Стратегическое планирование в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:49, реферат

Описание работы

Значение стратегического поведения, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Все компании в условиях жёсткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационально

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

     Стратегия  (от греч. strategia – избранный на период войны руководитель) – это искусство планирования руководства, основанное на правильных долгосрочных прогнозах.1

     Значение  стратегического поведения, позволяющего  фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Все компании в условиях жёсткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющейся окружающей среде.

     Если  раньше считалось, что большой  имеет лучшие шансы победить  в конкуренции по сравнению  с маленьким, то теперь всё  более ясным становится факт, что преимущества в конкурентной  борьбе получает более быстрый. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых, зачастую совершенно неожиданных возможностей для осуществления бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других факторов привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.

     Практика  бизнеса показала, что не существует  стратегии, единой для всех  компаний, как и не существует  единого универсального стратегического  управления. Каждая фирма уникальна  в своём роде, и процесс выработки  стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики её развития, её потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых ею услуг, состояния экономики, культурной среды и ещё многого другого. В то же время есть ряд основополагающих моментов, которые позволяют говорить о некоторых обобщённых принципах осуществления стратегического управления. Конечно, всегда следует помнить, что стратегическое управление – это в первую очередь продукт творчества высшего руководства, но в то же время можно говорить и о некой теории стратегического управления, знание которой позволяет более эффективно осуществлять управление организацией.

     Исходя  из вышесказанного, тема работы  имеет достаточно высокую степень актуальности.

     Цель  работы: заключается в изучении  обобщённых принципов осуществления  стратегического планирования в  организации.

     В  соответствии с поставленной  целью необходимо решить задачи:

     Объектом  исследования является организация,  а предметом исследования – анализ стратегического планирования в организации.

     Структура  работы: данная работа состоит  из введения, 4 глав, заключения и  списка использованной литературы, содержащего 4 источника.

     Первая  глава посвящена основным понятиям стратегического планирования, в ней рассматриваются цели, определение, сущность, преимущества и недостатки стратегического планирования; вторая глава посвящена элементам стратегического планирования; в третьей главе описывается выбор стратегии фирм; в 4 главе говорится о типах стратегий развития бизнеса.

     Список  использованной литературы состоит  из: учебных пособий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ  СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И  ЕГО ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ. 

1.1 Определение  и сущность стратегического планирования.

     Стратегическое  планирование – это такое планирование  организацией, которое опирается  на человеческий потенциал как  основу организации, ориентирует  производственную деятельность  на запросы потребителей, гибко  реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности даёт возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

     До  последнего времени стратегическое планирование было прерогативой крупных международных концернов. Однако ситуация стала меняться, и, как показывают опросы, все больше и больше компаний, представляющих средний бизнес, начинают заниматься вопросами стратегического планирования.

     Сущность  стратегического планирования заключается в ответе на три важнейших вопроса:

  1. В каком положении предприятие находится в настоящее время?

Для ответа на данный вопрос менеджеры должны хорошо понимать текущую ситуацию, в которой находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. А для этого необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций.

  1. В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет?

Второй вопрос отражает такую важную особенность стратегического планирования как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо определить, к чему стремиться, какие цели ставить.

  1. Каким способом достигнуть желаемого положения?

Данный вопрос стратегического планирования связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может  происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими  или ограничениями данного этапа  являются имеющиеся или доступные  ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать выбранную стратегию.2 

   1.2. Цели стратегического планирования

   Цель стратегического планирования: через генерирование и выбор соответствующих стратегий определить оптимальный путь развития предприятия с точки зрения повышения ценности капитала.

   Цели стратегического планирования обеспечиваются за счёт следующих факторов:

     - высокого профессионализма и  творчества служащих;     

- тесной связи организации с внешней средой;     

- обновления  продукции;     

- совершенствования  организации производства, труда  и управления;     

- реализации  текущих планов;

  • включения всех работников предприятия в реализацию целей и задач предприятия.
 

      В процессе стратегического планирования главные цели предприятия устанавливаются  высшим руководством и согласуются со всеми подразделениями.

     В мировой практике для определения подходов к достижению сформулированной генеральной цели стратегического планирования применяется технология «дерева целей», то есть построения иерархии стратегических подцелей и задач, проекты решения которых и должны составить содержание стратегического плана.

     Современный темп изменений в экономике является настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования  будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству фирмы средства создания плана на длительный срок, дает основу для принятия решений, способствует снижению риска при принятии решений, обеспечивает интеграцию целей и задач всех структурных подразделений и исполнителей фирмы.

1.3 Преимущества  и недостатки стратегического  планирования

Основное преимущество стратегического планирования состоит в большей степени обоснованности плановых показателей, в большей вероятности реализации планируемых сценариев развития событий.3

Современный темп изменений в экономике является настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству организации средства создания плана на длительный срок, дает основу для принятия решений, способствует снижению риска при принятии решений, обеспечивает интеграцию целей и задач всех структурных подразделений и исполнителей организации.

В отечественной  практике управления предприятиями  стратегическое планирование применяется  редко. Однако в промышленности развитых стран оно становится скорее правилом, чем исключением. 

 Особенности  стратегического планирования:

* должно дополняться  текущим;

* стратегические  планы разрабатываются на совещаниях  высшего руководства фирмы ежегодно;

* годовая детализация  стратегического плана осуществляется  одновременно с разработкой годового финансового плана (бюджета);

* большинство  западных компаний считает, что  механизмы стратегического планирования  должен быть усовершенствован.

Наряду с явными преимуществами стратегическое планирование имеет ряд недостатков, которые ограничивают сферу его применения, лишают его универсальности в решении любых хозяйственных задач.

Недостатки и  ограниченные возможности стратегического  планирования:

1. Стратегическое  планирование не дает и не  может дать в силу своей  сущности детального описания картины будущего. То, что оно может дать -качественное описание состояния, к которому должна стремиться организация в будущем, какую позицию может и должна занимать на рынке и в бизнесе, чтобы ответить на главный вопрос -- выживет или нет организация в конкурентной борьбе.

2. Стратегическое  планирование не имеет четкого  алгоритма составления и реализации  плана. Его описательная теория  сводится к определенной философии  или идеологии ведения бизнеса.  Поэтому конкретный инструментарий  во многом зависит от личных качеств конкретного менеджера, а в целом стратегическое планирование -- симбиоз интуиции и искусства высшего менеджмента, способность менеджера вести организацию к стратегическим целям. Цели стратегического планирования обеспечиваются за счет следующих факторов: высокого профессионализма и творчества служащих; тесной связи организации с внешней средой; обновления продукции; совершенствования организации производства, труда и управления; реализации текущих планов; включения всех работников организации в реализацию целей и задач организации.

3. Процесс стратегического  планирования для своего осуществления  требует значительных затрат  ресурсов и времени по сравнению  с традиционным перспективным  планированием. Это объясняется  более жесткими требованиями к стратегическому плану. Он должен быть гибким, реагировать на любые изменения как внутри организации, так и во внешней среде. Численность работников, занятых стратегическим планированием, выше, чем в перспективном.

4. Негативные  последствия ошибок стратегического планирования, как правило, гораздо серьезнее, чем в традиционном, перспективном. Особенно трагическими бывают последствия неверного прогноза для предприятий, осуществляющих безальтернативную хозяйственную деятельность. Высокая степень риска в перспективном планировании может быть объяснена теми областями производственно-хозяйственной деятельности, в которых принимаются решения о выпускаемой продукции; направления вложений средств; новые возможности осуществления бизнеса и т.п.

5. Стратегическое  планирование должно быть дополнено механизмами реализации стратегического плана, т.е. эффект может дать не планирование, а стратегическое управление, ядром которого является стратегическое планирование. А это предполагает, в первую очередь, создание на предприятии организационной культуры, позволяющей реализовать стратегию, системы мотивации труда, гибкой организации управления и т.п. Поэтому создание подсистемы стратегического планирования на конкретном предприятии следует начинать с наведения порядка в системе управления, с повышения общей культуры управления, укрепления исполнительской дисциплины, совершенствования обработки данных и т.п.4

Информация о работе Стратегическое планирование в организации