Стадия формирования коллектива

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 20:23, реферат

Описание работы

Коллектив (от латинского – collectivus — собирательный) — группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации. По виду деятельности различают трудовые, учебные, военные, спортивные, художественной самодеятельности и другие коллективы.

Работа содержит 1 файл

Коллектив.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

     Коллектив (от латинского – collectivus — собирательный) — группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации. По виду деятельности различают трудовые, учебные, военные, спортивные, художественной самодеятельности и другие коллективы. В более широком смысле — люди, объединенные общими идеями, интересами, потребностями.

Стадия  формирования.

     Коллектив рождается в тот момент, когда  группа индивидуумов собирается вместе для решения общей цели.

Изначально  члены коллектива незнакомы друг с другом и не знают, могут ли они  вообще работать вместе, поэтому испытывают неуверенность по поводу самой задачи и своих взаимоотношений. Для  выяснения этого требуется время.

     Поэтому самая первая задача лидера -разъяснить, чем кому заниматься, распределить ресурсы и установить правила, по которым будет работать коллектив.

     Эту стадию ещё называют по примеру сообществ  животных стадией ритуального обнюхивания.

     Члены команды настороженны в своих взаимоотношениях, и обычно в них присутствует подчеркнутая вежливость и скованность. Это в свою очередь вызывает нервозность и неловкость, которые проявляются в форме неуклюжего юмора и надрывного смеха.

     На  этом этапе члены коллектива не готовы брать на себя ответственность, и поэтому склонны ждать, пока лидер сам не распределит роли, задачи и не инициирует действия группы.

     На  этом этапе коллектив неработоспособен, поскольку его члены испытывают неуверенность относительно его  цели и своей роли.

     А энергия группы поглощается процессом  установления взаимоотношений и  поиском методов сотрудничества.

     Чем быстрее это закончится, тем быстрее  пойдет процесс развития коллектива.

     Руководитель  должен сыграть в этом важную роль и постараться сделать следующее.

     Ускорить  процесс личного знакомства между  членами, поощряя их по возможности  быстрее начать совместную деятельность, раскрыть свои жизненные ценности и  убеждения, свои заботы, надежды и  т.д.

     Это неплохо осуществляется через совместный отдых (на природе).

     Чем скорее члены команды близко узнают друг друга, тем раньше начнется их эффективное сотрудничество.

     Обеспечить  понимание и принятие целей и  задач коллектива со стороны каждого  из его членов.

     Речь  идет не просто об определении целей  и задач важно, чтобы члены коллектива были готовы отстаивать ценности, лежащие в их основе; в противном случае они не смогут всей душой предаться делу.

     Поэтому участие группы в формулировании её целей является решающим фактором в достижении конечного успеха.

     Результатом этого процесса является то, что обычно называют миссией организации. Она должна быть простой и лаконичной, и её должны поддерживать все члены команды. Если это никак не удается, нужно изменить либо миссию, либо состав коллектива.

     Поощрять  инициативу членов группы в разработке приемлемых и эффективных методов работы. Для этого от лидера требуется уступать группе свои полномочия по принятию решений, распределению ролей и задач и т.д. При этом за ним остаются полномочия, необходимые для обеспечения выполнения задач в соответствии с нуждами организации.

     Многие  лидеры испытывают здесь трудности, но если этого не сделать, коллектив  так и останется в состоянии  зависимости от руководителя, что  препятствует проявлению коллективного  творчества и сотрудничества.

     Создать климат, благоприятствующий открытому  выяснению любых вопросов; это  ускорит избавление от зависимости  и искусственности, свойственной стадии формирования.

Развитие  коллектива

     В своем развитии коллектив проходит три основные стадии , которые характеризуют его с качественной стороны.

     Для управления конкретным коллективом  руководитель должен определить на какой  стадии развития находится коллектив  в настоящий момент и выбрать  стиль управления коллективом.

Первая  стадия - начальная.

     Она характеризует процесс создания формальной внешней целостности коллектива. На этой стадии люди присматриваются друг к другу и к руководителю. Руководитель, в свою очередь, изучает личный состав коллектива.

     В этот период начинается адаптация членов коллектива к условиям труда, друг к другу, к руководителю и его требованиям. В стиле управления руководителя преобладает волевая сторона. Руководитель знакомит коллектив с задачами подразделения, ближними и перспективными целями, распределяет обязанности с учетом подготовленности и личных склонностей сотрудников, определяет режим работы и организует его строгое выполнение.

     Особое  внимание в этот период руководитель должен уделять контролю за исполнением  своих решений и заданий. Именно на этой стадии у членов коллектива формируется чувство ответственности, точность и аккуратность при выполнении работы.

     Руководитель  также изучает индивидуальные особенности  сотрудников, привлекает наиболее сознательных и инициативных к решению общественных задач коллектива.

Вторая  стадия - дифференцирование.

     На  этой стадии на основе общности интересов  и склада характеров формируются  малые группы, различные по своей  ориентации к руководителю и к  задачам коллектива. Из наиболее сознательных и деятельных людей формируется  актив, который раньше других осознает общественную значимость задач коллектива, необходимость предъявляемых руководителем требований и оказывает ему поддержку.

     Однако  подлинного единства пока еще нет. Добросовестные, но пассивные исполнители соблюдают  дисциплину, выполняют задания руководителя, но не проявляют инициативы и активности в поддержке действий администрации. Могут выявиться и дезорганизаторы, отрицательно настроенные к работе и действиям руководителя.

     На  этой стадии руководитель, опираясь на актив, должен вести борьбу с дезорганизаторами и лодырями , формировать общественное мнение, активизировать добросовестных исполнителей, воспитывать высокую сознательность у членов коллектива. Завершение этой работы будет означать переход на качественно новую ступень развития коллектива.

Важным признаком второй стадии развития является увеличение числа решений, принимаемых руководителем с привлечением подчиненных.

Третья  стадия - интегрирование.

     На  этой стадии создается коллектив  с единством интересов и целей, сознательной дисциплиной. Все члены коллектива усваивают требования руководителя, теперь весь коллектив требует от каждого.

     На  этой стадии руководитель должен изменить тактику руководства. Если на начальной  стадии он выступал по отношению к  подчиненным как внешняя сила, как организатор формирования и развития коллектива, то теперь эту роль берет на себя коллектив, а руководитель является авторитетным представителем и выразителем его интересов.

     Роль  руководителя на этой стадии заключается  в организации трудовых процессов  и в тактичном регулировании социальной жизни коллектива, в прогнозировании и определении путей развития коллектива.

     Стадией интегрирования не заканчивается развитие коллектива. Он должен развиваться  постоянно, во всей полноте своих  функций, так как застой в развитии приведет к распаду коллектива.

     Рассмотренные стадии развития коллектива являются типичными, характерными для всех коллективов. Но темпы и сроки прохождения  отдельных стадий могут быть различными, так как они зависят от объективных  и субъективных условий жизни  и деятельности коллектива.

     Тактика руководства в зависимости от стадии развития должна гибко меняться. Не разобравшийся в обстановке руководитель может стать причиной замедления развития или распада коллектива.

 

НРАВСТВЕННОЕ  ВОСПИТАНИЕ

1. Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы. Мораль как регулятор поведения личности.

     В процессе воспитания личности исключительно  важное значение имеет формирование ее нравственности. Дело в том, что  люди, будучи членами социальной системы  и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчинятся определенным нормам, правилам и требованиям. Вот почему в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функцией которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности – в труде и в быту, в семье и в отношениях с другими людьми, в политике и науке, в гражданских проявлениях, играх и т.д. такую регулирующую функцию, в частности, выполняют правовые нормы и различные постановления государственных органов, производственно -административные правила на предприятиях и в учреждениях, уставы и инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравственность.

     Есть  существенное отличия в том, как  влияют на поведение людей различные  правовые нормы, законы, административные правила и указания служебных  лиц, с одной стороны, и нравственность – с другой. Правовые и административные нормы и правила имеют обязательный характер, и за их нарушение личность несет юридическую или административную ответственность. Нарушил, например, человек тот или иной закон, опоздал на работу или не выполнил соответствующих служебных инструкций – неси правовую или административную ответственность. В обществе созданы даже специальные органы (суд, прокуратура, милиция, различные инспекции, комиссии и т.д.), которые наблюдают за выполнением законов, разных постановлений и обязательных указаний и применяют соответствующие санкции (от лат. строжайшее постановление) к тем, кто их нарушает.

Иное  дело нравственность, или мораль. Нормы  и правила, которые относятся  к ее сфере, такого обязательного  характера не имеют, и практически  их соблюдение зависит от самой личности.

     Когда же тот или иной человек их нарушает, общество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно средство воздействия  на него – силу общественного мнения: упреки, моральное порицание и, наконец, общественное осуждение, если аморальные действия и поступки приобретают еже более серьезный характер.

     Возьмем тот же пример с опозданием. Если человек опоздал на работу, на него может быть наложено административное взыскание (предупреждение, выговор  и т.д.). Но если то же человек опоздал  на встречу со своим знакомым и последний был вынужден долго ждать его, никаких санкций не бывает, а значит может его только упрекнуть или сделать товарищеское замечание. Как видим, соблюдение моральных норм и правил базируется не на предупреждении, а главным образом на сознательности самой личности, на понимании ею этих норм и правил и необходимости их соблюдения. В этике – философской науке о морали - существуют две основные нравственные категории – добро и зло. Соблюдение моральных требований, их поддержка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как нравственное зло. Понимание этого и побуждает личность общества, совершенствовать свое поведение, что одновременно означает и ее моральное развитие. Правда, немаловажную роль здесь играет сам характер нравственности и ее содержание. Нравственность фашистского тоталитарного государства, например, развращала людей, возбуждала в них человеконенавистничество и вела к деградации личности. Только мораль гуманного и демократического общества, которая сама носит прогрессивный характер, содействует действительному прогрессивному развитию и совершенствованию личности.

     Но  моральные усовершенствования поддерживаются не только силой общественного мнения. большую роль в этом играют нравственные обычаи, привычки и традиции, которые культивируются в обществе. Люди давно заметили, что нравственность личности не может основываться только на ее моральной сознательности, что она становится более прочной, когда соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных способов поведения и деятельности. Это как будет показано ниже, имеет большое значение для воспитания. Здесь же подчеркнем следующее положение. Поскольку соблюдение нравственных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса, вполне понятно, какое огромное значение приобретает нравственное воспитание, повышение его содержательности и педагогической действительности. Многие общественные деятели, писатели и педагоги с давних времен считали, что нравственное воспитание не только оказывает решающее влияние на формирование положительных качеств личности, но и является главной задачей школы и должно быть в центре ее воспитательной деятельности.

Информация о работе Стадия формирования коллектива