Типология организаций. Деловые и союзные организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 15:33, контрольная работа

Описание работы

Сказать, что существует всеобъемлющая теория организации, в полной мере описывающая и объясняющая все виды, типы, формы организационных структур и процессы, в них происходящие, было бы сильным преувеличением. И проблема заключается, прежде всего, в значительном многообразии и неопределенности предмета изучения. Практически все формы человеческой деятельности, нас окружающие, организованы.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
1.Типология организаций………………………..……………..……………... 4
2.Деловые организации…………………………………………….…………... 5
3.Союзные организации………….…………………………………..…………7
Заключение ……………………………………………………………………….8
Список использованной литературы ……………………………………………9

Работа содержит 1 файл

Теория организаций.doc

— 64.00 Кб (Скачать)


                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ                                     

                                   РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

        ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

            ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ            

                                        ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

                   ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Теория организации»

                          

 

 

 

на тему №10

«Типология организаций. Деловые и союзные организации»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Студент:   Самылин Михаил Владимирович

                                                    Факультет:            ММ

                                                    Специальность:    ГиМУ

                                                    Форма обучения:  День

                                                    Личное дело №:    08МГД48070

 

                                  Проверил: ст. преподаватель Ю.В.Бараева

 

 

 

 

 

 

                                                      Ярославль 2010

                                             Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………. 3

1.Типология организаций………………………..……………..……………... 4

2.Деловые организации…………………………………………….…………... 5

3.Союзные организации………….…………………………………..…………7

Заключение ……………………………………………………………………….8

Список использованной литературы ……………………………………………9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Введение

 

Сказать, что существует всеобъемлющая теория организации, в полной мере описывающая и объясняющая все виды, типы, формы организационных структур и процессы, в них происходящие, было бы сильным преувеличением. И проблема заключается, прежде всего, в значительном многообразии и неопределенности предмета изучения. Практически все формы человеческой деятельности, нас окружающие, организованы. И это факт, не требующий доказательств. Однако эти организованные формы настолько не похожи друг на друга, что возникает вопрос - что может быть общего: у школы, в которой мы учились; у предприятия, на котором работают наши родители; у партийного объединения, за которое мы голосовали на прошедших выборах; у армейского подразделения и т.д.?

Очевидно, что некая группа людей должна соответствовать нескольким обязательным требованиям, чтобы считаться организацией. Организацию можно определить как группу людей, деятельность которых специально координируется для достижения сознательно поставленной общей цели или целей. Она может возникнуть также тогда, когда достижение индивидуальных целей невозможно без постановки и достижения общих целей. Преимущество организаций заключается в том, что человек, становясь членом организации, может более успешно достичь своих целей, чем индивидуально. Цель данной контрольной работы - рассмотреть типологию организаций, а именно деловых и союзных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Типология организаций

 

     В основу социологической типологии положены характеристики организаций с точки зрения их места в общественных отношениях и социальных функций. Огромное многообразие и разнохарактерность организаций создают существенные трудности для их классификации. Организации, которые, на первый взгляд, можно отнести к одной группе по одному критерию, могут сильно различаться по-другому. Сравните, скажем, гипермаркет сети «Рамстор» и табачную лавку. Обе эти организации — торговые, но по структуре, управлению, технологиям они сильно различаются. Таких примеров можно привести множество. Для чего же нужно классифицировать организации? Собственно, для того же, для чего мы пытаемся классифицировать людей (это задача не менее сложная). Составление любой типологии — это способ лучше понять окружающий нас мир, в данном случае — мир организаций. Для менеджера или человека, занимающегося исследованиями в области управления, типология организаций играет роль своеобразного путеводителя, помогающего создать определенный образ окружающей реальности. В типологии организаций, главным образом предприятий, нуждаются экономика(разделяет организации по численности персонала, профилю продукции, технологическому режиму и т.д.), право (делит организации по подчинению –местному, республиканскому и общесоюзному, по ведомственной принадлежности, по административным структурам, специально рассматривается категория общественных организаций). Социологически же наиболее важными представляются характеристики организаций с точки зрения их места в общественных отношениях, социальной функции.

В обществе можно выделить несколько типов организаций: деловые организации, союзные организации, ассоциативные организации, поселение.

Ассоциативные организации - это семья, научная школа, неформальная группа. В них заметны некоторая автономия от среды, относительная стабильность состава, иерархия (главенство, лидерство), сравнительное устойчивое распределение участников (по ролям, престижу), принятие общих решений. Регулятивные функции осуществляют спонтанно складывающиеся в них коллективные нормы и ценности. Однако степень их формализации незначительна. Более важное их отличие от организаций первых двух типов содержится в особенности целевых свойств: они строятся на взаимном удовлетворении интересов, когда не общая цель является фактором объединения, а цели каждого, то есть цель одного участника служит средством достижения цели другого.

Поселение - обладает сходными организационными признаками. Первоначально люди селятся вместе, чтобы через соседские связи использовать деятельностные способности друг друга, подчиняясь при этом какой-то целесообразности целого (соблюдая планировку улиц, формы и размеры жилища, структуру специализации и т.д.), которая каждому в отдельности не нужна. По мере урбанизации фактор целостности возрастает, обезличивается и обособляется ещё больше. Очевидно, что все эти организационные формы взаимосвязаны и пересекаются между собой. На территории большинства поселений находятся деловые организации, в последних немало различных союзных и ассоциативных организаций, многие союзные организации имеют административный аппарат, предприятия и т.д. Иногда оказывается эффективным их слияние, когда, например, исследовательский институт создаётся на базе научной школы или персонал отдалённой метеорологической станции формируется из членов одной семьи. В других же случаях подобные сочетания считаются вредными, дезорганизующими. Разделение организаций по типам и группам не имеет резких граней, отличается постепенностью перехода признаков. Отсюда идентификация каждого случая нередко требует критериев типа «по преимуществу», то есть некоторой условности.

Оставшиеся два типа - деловые и союзные организации рассмотрим более подробно.

 

 

 

 

2.Деловые организации

Деловые организации (предприятия, учреждения) создаются широкими социальными системами - государством, местной властью, партиями, акционерными обществами, либо отдельными коллективными предпринимателями. Они могут быть муниципальными, государственными, частными, акционерными. Участие в них дает доход, заработную плату. Основой их внутреннего регулирования будут административный распорядок, принципы единоначалия, назначения, целесообразности.

Деловые организации можно разделить эмпирически на два вида. Одним будут предприятия, занятые в производстве и распределении материальных ценностей и услуг (производственные, обслуживающие, торговые), другие - учреждения, занятые в сфере умственного труда (образовательные, лечебные, культурные, управленческие, научные и проектные). Однако такое выделение "вообще" несколько непонятно и запутанно. Разумнее представить внутреннюю типологию деловых организаций по их назначению с точки зрения актуальной проблемы "личность - общество". В этом смысле все деловые организации можно разбить на две основные группы по их общественной функции: как занятые удовлетворением человеческих потребностей (работают на каждого члена общества) и занятые в сфере общественной интеграции (работают на целое, на общество).

В первую группу попадают организации, производящие предметы материального потребления - одежду, продукты питания, жилища, весь предметный мир человека. Во вторую - организации, осуществляющие социальный контроль (органы надзора), социальное управление. Выделяется также промежуточная группа организаций, занятых социализацией (воспитательные, образовательные, информационные учреждения), которая в той или иной степени выполняет обе функции. Но и эта типология имеет свои недостатки. Так, из нее выпадает группа организаций "промежуточного" производства (в энергетике, горном деле и т.д.), которые не задело принятое в данном случае основание деления. Также встает вопрос места и участия деловых организаций в общественных отношениях. Его можно рассмотреть по типу контактов организаций со своим адресатом - потребителем. Такие контакты являются способом связи организации со своей внешней средой. Партнерами организаций могут быть или другие организации, или массовый потребитель, какие-то категории населения. Эта разница существенна, так как очевидны принципиальные различия между такими парами организаций, как строительная фирма и ЖЭУ, оптовая база и магазин, хотя занимаются они общим предметом. Контакт может возникать между однородными организациями (двумя школами по поводу проведения профориентации выпускников) или с выходом на более широкие сферы участия (отдельная школа принимает участие в федеральном конкурсе "Школа года") - плотность, иерархия и частота связей будут иными. Соответственно типу отношений выделяется и характер связей, по которым можно различить организации.

Межорганизационные отношения делятся на отношения кооперации и соподчинения. К отношениям кооперации относятся односторонние (поставка - получение) и объединительные (совместные решения общих задач). Что касается отношений соподчинения, то они задаются по принадлежности функционального подчинения и по специализированному надзору (школа - горуно; школа - санэпидемстанция). С такими партнерами организации связаны в процессе всей своей деятельности - от них поступают различного рода предписания и ограничения. Организационно-массовый вид отношений распадается на аудиторную (вовне организации) и клиентурную (внутри нее) разновидности. Различаются отношения интенсивностью и индивидуальным неодинаковым воздействием на адресата. Выделяются также индивидуализированное и совокупное взаимодействие внутри данного типа отношений в зависимости от того, на кого конкретно направлена деятельность определенной организации. Например, газета будет организацией аудиторно - совокупных отношений, так как ее деятельность направлена вовне самой организации и имеет дело не с конкретными людьми, а с достаточно широкой и во многом безликой аудиторией.

Деловые организации создаются преимущественно для выполнения конкретной общесоциальной задачи. Различаясь по общественным функциям, по сферам деятельности, по межорганизационным отношениям, они имеют много общего в структурной организации.

Эффективное воздействие органов государственной власти на деловые организации возможно только в том случае, если государственная система построена на принципах, препятствующих развитию негативных тенденций в системе управления самого государственного аппарата. Подобные государственные системы принято характеризовать как демократические.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Союзные организации.

 

Союзные организации иногда называют общественными, они являются важной формой общественной самодеятельности и массового самоуправления. Участие в них мотивируется убеждениями, потребностью в общении, получением дополнительных правовых или материальных возможностей, стремлением к самоактуализации. Их цели вырабатываются изнутри и представляют собой обобщение индивидуальных целей. Регулирование деятельности такой организации обеспечивается совместно принятым уставом, принципом выборности, т.е. зависимостью руководителей от руководимых. Членство в них дает удовлетворение политических, социальных, культурных, творческих и других индивидуальных потребностей участников. Союзные организации могут подразделяться на категории по членству: только индивидуальное, только коллективное, смешанное, без членства, по специализации. Однако типология содержательная, в частности, по выдвигаемым целям, лучше помогает разобраться в сущности союзных организаций. В этой типологии все союзные организации можно разделить по ориентации вовне себя, на дела общества и ориентацию на потребности, интересы своих членов. Организации первой группы выражают особые гражданские побуждения, распространенные в определенных слоях массового сознания. Количество таких организаций, количество членов в них, а также цели и задачи таких организаций свидетельствуют о структуре нравственных ценностей общества, его моральных ориентирах. Это организации политической ориентации (Международная амнистия, союз борьбы за права человека и др.), проблемные (Красный Крест, общество спасения на водах и др.), творческие (Союзы художников, кинематографистов; научные объединения).Союзные организации второго типа можно разделить на корпоративные (профсоюзы, Союз промышленников), организации взаимопомощи (Общество слепых, потребсоюзы, кооперативы и др.) и любительские организации клубного характера, удовлетворяющие непрофессиональные интересы и увлечения своих участников (общества коллекционеров, спортсменов и т.д.). Необходимо отметить, что разделение организаций по типам и группам не имеет резких граней и отличается постепенностью перехода признаков. Союзные организации создаются, как правило, исходя из личных потребностей их участников и в силу этого не имеют жестко организованных структур и отличаются большим разнообразием по сравнению с деловыми.

 

 

 

 

 

 

 

                                           Заключение

 

      Жизнь современного общества немыслима без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. Любая организация является целенаправленной системой деятельности. Все формы организаций появляются и развиваются как своеобразные отклики на разнообразные задачи, которые ставит перед собой человек или группа людей в ходе их целенаправленной деятельности. К процессу создания и функционирования организаций может быть применен инженерный (инжиниринговый) подход, позволяющий конструировать эффективные организационные системы. Использование типологии организаций позволяет быстрее определить ключевые проблемы, тормозящие развитие той или иной формы организации и переключаться на поиск новых форм, позволяющих разрешать возникающее противоречие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Кузьмин С.А. Социальные изменения: Опыт структурного анализа. -

М, 1996.

2. Социальное управление: словарь- справочник. - М, 1994.

3. Слепенков И.М., Аверин Ю.П. Основы теории социального управле-

ния. - М, 1990.

4. Радугин А. А., Радугин К.А. Введение в менеджмент: Социология ор-

ганизаций и управления. - Воронеж, 1995.

5. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М, 1994.

6. Удальцова М.В. Социология управления: Учебное пособие. - М. -

Новосибирск, 1998.

7. Егоров А.И., Смирнова Е.Р. Основы социологии организации. - Сара-

тов, 1997.

8. Оптнер С. Системный анализ для деловых и промышленных организа-

ций. - М. Советское радио, 1969.

9. Брэддик А. Менеджмент в организации. - М,1997.

10. Пригожин А.И. Современная социология организации. - М, 1995.

11. Менеджмент организации: Учебное пособие. - М, 1997

12. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - М, 1997.

13. Управление организацией: Учебник. (под ред. А.Г.Поршнева) - М,

1999.

14. Мильнер Б.З. Теория организаций: Курс лекций. - М, 1998.

15. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М, 1998.

16. Линда Джуэлл. Инструментально – организационная психология. _

СПб, 2001 .

2

 



Информация о работе Типология организаций. Деловые и союзные организации