Специфика и функции государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 19:28, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы изучить специфику государственного управления и определить его функции.

Существует несколько проблемных задач в государственном управлении требующих своего разрешения. Среди них: необходимость создания единой вертикали исполнительной власти, недопустимость передачи государственных функций предпринимателям, строгое соблюдение принципа профессионализма и компетенции государственными служащими, борьба с коррупцией в сфере государственного управления.

Содержание

1.Введение 3

2.Сущность и основные признаки государственного управления 4

3. Специфика государственного управления 6

4. Функции государственной власти 7

5. Объект государственного управления 8

6. Методы и формы управленческой деятельности 11

7. Государственный аппарат и государственное управление 12

7.1 Институциональная подсистема 16

7.2 Нормативно-правовой компонент государственного управления 17

7.3 Управленческие коммуникации 22

7.4 Государственная кадровая политика 23

8. Заключение 26

Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

Контр по теории упр-я.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

    Содержанием государственного управления являются различные действия по использованию публичной власти, которые предпринимаются в целях регулирования общественных отношений или отношений, приобретающих общественное значение. Управленческие органы, должностные лица могут совершать те или иные действия в пределах своей компетенции, в формах и способах, предусмотренных нормативными актами. Совокупность таких действий, которые совершаются в разное время и разными методами, составляет управленческий процесс.

    Важнейшее значение для управления в обществе имеют его цели. Возможны конкретные цели, а бывают цели более общего порядка. Цели должны быть реальны и выполнимы. Цели управления определяют суть управленческого решения: выбор действий, при помощи которых цели должны быть достигнуты.

    В государственном управлении применяются  различные формы (экономическое и административное управление), методы (убеждения и принуждения), приемы (организационные, технические и др.).

    Необходимость государственного управления в современном  обществе очевидна. Осуществление общих  дел и урегулирование социальных конфликтов в обществе - вот те главные причины, обусловливающие необходимость применения публичной власти и публичного управления в обществе.

    Возможности государственного управления для регулирования  общественных отношений велики. Путем  принятия законов и последующих управленческих действий в целях общественной или государственной необходимости проводится "изъятие законного имущества у собственников (национализация определенных отраслей экономики, земли, банков и т.д.), приватизация (передача в частную собственность государственной или муниципальной собственности)" <11>.

    --------------------------------

    <11> Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: Учебник. М.: Юристъ, 2005. С. 44. 

    Государство и его органы могут награждать и наказывать, предоставлять льготы и пособия, лишать их и т.д.

    Возможности государственного управления связаны  с четырьмя факторами: волей, властью, силой, материальными и иными  ресурсами.

    Государство, его органы обладают особой волей, которая  выражается в решениях, принимаемых органами государства.

    Возможности регулятивной деятельности органов  государства связаны с их властью. Власть государства суверенна на всей его территории. Только органы государства вправе принимать обязательные для всего общества государственные  решения.

    Сила  государства коренится в их опоре, в идеологических, экономических  и политических ресурсах, которыми оно располагает, но прежде всего  сила государства зависит от поддержки  его населения.

    Возможности управленческой роли государства ограничены. Пределы его вмешательства в дела обществ, территориальных коллективов обусловлены объективной невозможностью регулировать те процессы и явления в обществе, которые не поддаются государственному управлению.

    Возможности государственного и социального  управления ограничены юридическими и социальными рамками. Юридические рамки - это пределы, установленные законом. Государственное управление осуществляется на основе Конституции, законов, иных правовых актов и в их рамках. Социальные ограничения связаны с тем, что в обществе есть разные социально-политические силы и некоторые из них оказывают существенное воздействие на управление.

    Возможности государственного управления могут  быть ограничены субъективным фактором.

    Существуют  различные классификации форм и  методов управленческой деятельности органов государства. В реальной жизни они переплетаются, используются одновременно, переходят друг в друга. Различают правовые формы и методы управления и организационно-технические (неправовые) формы и методы, применяемые в текущей, оперативной работе. За применение противоправных форм и методов управления возможна ответственность, причем ее несет и само государство.

    Обычно  принято различать экономические, административные и идеологические методы управленческой деятельности. В их рамках существует множество частных методик, способов, приемов. 
 

    6. Методы и формы управленческой деятельности

    Экономические методы состоят в создании государством таких условий, чтобы управляемому объекту было выгодно действовать так, как этого желает субъект управления. Административные методы - это команды субъекта управления, обязывающие поступать определенным образом. Они могут быть определенно невыгодны управляющему субъекту, но необходимы по другим причинам. Идеологические методы - это воздействие на сознание людей, пропаганда и агитация со стороны субъекта управления.

    В числе основных форм следует назвать  законодательствование, управление (администрирование), правосудие, контроль (надзор).

    Государственно-административное управление - вид государственной деятельности по управлению делами государства, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть, ее органов и должностных лиц на всех уровнях государственно-административного устройства: федеральном, субъектов Федерации, местном.

    Государственное администрирование - практическая деятельность государственных органов, технологический процесс подготовки, принятия и исполнения управленческих решений в совокупности методов и средств, с помощью которых решаются задачи государства и его структур различного уровня, осуществляется прямое, систематическое и специализированное воздействие органов управления на подведомственные им органы и объекты на основе административной ответственности за выполнение решений.

    В качестве объекта государственного управления могут выступать:

    1) сферы общественной жизнедеятельности,  которая различает экономическое,  политическое, духовно-идеологическое  воздействие;

    2) структура общественных отношений,  предполагающая управление экономическими, социальными, политическими, духовно-идеологическими отношениями и процессами;

    3) характер и объем охватываемых  воздействием общественных явлений,  которые служат показателями  для различения управления обществом,  управления государством.

    Государственное управление относится к виду социальных систем, обнаруживая все видовые признаки:

    1) социальные системы - наиболее  сложные и значимые. Они образуются  людьми, функционируют через деятельность  людей;

    2) люди одарены сознанием, поступают  обдуманно или под влиянием  страстей, но при этом всегда стремятся к определенной цели;

    3) для достижения цели требуются  соответствующие усилия, что обусловливает  необходимость функций организации  регулирования, согласования и  т.д.;

    4) непременный атрибут социальной  системы - стремление к самосохранению  в имеющемся качестве, прямым следствием чего является адаптация социальной системы к внутренним и внешним воздействиям.

    Для выяснения сущности и рационализации государственного управления необходимо понимание государства как субъекта управления. 

7. Государственный аппарат и государственное управление

- основное  звено механизма государства,  обеспечивающее повседневную работу  системы органов власти и управления  по осуществлению практических  норм, направленных на реализацию  функций государства. Госаппарат  имеет следующие черты:

    1) обладает властными полномочиями;

    2) осуществляет от имени государства  его задачи и функции;

    3) имеет определенную компетенцию  и сферу ответственности;

    4) характеризуется определенной структурой;

    5) образуется в порядке, установленном  законом.

    Первичным системообразующим элементом государственно-управляющего воздействия на общество является государственный  орган. Государственный орган - учрежденное  в установленном порядке образование, выполняющее от имени государства  какую-либо одну или несколько его функций в соответствии со своим специальным общественным предначертанием, обладающее организационным единством, собственной компетенцией, полномочиями. Государственным органом может быть одно должностное лицо или организованная группа должностных лиц, уполномоченных государством на реализации властно-управленческих функций.

    В России государственное управление осуществляется Федерацией и ее субъектами, обладающими государственной властью. Осуществляя государственное управление, Российская Федерация имеет предметы исключительного ведения. По этим вопросам только Федерация издает правовые акты, распространяющиеся на всю территорию. На всей территории действуют управления, отделы, отделения федеральных министерств и ведомств, осуществляющих отраслевое управление.

    Федеральное управление осуществляется высшими  и центральными органами государства. К числу высших органов государства  относятся: глава государства, парламент, правительство, верховный суд, конституционный  суд, высший хозяйственный суд. Центральные органы государства - это, как правило, отраслевые органы: министерства и ведомства. В России это также Центральная избирательная комиссия, Центральный банк РФ, Генеральный прокурор.

    Государственное управление немыслимо без свойства системности. В государственном управлении задействованы множество государственных органов и общественных структур, большое число должностных лиц и иных служащих, миллионы людей. В государственном управлении используются разнообразные и дорогостоящие материальные, финансовые и интеллектуальные ресурсы, обширная информация. Государственное управление состоит из массы управленческих решений и действий. Поэтому только системность придает государственному управлению согласованность, координацию, субординацию, целеустремленность, эффективность и рациональность.

    Как уже отмечалось, государственное  управление является разновидностью социального  управления с присущими только данному  виду управления свойствами:

    1) субъектом целенаправленного, организующего  и регулирующего воздействия  выступает государство;

    2) государственное управление опирается  на властные полномочия и представляет  собой способ реализации государственной  власти;

    3) в центре государственного управления - решение обширных дел, согласование  действий всех граждан, защита  совместного интереса, удовлетворение потребностей общества, а не отдельных граждан и социальных групп;

    4) комплекс методов и средств  государственного воздействия составляют  правовые, политические, экономические,  а также принуждение с помощью  системы правоохранительных органов.

    Государственное управление - воздействие государства на общественные процессы, управление делами всей общественной системы. Для государственного управления, осуществляемого Президентом РФ, Правительством РФ и иными органами исполнительной власти, а также представительными (законодательными) органами и органами местного самоуправления, характерны следующие признаки:

    1) они выполняют общезначимые функции;

    2) государственное управление носит  нормативно-распорядительный характер;

    3) подзаконный характер деятельности;

    4) использование властных полномочий.

    В качестве объекта государственного управления можно выделить:

    1) сферу общественной деятельности - здесь различают экономическое,  политическое, социальное, идеологическое  воздействие государства на управляемые субъекты;

    2) структуру общественных отношений,  которая предполагает управление  экономическими, политическими, социальными,  идеологическими процессами и  отношениями в обществе;

    3) характер и объем охватываемых  воздействием общественных явлений, которые служат показателями для различения управления обществом, управления государством, управления отраслями, управления территориями.

Информация о работе Специфика и функции государственного управления