыс. человек) (рис. 2.2.).

Информация о работе Трудовая миграция в РФ